Изобретение относится к технике промышленного рыболовства, которое может быть использовано при траловом лове рыбы, преимущественно пелагическом.
Известен трал для лова рыбы, содержащий сетной мешок и залавливающую часть, которая имеет верхнюю подбору и распорные элементы передние кромки которых прикреплены к фальшподборе, а задние к верхней подборе. Отличительной особенно- стыо данного трала является то, что он снабжён регулируемым тросом, прикреплённым к середине фальшподборы, последняя закреплена концами на верхней подборе, длина участка верхней подборы между точками крепления фальшподборы превышают длину последней на 1,25-1,35 метра, а длина участка верхней подборы между распорными элементами превышает длину аналогично расположенного участка фальшподборы на 0,25-0,30 метра. Отношение длины каждого распорного элемента к его ширине равно двум, Распорные элементы выполнены из эластичного материала, например, брезента.
Проведенные испытания этого трала, оснащенного распорными элементами /брезентовыми щитками/, показали, что он обеспечивает заданные параметры. Щитки работают надежно, обеспечивая эффективность распора, при минимальном сопротивлении, при этом сокращается время вывода трала на задний горизонт хода.
Однако при спуске трала, в начальный его момент, когда щитки уходят в воду, наблюдались случаи рыскания щитков на правый или левый борт судна и подныривание их под канаты. Щитки запутываются в канатах передней части трала и становятся неработоспособными, что приводит к снижению вертикального раскрытия трала, т.е. к снижению эффективности трала.
Такие случи имели место из-за попадания щитков в кильватерную струю или воздействия на них набежавших волн. Щитки уводит в сторону. Причина такого поведения щитков объясняется тем, что в начале спуска трала в воду нет еще достаточной нагрузки на канаты трала, они не натянуты, имеется слабина канатов. То же самое наблюдалось иногда и при подъеме трала, что приводило к дополнительной работе по распутыванию щитков на палубе, т.е. к дополнительным затратам труда.
Кроме того, при недостаточной скорости подъема и спуска трала наблюдались случаи погружения распорных элементов в воду под действием веса канатной оснастки трала,
Немаловажное значение для хорошей работы распорных элементов имеет правильный подбор длин отдельных участков верхней подборы и фальшподборы, в частности, длины участка между внутренними боковыми кромками распорных элементов по верхней подборе.
Выбор этой величины без учета разницы шага центральной и других ячей передней части трала приводит к перекосу распорных элементов в переходный период от момента стаскивания их в воду канатами ячей передней части трала по слипу до момента, когда сопротивление распорных элементов будет восприниматься канатами верхней подборы и фальшподборы, разница длин которых обеспечит сохранение такого же их положения, как и на палубе судна перед спуском их в воду.
Таким образом, неправильно подобранные величины отдельных участков верхней подборы и фальшподборы приводят к перекосу распорных элементов, появлению их выдувания и образованию по их поверхности гофр, что приводит к ненормальной их работе в процессе траления..
Все вышесказанное приводит к ненадежной и не эффективной работе распорных элементов, а соответственно и не
эффективной работе трала.
Целью изобретения является повышение эффективности работы трала путем обеспечения надежной работы распорных элементов,
Указанная цель достигается тем, что в трале каждый распорный элемент подлине передней кромки снабжен предкрылком, установленным под углом 25-35° к основной плоскости распорного элемента, а также
плавом, установленным на боковых кромках распорного элемента, причем ширина предкрылка составляет 0,15 - 0,20 ширины распорного элемента, ,а положительная плавучесть плава превышает вес в воде канатной ос настки, присоединенной к распорному элементу со стороны этого плава, при этом длину участка верхней подборы между распорными элементами определяют по формуле:.
п Аа+ ДНр.э. (1+cos у
где
а - шаг ячеи первого ряда ячей передней части трала,
а - шаг центральной ячеи первого ряда ячей передней части трала,
+ li
r - длина участка верхней подборы по гужу трала,
1Д - длина участка верхней подборы между точками крепления канатов центральной ячей передней части трала,
р.э. - длина распорного элемента,
0,5. V- arcsin --- - угол между кромкой
8р.э
атаки распорного элемента и осью симметрии трала,
Ьр.э. - ширина распорного элемента,
0,5 ()) - постоянный коэффициент.
Сопоставительный анализ с известным тралом позволяет сделать вывод, что изобретение отличается от него наличием на каждом распорном элементе предкрылка, плава и возможностью с помощью математической формулы определять длину участка верхней подборы между распорными элементами.
Предкрылок, установленный на каждом распорном элементе под углом 25-35°, увеличивает распорную силу, которая в 1,3-1,4 раза выше чем у распорных элементов без предкрылка, обеспечивает устойчивое положение распорных элементов, т.к. предотвращает заныривание распорных элементов под действием кильватерной струи судна в момент схода их в воду и при подходе к слипу при подъеме трала.
