Привод насоса питания гидромеханической передачи транспортного средства Советский патент 1993 года по МПК B60K41/22 F16H45/00 

Описание патента на изобретение SU1792849A1

Предлагаемое изобретение относится к транспортной технике, а именно к гидромеханическим передачам преимущественно автомобилей, тракторов и строительно-дорожных машин.

Известен привод насоса питания гидромеханической передачи транспортного средства, осуществляемый от пазов ступицы насосного колеса гидротрансформатора к выступам внутренней шестерни насоса питания, установленной соосно ступице насосного колеса гидротрансформатора.

Недостатком такого привода является, его высокая сложность, связанная с необходимостью отделения полости, в которой располагается привод, от масляного поддона, во избежание вспенивания масла и потерь на барботаж.

Целью предлагаемого изобретения является повышение эффективности путем обеспечения возможности прогрева насоса питания и уменьшение высоты всасывания при упрощении конструкции привода и исключении вспенивания масла.

Указанная цель достигается тем, что наружная шестерня насоса питания с внутренним зацеплением снабжена дополнительным внешним зубчатым венцом, а корпус и крышка насоса выполнены с полостью, охватывающей упомянутый зубчатый венец по окружности за исключением зоны его зацепления с приводной шестерней, расположенной в верхней части насоса. При этом наружная (большая) шестерня насоса одновременно является ведущей в насосе и ведомой в приводе.

Кроме того, с целью уменьшения радиального усилия на наружную шестерню и, соответственно, снижения износа в паре ее посадочной поверхности и гнёзд корпуса и крышки, насос установлен таким образом, что точки контакта приводной шестерни и внешнего венца наружной шестерни насоса и шестерен самого насоса лежат на прямой, соединяющей центры шестерен насоса.

Анализ известного решения и предложенного привода насоса показывает, что использование известных признаков в сочетании с новыми привело к достижению неизвестного ранее результата - обеспечению возможности прогрева насоса питания и уменьшение высоты всасывания при упрощении конструкции привода и исключении вспенивания насоса.

На чертеже представлен привод насоса питания гидромеханической передачи транспортного средства.

Привод состоит из ведущей шестерни 1, приводимой от ступицы 2 насосного колеса

3 гидротрансформатора 4, паразитной шестерни 5 и шестеренного насоса питания 6 внутреннего зацепления.

Насос состоит из внутренней (ведомой)

шестерни 7 с наружным зубчатым венцом 8, наружной (ведущей) шестерни 9 с внут- ренним (насосным) зубчатым венцом 10 и внешним (приводным) зубчатым венцом 11, корпуса 12, крышки 13 корпуса, снабженной

всасывающим 14 и нагнетающим 15 окнами. Корпус 12 и крышка 13 образуют кольцевую незамкнутую полость 16, зубчатого венца 11, выступающего из полости 16 в месте зацепления его с паразитной шестерней 5 выше уровня масла, находящегося в поддоне 17. Насос 6 устанавливается таким образом, чтобы радиальные усилия от зацепления шестерен насоса и шестерен привода взаимно уравновешивались, для чего

точки зацепления зубчатых венцов 8 и 10, а также зубчатых венцов 11 и паразитной шестерни 5 располагаются на одной прямой с центрами 18 и 19 соответственно шестерен 7 и 9..... .. .

Работа привода осуществляется следующим образом:

Крутящий момент от ступицы 2 насосного колеса 3 гидротрансформатора 4 передается на ведущую шестерню 1 и через

паразитную шестерню 5 - на зубчатый венец 11 наружной шестерни 9 насоса. При этом наружная шестерня 9 своим внутренним венцом 10 приводит венец 8 внутренней шестерни 7, обеспечивая работу насоса.

Корпус 12 в сборе с крышкой 13 насоса, центрируя внешнюю шестерню 9, образуют кольцевую полость 16, открытую в зоне зацепления зубчатого венца 11 с паразитной шестерней 5, находящейся выше уровня

масла в поддоне 17, Таким образом кольцевая полость 16 изолирует зубчатый венец 11 от масла, предупреждая вспенивание и барботаж. В то же время всасывающее окно 14 располагается под уровнем масла, уменьшая потери на всасывание.

