Фрикционный узел Советский патент 1993 года по МПК F16D13/40 F16D55/02 F16D65/92 F16D27/07 

Описание патента на изобретение SU1791641A1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в механизмах типа фрикционных тормозов и муфт.

Известны фрикционные узлы, содержащие установленные с возможностью взаимодействия фрикционные элементы, на одном из которых жёстко закреплен дополнительный фрикционный элемент, установленный с возможностью взаимодействия со вторым фрикционным элементом 1 -{3.

Недостатком данных фрикционных узлов является их низкие эксплуатационные качества, что обусловлено интенсивным изнашиванием контактируемых поверхностей фрикционных элементов, увеличением за счет этого воздушного зазора между ними при разомкнутом положении фрикционного узла и. как следствие этого, ухудшение быстродействия замыкания фрикционного узла и необходимостью частых регулировок зазора. Кроме того, при замыкании фрикционного узла фрикционные элементы со значительной силой ударяются друг о друга, что вызывает сильный шум и вибрацию.

Известен также фрикционный узел, содержащий установленные с .возможностью взаимодействия, основные фрикционные элементы, установленный с возможностью взаимодействия с одним из основных фрикционных элементов и подпружиненный относительно второго основного фрикционного элемента дополнительный фрикционный элемент и ограничитель осевого перемещения последнего, связанный со вторым основным элементом 4. Рабочая поверхность дополнительного фрикционного элемента в разомкнутом положении фрикционного узла выступает над поверхностью второго основного фрикциокного элемента. При замыкании узла первый основной фрикционный элемент, сдвига дополнительный фрикционный элемент

XI

Ю

О

перемещается до соприкосновения со вторым основным фрикционным элементом.

Недостатком данного фрикционного узла является его низкие эксплуатационные качества. Это обусловлено тем, что перио- Дически, после изнашивания части дополнительного фрикционного элемента, выступающей над вторым основным фрикционным элементом,последний также начинает стираться.Тем самым изменяются величины коэффициента трения и среднего радиуса сил трения, что приводит к и зм:ёне;н ига величины момента. Кроме того, по мере изнашивания контактирующих1 поверхностей основных фрикционных элементов и роста за счет этого зазора между ними увеличивается время замыкания фрикционного узла, а п.ри износе выступающей части дополнительного фрйкцшнногб элемента на первый основной фрикцион- н ы и элемент п ере стает п рй р азм ы ка н и и уз- действов ать усилие упругого элемента, подпружииивающего дополнительный фрикционный элемент. Это приводит кухуд- шению параметров быстродействия узла как при замыкании, так и при размыканий.

Цель изобретения-повьгш ёнйё эксплуатационных качеств путем стабилизации ве- лй4йны момента. .: г -: ;-:7Гл р- :;-:

Поставленная цель достигается тем, что в фрикционном узле, содержащем установленные с возможностью взаимодействия основные фрикционные элементы, установленный с возможностью взаимодействия с одним из основных фрикционных элемен- тов и подпружиненный относительно второго основного фрйкционнрго элемента дополнительный фрикционный элемент и ограничитель осевого перемещения последнего, связанный со вторым основным фрикционным элементом, ограничитель выполнен в виде набора тяг. ОДИН конец каждой из которых жестко закреплен на боковой поверхности дополнительного фрик- ционнаго элемента, а второй конец расположен с возможностью взаимодействия со вторым основным фрикционным элементом для восприятия подпружинива- ющего дополнительный фрикционный элемент усилия, причем длина каждой тяги и ее расположение выбраны с учетом следующего соотношения: . ;

Ii-(ai-ai-i) hi , где i - номера тяг;

h - длина соответствующей тяги;

I - расстояние между местом фиксации второго конца соответствующей тяги и фрикционной поверхностью первого основного фрикционного элемента;

0 5 0 5

0 ; 5 0 5 0

5

а - расстояние между первым концом соответствующей тяги и фрикционной поверхностью дополнительного фрикционного элемента;: .

