Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения агрегатов во всех случаях, когда требуется предотвратить повреждение одного из агрегатов при разрушении другого.
Известны фланцевые муфты, используемые, например, для соединения валов па- ророй турбины и турбогенератора.
Известное устройство обеспечивает жесткое соединение валов агрегатов, в связи с чем повреждение одного соединенного агрегата часто вызывает разрушение другого.
Также известна предохранительная муфта для соединения валов двух агрегатов, например, турбины и генератора, содержащее закрепленные на валах полумуфты, соединенные между собой шпильками. Указанные шпильки срезаются при перегрузке, расщепляя агрегаты между собой и ..предотвращая повреждения. Сечения шпилек выбираются из условий обеспечения их
разрушения, при превышении вращающего момента на заданную величину. Недостатком конструкции является то, что устройство обеспечивает разрушение шпилек и разьединение.агрегатов только при превышении вращающего момента. При номинальном же моменте, но при внезапной разбалансировке одного из агрегатов, например, в связи с отрывом лопатки турбины расцепление агрегатов не происходит. В то же время именно такой аномальный режим может привести к разрушению агрегатов.
Целью изобретения является повышение надежности путем предотвращения повреждения одного из агрегатов при поломке другого.
Указанная цель достигается тем, что в предохранительной муфте для соединения валов двух агрегатов, например, турбины и генераторы, содержащей закрепленные на валах полумуфты, соединенные между соXI
О
ел
00 4
бой шпильками, в зоне сочленения полумуфт выполнены радиальные отверстия с размещенными в них элементами, передающими крутящий момент, например, цилиндрическими штифтами. На наружных поверхностях элементов выполнены впадины, в которые на часть периметра их поперечного сечения входят упомянутые шпильки. .
На фиг, 1 показан поперечный разрез предохранительной муфты; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - призонная шпилька.
Предохранительная муфта состоит из полумуфты 1, размещенной, например, на залу 2 турбины, и полумуфты 3, размещенной на валу 4 генератора. Полумуфты 1 и 3 соединены между собой призонными шпильками 5, сечение которых выбрано из условий их разрушения при повороте тор- цев полумуфт на заданный угол, превышающий нормативную величину прогиба вала.
Сечение шпилек не рассчитано на передачу номинального крутящего момента в эксплуатационном режиме.
На указанных шпильках 5 для обеспечения точности срабатывания могут быть выполнены кольцевые выточки 6 или сквозные отверстия 7.
В зоне сочленения полумуфт 1 и 3 выполнены радиальные отверстия 8 с размещенными в них элементами 9, передающими
крутящий момент, например, цилиндрическими штифтами. От радиальных в рабочем режиме перемещений элементы 9 удерживаются, например, резьбовыми заглушками
10 или призонными шпильками 5, края, которых заходят во впадины 11 элементов 9. При вращении агрегатов полумуфты 1 и 3 стянуты между собой шпильками 5, обеспечивая Центровку валов 2 и 4, а передача
крутящего момента обеспечивается элементами 9.
При внезапной разбалансировке одного из роторов агрегатов, например, вала 2
турбины при разрушении крепления лопатки изменяется линия его пригиба и торец полумуфты 1 стремится повернуться, сохраняя перпендикулярность линии прогиба. При этом шпильки 5 разрываются, образуется зазор между торцами полумуфт и элементы 9 под действием центробежных сил вылезают из отверстий 8, обеспечивая разъединение агрегатов.
Технический эффект предложения реализуется в повышении надежности, связанной с предотвращением разрушения одного из агрегатов при повреждении другого, вызванного изменением линии прогиба его вала. Экономический эффект связан со стоимостью агрегата, например, турбогенератора, разрушение которого удается предотвратить.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Муфта | 1990 |
|
SU1796788A1 |
ЛЕГКОСЪЕМНОЕ БЕЗЗАЗОРНОЕ КРЕПЕЖНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ФЛАНЦЕВ | 2013 |
|
RU2519996C1 |
МУФТА СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ РОТОРОВ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ | 2005 |
|
RU2272189C1 |
БОЛТОВОЕ БЕЗЗАЗОРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ФЛАНЦЕВ | 2020 |
|
RU2740147C1 |
ВАЛОПРОВОД ТУРБОАГРЕГАТА С СОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ МУФТАМИ, СОВМЕЩЕННЫМИ С ПОДШИПНИКОВЫМИ ОПОРАМИ СКОЛЬЖЕНИЯ, И ОПОРНЫЙ ИЛИ ОПОРНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК ТАКОГО ВАЛОПРОВОДА | 2014 |
|
RU2597182C2 |
РОТОР МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ ТУРБИНЫ | 2002 |
|
RU2230195C2 |
СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ ВАЛОВ ФЛАНЦЕВЫМИ ПОЛУМУФТАМИ С СОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ ПРИЗОННЫМИ БОЛТАМИ | 1995 |
|
RU2087290C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКРЫТИЯ ТРУБОПРОВОДА | 2019 |
|
RU2716938C2 |
МУФТА ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ РОТОРОВ ТУРБИН И СПОСОБ ЕЕ СБОРКИ | 1996 |
|
RU2117195C1 |
Муфта для установки датчика | 2019 |
|
RU2713536C1 |
Использование: в машиностроении, в частности для соединения валов паровой турбины и турбогенератора. Сущность изобретения: муфта содержит две фланцевые полумуфты, соединенные радиально распо.- ложенными вкладышами. Предохранительные свойства муфты в условиях критических изгибающих моментов обеспечивают аксиально расположенные разрушаемые резьбовые элементы с ослабленным сечением, расположенным в плоскости разъема. Резьбовые элементы могут быть выполнены пол- ыми. Каждый вкладыш может быть выполнен слыской на боковой поверхности, а резьбовой элемент расположен в контакте с поверхностью лыски, 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Формула изобретения 1. Муфта, содержащая две фланцевые полумуфты, соединенные между собой ра- диально расположенными вкладышами, и средство осевой фиксации полумуфт, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем придания предохранительных свойств в условиях критических изгибающих моментов в плоскости разъема муфты, средство осевой фиксации выполнено в виде аксиально расположенных разрушаемых резьбовых элементов с ослабленным сечением, расположенным в плоскости разъема.
Фланцевая муфта | 1984 |
|
SU1275151A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1993-02-15—Публикация
1990-12-03—Подача