: За счет изменения внутреннего передаточного числа насоса при приводе от наружной шестерни 9 к внутренней 7, а не

наоборот, как при традиционном приводе, повышается частота вращения насоса и его производительность, что позволяет выполнить его меньших габаритов.

Для уменьшения износов в посадке наружной шестерни 9 в корпус 12 и крышку 13, насос устанавливается таким образом, чтог бы усилия от зацепления шестерни 9 с шестерней 7 и шестерней 5 уравновешивались.

формула изобретения . Привод насоса питания гидромеханической передачи транспортного средства, содержащий зубчатый привод и шестеренный насос внутреннего зацепления, состоящий из корпуса, крышки корпуса со всасывающим и нагнетающим окнами, внутренней шестерни с наружным зубчатым венцом и наружной шестерни с внутренним зубчатым венцом, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности путем эбеспечения возможности прогрева .насоса, уменьшения высоты всасывания при упрощении конструкции привода И исключении вспенивания масла, наружная шестерня насоса снабжена дополнительным вне иним зубчатым венцом, а корпус и

крышка выполнены с полостью, охватывающей упомянутый зубчатый венец по окружности за исключением зоны его зацепления с приводной шестерней, расположенной в верхней части насоса, при этом наружная шестерня насоса одновременно является ведущей в насосе и ведомой в приводе.

2. Привод насоса по п. 1, о т л и ч а ю- щ и и с я тем, что, с целью уменьшения радиального усилия на наружную шестерню и снижения износа в паре ее посадочной поверхности и гнезда корпуса и крышки, насос установлен так, что точки контакта приводной шестерни и внешнего зубчатого венца наружной шестерни насоса и шестерен самого насоса лежат на прямой, соединяющей центры шестерен насоса.

Похожие патенты SU1792849A1

название год авторы номер документа
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА 1995
  • Щербаков Михаил Григорьевич[Ua]
  • Проскурин Валерий Алексеевич[Ua]
  • Олексенко Валентин Владимирович[Ua]
  • Данилов Александр Александрович[Ua]
  • Макаревич Алим Карлович[Ua]
  • Коропец Евгений Николаевич[Ua]
RU2086427C1
Устройство привода вала отбора мощности от гидромеханической коробки передач транспортного средства 1979
  • Шапиро Ефим Михайлович
  • Голубчик Семен Фроимович
SU870209A1
Двухступенчатая гидромеханическая реверсивная коробка передач 1980
  • Выборнов Эдуард Петрович
  • Гируцкий Ольгерт Иванович
  • Середняков Юрий Семенович
  • Иванив Игорь Васильевич
  • Кашицкий Франко Михайлович
  • Галушка Андрей Антонович
  • Панченко Владимир Иванович
  • Влязлов Иван Генрихович
  • Савчук Евгений Павлович
SU1041323A1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Недялков А.П.
  • Азаматов Р.А.
  • Туртанов Е.Д.
  • Выборнов В.Г.
  • Качесов А.А.
SU1837487A1
НАСОС ДЛЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ 2005
  • Нагайцев Максим Валерьевич
  • Харитонов Сергей Александрович
  • Лысков Александр Николаевич
  • Семенов Александр Владимирович
  • Палеев Дмитрий Николаевич
  • Шкутов Дмитрий Дмитриевич
RU2297551C1
РОТОРНАЯ ОБЪЁМНАЯ МАШИНА 2018
  • Иванов Евгений Геннадьевич
RU2701306C1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА ДЛЯ ПУТЕВОЙ МАШИНЫ 2012
  • Исаев Олег Львович
RU2500939C1
Гидромеханическая передача 1971
  • Мазалов Николай Дмитриевич
  • Баранов Владислав Васильевич
  • Дзядык Михаил Николаевич
SU493380A1
РОТОРНАЯ ГИДРОМАШИНА 2010
  • Волков Глеб Юрьевич
  • Смирнов Владимир Викторович
RU2445512C2
Мотор-колесо транспортного средства 1980
  • Ивачев Леонид Михайлович
SU867706A1

Реферат патента 1993 года Привод насоса питания гидромеханической передачи транспортного средства

Формула изобретения SU 1 792 849 A1

SU 1 792 849 A1

Авторы

Никонов Николай Михайлович

Сарибан Андрей Маркович

Стародубцев Вячеслав Михайлович

Соколовский Владимир Исаакович

Даты

1993-02-07Публикация

1990-09-21Подача