6 - величина относительного перемещения основных фрикционных элементов.

Тяги могут быть выполнены в виде жестких скоб, при этом на втором Основном фрикцйоннбм элементе выполнены упоры и вторые концы скоб расположены с возможностью взаимодействия с С0отв &тствующи- ми упорами, или в виде гибких элементов, которые своим втЪрым концом жёстко за- креплёны на втором основном фрикционном элё.менте :. ;:..;:::. :.;;:,:.;.; :.; - 3;/ л; : -.

Данный фрикционный узел обеспечивает автоматическое перемещение дополнительного фрикционного элемента по мере его износа, исключая при этом стирание основных фрикционных элементов, что повышает эксплуатационные качества узла. Это обеспечивается следующим. , - ,

После износа выступающей части дополнительного фрикционного элемента на величину равную а 1, начинает стираться также конец тяги, закрепленный на боковой поверхности дополнительного фрикционного элемента, после стирания которого первая тяга перестает удерживать дополнительный фрикционный элемент и он смещается на расстояние, ограничиваемое второй тягой. Таким образом, при фиксации дополнительного фрикционного элемента любой последующей тягой износ основных фрикционных элементов будет отсутствовать, что не обеспечивает стабильность величины момента на весь срок службы фрикцибнного узла. : ;

На чертеже изображен предлагаемый фрикционный узел в составе электромеханического фрикционного тормоза при выполнении тяг в виде жестких скоб.

Фрикционный узел содержит первый основной фрикционный элемент 1 в виде дискового якоря, имеющего элементы для крепления на приводном валу в виде цангового зажима 2 и упругой мембраны 3, и второй основной фрикционный элемент 4 в виде магнитопровода растормаживающего электромагнита, имеющего наружное 5 и внутреннее б кольца, между которыми расположена обмотка 7, постоянный магнит 8 и дополнительный фрикционный элемент 9. Последний выполнен в виде фрикционной накладки, подпружиненной упругим элементом 10 в сторону элемента 1. Осевое перемещение элемента 9 в сторону элемента 1 ограничивается ограничителем, выполненным в виде скоб И, 12, один конец каждой из которых жестко закреплен на боковой поверхности элемента 9, а второй конец расположен с возможностью взаимодействия с упорами 13, 14, образованными на торце втулки 15, закрепленной на наружном кольце 5 второго фрикционного элемента 4. Длина каждой скобы выполнена с учетом следующего соотношения:

li-(ai-ai-i) hi , где i-номера тяг;.

h- длина соответствующей тяги;

I - расстояние между местом фиксации второго конца соответствующей тяги и фрикционной поверхностью первого основного фрикционного элемента 1;

а - расстояние между первым концом соответствующей тяги и фрикционной поверхностью 16 дополнительного фрикционного элемента 9;

д - величина относительного перемещения основных фрикционных элементов 1- и.4.

.В других концах скоб 11,12 выполнены отверстия, через которые проходят направляющие штифты 17, закрепленные на втором фрикционном элементе 4. Консольные части штифтов 17 входят в соответствующие отверстия, выполненные во втулке 15.

Тяги могут быть выполнены в виде гибких элементов, например в виде гибких тросиков из стальной проволоки, которые одним концом жёстко закреплены на боковой поверхности дополнительного фрикционного элемента 9 на разных расстояниях от его фрикционной поверхности 16, а вторые концы тяг жестко закреплены на втором основном фрикционном элементе 4, причем длина каждой тяги при таком исполнении также удовлетворяет приведенному выше соотношению.

