Предлагаемое изобретение относится к транспортной технике, а именно к гидромеханическим передачам преимущественно автомобилей, тракторов и строительно-дорожных машин.
Известен привод насоса питания гидромеханической передачи транспортного средства, осуществляемый от пазов ступицы насосного колеса гидротрансформатора к выступам внутренней шестерни насоса питания, установленной соосно ступице насосного колеса гидротрансформатора.
Недостатком такого привода является, его высокая сложность, связанная с необходимостью отделения полости, в которой располагается привод, от масляного поддона, во избежание вспенивания масла и потерь на барботаж.
Целью предлагаемого изобретения является повышение эффективности путем обеспечения возможности прогрева насоса питания и уменьшение высоты всасывания при упрощении конструкции привода и исключении вспенивания масла.
Указанная цель достигается тем, что наружная шестерня насоса питания с внутренним зацеплением снабжена дополнительным внешним зубчатым венцом, а корпус и крышка насоса выполнены с полостью, охватывающей упомянутый зубчатый венец по окружности за исключением зоны его зацепления с приводной шестерней, расположенной в верхней части насоса. При этом наружная (большая) шестерня насоса одновременно является ведущей в насосе и ведомой в приводе.
Кроме того, с целью уменьшения радиального усилия на наружную шестерню и, соответственно, снижения износа в паре ее посадочной поверхности и гнёзд корпуса и крышки, насос установлен таким образом, что точки контакта приводной шестерни и внешнего венца наружной шестерни насоса и шестерен самого насоса лежат на прямой, соединяющей центры шестерен насоса.
Анализ известного решения и предложенного привода насоса показывает, что использование известных признаков в сочетании с новыми привело к достижению неизвестного ранее результата - обеспечению возможности прогрева насоса питания и уменьшение высоты всасывания при упрощении конструкции привода и исключении вспенивания насоса.
На чертеже представлен привод насоса питания гидромеханической передачи транспортного средства.
Привод состоит из ведущей шестерни 1, приводимой от ступицы 2 насосного колеса
3 гидротрансформатора 4, паразитной шестерни 5 и шестеренного насоса питания 6 внутреннего зацепления.
Насос состоит из внутренней (ведомой)
шестерни 7 с наружным зубчатым венцом 8, наружной (ведущей) шестерни 9 с внут- ренним (насосным) зубчатым венцом 10 и внешним (приводным) зубчатым венцом 11, корпуса 12, крышки 13 корпуса, снабженной
всасывающим 14 и нагнетающим 15 окнами. Корпус 12 и крышка 13 образуют кольцевую незамкнутую полость 16, зубчатого венца 11, выступающего из полости 16 в месте зацепления его с паразитной шестерней 5 выше уровня масла, находящегося в поддоне 17. Насос 6 устанавливается таким образом, чтобы радиальные усилия от зацепления шестерен насоса и шестерен привода взаимно уравновешивались, для чего
точки зацепления зубчатых венцов 8 и 10, а также зубчатых венцов 11 и паразитной шестерни 5 располагаются на одной прямой с центрами 18 и 19 соответственно шестерен 7 и 9..... .. .
Работа привода осуществляется следующим образом:
Крутящий момент от ступицы 2 насосного колеса 3 гидротрансформатора 4 передается на ведущую шестерню 1 и через
паразитную шестерню 5 - на зубчатый венец 11 наружной шестерни 9 насоса. При этом наружная шестерня 9 своим внутренним венцом 10 приводит венец 8 внутренней шестерни 7, обеспечивая работу насоса.
Корпус 12 в сборе с крышкой 13 насоса, центрируя внешнюю шестерню 9, образуют кольцевую полость 16, открытую в зоне зацепления зубчатого венца 11 с паразитной шестерней 5, находящейся выше уровня
масла в поддоне 17, Таким образом кольцевая полость 16 изолирует зубчатый венец 11 от масла, предупреждая вспенивание и барботаж. В то же время всасывающее окно 14 располагается под уровнем масла, уменьшая потери на всасывание.
: За счет изменения внутреннего передаточного числа насоса при приводе от наружной шестерни 9 к внутренней 7, а не
наоборот, как при традиционном приводе, повышается частота вращения насоса и его производительность, что позволяет выполнить его меньших габаритов.
Для уменьшения износов в посадке наружной шестерни 9 в корпус 12 и крышку 13, насос устанавливается таким образом, чтог бы усилия от зацепления шестерни 9 с шестерней 7 и шестерней 5 уравновешивались.
формула изобретения . Привод насоса питания гидромеханической передачи транспортного средства, содержащий зубчатый привод и шестеренный насос внутреннего зацепления, состоящий из корпуса, крышки корпуса со всасывающим и нагнетающим окнами, внутренней шестерни с наружным зубчатым венцом и наружной шестерни с внутренним зубчатым венцом, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности путем эбеспечения возможности прогрева .насоса, уменьшения высоты всасывания при упрощении конструкции привода И исключении вспенивания масла, наружная шестерня насоса снабжена дополнительным вне иним зубчатым венцом, а корпус и
крышка выполнены с полостью, охватывающей упомянутый зубчатый венец по окружности за исключением зоны его зацепления с приводной шестерней, расположенной в верхней части насоса, при этом наружная шестерня насоса одновременно является ведущей в насосе и ведомой в приводе.
2. Привод насоса по п. 1, о т л и ч а ю- щ и и с я тем, что, с целью уменьшения радиального усилия на наружную шестерню и снижения износа в паре ее посадочной поверхности и гнезда корпуса и крышки, насос установлен так, что точки контакта приводной шестерни и внешнего зубчатого венца наружной шестерни насоса и шестерен самого насоса лежат на прямой, соединяющей центры шестерен насоса.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА | 1995 |
|
RU2086427C1 |
Устройство привода вала отбора мощности от гидромеханической коробки передач транспортного средства | 1979 |
|
SU870209A1 |
Двухступенчатая гидромеханическая реверсивная коробка передач | 1980 |
|
SU1041323A1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
SU1837487A1 |
НАСОС ДЛЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ | 2005 |
|
RU2297551C1 |
РОТОРНАЯ ОБЪЁМНАЯ МАШИНА | 2018 |
|
RU2701306C1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА ДЛЯ ПУТЕВОЙ МАШИНЫ | 2012 |
|
RU2500939C1 |
Гидромеханическая передача | 1971 |
|
SU493380A1 |
РОТОРНАЯ ГИДРОМАШИНА | 2010 |
|
RU2445512C2 |
Мотор-колесо транспортного средства | 1980 |
|
SU867706A1 |
Авторы
Даты
1993-02-07—Публикация
1990-09-21—Подача