Фрикционный узел работает следующим образом,

В разомкнутом состоянии фрикционного узла, т. е. когда сбмотка 7 электромагнита находится под напряжением и создает магнитный поток, равный, по величине и направленный встречно магнитному потоку постоянного магнита 8, дополнительный фрикционный элемент 9 смещен упругим элементом 10 в сторону первого фрикционного элемента 1 до упора первой скобы 11 своей загнутой концевой частью в соответствующий упор 13. Поскольку расстояние Н и длина hi выполнены удовлетворяющими условию hi I - д. то конец первой скобы, жестко закрепленный на боковой поверхности элемента 9, будет возвышаться над торцевой плоскостью элемента 4. Соответственно, фрикционная поверхность 16 элемента 9 также будет выступать над

торцевой поверхностью элемента 4, не соприкасаясь при этом с элементом 1, т, к. выполнено Н hi + ai. Следовательно, фрикционный узе71 Находится в разомкнутом по5 ЛОЖеНИИ; - :.-: :- ii isi--ri i.i.:t.,.l™.i,i

При снятии напряжения с обмотки 7 магнитный поток постоянного магнита 8, преодолевая усилие мембраны 3, притягивает первый фрикционный элемент 1 к эле- 0 менту 4, причем величина начального тягового усилия, действующего на элемент

I, определяется величиной этого магнитного потока, которая в значительной степени зависит от величины воздушного зазора д.

5 При этом, поскольку усилие, действующее на элемент 9 со стороны упругого элемента 10, немного меньше, чем тяговое усилие, действующее на элемент 1 со стороны постоянного магнита 8, то элемент 1 смещает

0 элемент 9 в сторону обмотки 7 и притягивается до соприкосновения с кольцами 5 и 6. При смещении элемента 9 концы скоб 11 перемещаются по направляющим штифтам 17. Таким образом, фрикционный узел пере5 ходит в замкнутое положение, при котором (5 0 и, следовательно, тормозное усилие, создаваемое магнитным потоком постоянного магнита 8, имеет максимально возможное значение. При этом силы трения

0 и, соответственно, износ трущихся поверхностей, будут возникать в основном между элементами 1 и 9, т. к. элемент подпружинен к элементу 1 усилием упругого элемента 10, а между элементами 1 и 4 силы трения и

5 соответствующий износ будут практически отсутствовать. Последнее обеспечит постоянство величины д при разомкнутом положении фрикционного узла и, следовательно, постоянство начального тягового усилия,

0 действующего на элемент 1 при замыканий

узла. . -.

После изнора элемента 9 на величину ai начнет стираться также конец первЪй скобы

II, жестко закрепленный на его боковой 5 поверхности, и после его стирания упругий элемент 10 сместит элемент 9 в сторону элемента 1 до упора второй скобы 12 в соответствующий упор 14. Т. к. при этом выполняются УСЛОВИЯ П2 12 - б И 2 Г12 + (32 - 3l),

0 то элемент 9 в разомкнутом положении . фрикционного узла вновь будет возвышаться над поверхностью элемента 4. не соприкасаясь с элементом 1.

После того, как величина линейного из5 носа элемента 9 станет численно равна 32 и

сотрется конец пторой скобы, аксиальное

смещение элемента 9 в сторону элемента 1

при разомкнутом положении фрикционного

узла будет ограничиваться третьей скобой

(на чертеже не показана). Таким образом, в течении всего срока службы величина воздушного зазора 6 несоответственно, действующее на элемент 1 при замыкании начальное тяговое усилие остаются постоянными. Неизменными остаются также коэффициент трения и средний радиус приложения сил трения, что обеспечивает стабильность тормозного момента.

Работа фрикционного узла при выполнении тяг в виде гибких элементов аналогична: по мере износа дополнительного фрикционного элемента начинает стирать-1 ся также конец гибкого элемента, закрепленный на нем, и данный элемент перестает ограничивать осевое перемещение дополнительного фрикционного элемента в сторону первого основного фрикционного элемента. При этом следующий гибкий эле-- мент позволяет накладке сдвинуться ближе к первому фрикционному элементу и снова выступать над вторым фрикционным элементом, компенсируя тем самым износ дополнительного фрикционного элемента. Выполнение тяг гибкими позволяет уменьшить осевую длину фрикционного узла за счёт уменьшения расстояния между обмоткой и дополнительным фрикционным элементом. Это обусловлено тем, что при смещении дополнительного фрикционного элемента в сторону обмртки вторые концы тяг при выполнении последних в виде жестких скоб также смещаются на ту же величину и для исключения их упора в обмотку необходимо предусмотреть соответствующее расстояние до нее. Тяги в виде гибких элементов, оба конца которых закреплены неподвижно, при осевом смещении дополнительного фрикционного элемента изгибаются и не требуют тем самым указанного расстояния между этим элементом и обМОТ- КОЙ. :;-;-:;- ;.;. .. - ; :; -. :- ; ; ; :

Предлагаемый фрикционный узел обеспечивает высокую стабильность выходных параметров, а именно, момента трения и времени замыкания и размыкания. Это достигается за счетчстабильности коэффициента трения и среднего радиуса приложения сил трения, постоянства величины воздушного зазора между первым и вторым основными фрикционными элементами и постоянства суммарного усилия мембраны и упругого элемента, действующего на первый основной фрикционный элемент при размыкании фрикционного узла. Тем самым, предлагаемый фрикционный узел имеет повышенные эксплуатационные качества..

Формула из обретения

1. Фрикционный узел, содержащий тановленные с возможностью взаимодействия основные фрикционные элементы, установленный с возможностью взаимодействия с одним из основных фрикционных элементов и подпружиненный относительно второго основного фрикционного элемента дополнительный фрикционный элемент и ограничитель осевого перемещения последнего, связанный с вторым фрикционным элементом, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств путем стабилизации величины момента, ограничитель выполнен в виде

набора тяг, один конец каждой из которых жестко закреплен на боковой поверхности дополнительного фрикционного элемента, а второй конец расположен с возможностью взаимодействия с вторым фрикционным

элементом для восприятия подпружинива- ющего дополнительный фрикционный элемент усилия, причем длина каждой тяги нее расположение выбраны с учетом соотношеНИЯ :- Т :;- -- :.;-::;- :- .

..-;/.;-:;,;-, -: : . -.. :

li-(ai -аи) hi ,

где I -номера тяг; Ч::;: : , :. ,.,. ч . h-длина соответствующей тяги;

I - расстояние между местом фиксации второго конца соответствующей тяги и фрикционной поверхностью первого основного фрикционного элемента;

а - расстояние между первым концом

соответствующей тяги и фрикционной поверхностью дополнительного фрикционнр- гоэлемента; ; - -;----.

б-величина Относительного перемещения основных фрикционных элементов.

2. Узелпоп. 1, отличающийся тем, что тяги выполнены в виде жестких скоб, а на втором основном фрикционном элементе выполнены упоры, причем вторые концы скоб расположены с возможностью взаимодействия с соответствующими упорами.

3. Узел по п. 1, о т л и ч а ю щи и с я тем, что тяги выполнены в виде гибких элементов, которые своим вторым концом жестко закреплены на втором основном фрикционном элементе. ...

I Ч Ч Ъ

Похожие патенты SU1791641A1

название год авторы номер документа
Фрикционный узел 1989
  • Бочкарев Игорь Викторович
SU1742551A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ФОРМЫ СЕЧЕНИЯ ТРУБОПРОВОДА 1991
  • Адамович В.К.
  • Арчаков Ю.И.
  • Седов В.М.
  • Петреня Ю.К.
RU2008611C1
ШПУЛЕДЕРЖАТЕЛЬ РОТОРА МАШИНЫ ДЛЯ ИЗОЛЯЦИИ НАРУЖНОЙ ПОВЕРХНОСТИ ТРУБОПРОВОДА 2005
  • Макеев Евгений Борисович
RU2300690C2
Исполнительный механизм кордовой авиамодели 1981
  • Фомин Лев Андреевич
  • Фомин Андрей Львович
SU971383A1
АМОРТИЗАТОР С ЭЛАСТИЧНЫМ УЗЛОМ ЦЕНТРИРОВАННОГО ДЕМПФИРОВАНИЯ 2005
  • Пойкер Томас
  • Пельцер Андреас
RU2369785C2
Фрикционная предохранительная муфта 1983
  • Кондратенко Иван Исидорович
SU1232871A1
МЕХАНИЗИРОВАННЫЕ ХИРУРГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ С МЕХАНИЗМАМИ БЛОКИРОВКИ СИСТЕМЫ ЗАПУСКА 2014
  • Шелтон Фредерик Э. Iv
  • Холл Стивен Г.
RU2675082C2
УЗЕЛ СЦЕПЛЕНИЯ 2000
  • Вейдманн Патрик
RU2245464C2
РАБОЧИЕ ОРГАНЫ ДЛЯ ХИРУРГИЧЕСКОГО РЕЖУЩЕГО И СКРЕПЛЯЮЩЕГО ИНСТРУМЕНТА 2009
  • Шелтон Iv Фредерик Э.
  • Шейб Чарльз Дж.
  • Ортиз Марк С.
  • Хоффман Дуглас Б.
  • Вейзман Патрик А.
  • Брювер Дин Б.
  • Долл Кевин Р.
  • Смит Брет В.
  • Келли Уилльям Д.
  • Колата Рональд Дж.
  • Ут Джошуа Р.
  • Вейзенбург Уилльям Б. Ii
  • Морган Джером Р.
  • Мур Кайл П.
  • Рэнсик Марк Х.
  • Холл Стивен Г.
  • Тангуэй Рэндалл Дж.
  • Мессерли Джеффри Д.
  • Робертсон Гэйлен К.
  • Зволински Эндрю М.
  • Свэйзи Джеффри С.
  • Хьютема Томас В.
  • Армстронг Глен А.
  • Парихар Шайлендра К.
  • Корвик Донна Л.
  • Тимм Ричард В.
  • Блэр Грегори Б.
  • Хьюэл Джеффри К.
RU2497464C2
ОДНОРАЗОВЫЕ ЗАГРУЗОЧНЫЕ МОДУЛИ ДЛЯ ХИРУРГИЧЕСКОГО РЕЖУЩЕГО И СКРЕПЛЯЮЩЕГО ИНСТРУМЕНТА 2009
  • Холл Стивен Г.
  • Тангуэй Рэндалл Дж.
  • Мессерли Джеффри Д.
  • Робертсон Гэйлен К.
  • Зволински Эндрю М.
  • Хьюэл Джеффри К.
  • Ортиз Марк С.
  • Хоффманн Дуглас Б.
  • Вейзман Патрик А.
  • Брювер Дин Б.
  • Шелтон Фредерик Э. Iv
  • Блэр Грегори Б.
RU2492818C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 791 641 A1

Реферат патента 1993 года Фрикционный узел

Использование: передача крутящего момента или осуществление торможений с автоматической компенсацией износа. Сущность изобретения: дополнительный фрикционный элемент подпружинен относительно одного из двух основных фрикционных элементов. Последний вместе с дополнительным расположен с возможностью фрикционного взаимодействия со вторым основным фрикционным элементом и связаны ограничителем, который выполнен в виде набора тяг с дискретно изменяющейся величиной, связанных с дополнительным фрикционным элементом в его изнашиваемой зоне. 2 з. п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения SU 1 791 641 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1791641A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Патент США № 3899061, кл
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Система и способ устранения проблем функционирования сервисов в сети передачи данных, содержащей виртуальные машины 2019
  • Буштырёв Евгений Владимирович
RU2747465C2
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Электромагнитный фрикционный тормоз электродвигателя 1987
  • Бочкарев Игорь Викторович
  • Соколов Алексей Алексеевич
  • Масалимов Фарид Ягифарович
  • Бауков Николай Александрович
SU1450043A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
Фрикционный узел 1989
  • Бочкарев Игорь Викторович
SU1742551A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 791 641 A1

Авторы

Бочкарев Игорь Викторович

Даты

1993-01-30Публикация

1990-06-08Подача