Плав придает положительную плавучесть верхней подборе трала в процессе его спуска до момента погружения в воду траловых досок, что обеспечивает стабильное положение распорных элементов на поверхности воды до момента погружения в воду траловых досок.
Предложенное математическое выражение /формула/ для определения длины участка /ЕК/ верхней подборы между распорными элементами позволяет правильно выбрать эту длину с учетом разницы длин верхней подборы и фальшподборы, размеров распорного элемента, шага полуячей первого ряда и шага центральной полуячеи передней части трала. Этим достигается правильная и точная установка распорных элементов на трале с учетом соблюдения и выполнения размерных соотношений элементов трала, изложенных в формуле основного изобретения, а все это способствует исключению перекосов распорных элементов и нормальной их работе при спуске и подъеме трала. Предкрылок распорного элемента занимает заданное положение под углом около 30°, обеспечивая стабильное положение распорного элемента относительно набегающего потока /под углом 11-20°/.
Угол 25-35°, под которым установлен предкрылок по отношению к основной пло- 5 скости распорного элемента, выбран опытным путем, причем оптимальный угол - это угол 30°.
Испытаниями модел и предлагаемого трала установлено, что при тралении рас0 порные элементы, оснащенные предкрылками, сохраняют форму поверхности тора с углом атаки 11-20°, а при подъеме и спуске трала распорные элементы сохраняют положение на поверхности воды/одновременно
5 им обеспечивается одно и то же положение относительно направления буксировки с углом разворота /углом у / распорных элементов относительно оси симметрии трала равным 25-35°, за счет чего исключается
0 спутывание распорных элементов с канатами передней части трала и повышается их надежность работы при эксплуатации.
Испытаниями также установлено, что ширина предкрылка должначбыть в преде5 лах 0,15 - 0,20 ширины /Ьр.э./ распорного элемента. В случае применения предкрылка шириной более чем 0,20 ширины распорного элемента, например, допустим в пределах 0,30, снижается распорная сила, так как
0 предкрылок выдувается потоком воды вверх, а на основной пластине распорных элементов появляются гофры /выдувание материала вдоль потока воды/, что свидетельствует о неполной их загрузке.
5 Применение предкрылка менее 0,15 ширины распорного элемента также неэффективно.
Натурными и модельными испытаниями предлагаемого трала установлено, что рас0. порные элементы суммарной площадью 4 м , оснащенные предкрылками шириной 0,15-0,20 ширины распорного элемента, наиболее эффективны и обеспечивают такое же вертикальное раскрытие трала, как и
5 штатная обычная щитковая оснастка площадью б м2, т.е. подъемная сила гибких рас- порных элементов с предкрылками в 1,5 раза выше, чем штатной щитковой оснастки при той же скорости буксировки трала.
0 На фиг. 1 изображен предлагаемый трал, общий вид; на фиг. 2 - залавливающая часть трала с распорными элементами; на фиг. 3 - распорный элемент с предкрылком, общий вид; на фиг. 4 - схема расположения
5 распорного элемента на трале во время траления; на фиг. 5 - схема расположения распорных элементов при выборке трала на палубу судна и при его спуске.
Трал для лова рыбы содержит залавливающую часть 1 с верхней 2 и нижней 3
подборами, гибкие распорные элементы 4 и 5 и сетной мешок 6.
Гибкие распорные элементы 4, 5 представляют собой полотнища из эластичного материала, например, брезента. Отношение длины /1р.э/ каждого распорного элемента к его ширине /Ьр.э/ равно двум. Распорный элемент имеет переднюю 7 и заднюю 9 кромки. Фальшподбора 8 присоединена к верхней подборе 2 в точках А и Б.
Гибкие распорные элементы 4, 5 расположены симметрично и на одинаковом расстоянии от оси симметрии верхней части трала.
Каждый распорный элемент по всей длине передней кромки 7 снабжен предкрылком 10, установленным с помощью кронштейнов 11 под углом 25-35° к плоскости распорного элемента. Кронштейны 11 изготавливаются из того же материала, что и распорный элемент. Предкрылок является как бы продолжением основной пластины распорного элемента. Ширина предкрылка выбирается преимущественно в пределах 0,15-0,20 ширины распорного элемента.
Распорные элементы крепят передней частью к фальшподборе 8 с помощью кронштейнов 11, а задней кромкой 9 - к участку 12 верхней подборы 2 по гужу трала.
По боковым кромкам распорного элемента установлен плав 13, например, из пенопласта, положительная плавучесть которого выбрана таким образом, что она превышает вес в воде канатной оснастки, присоединенной к распорному элементу со стороны плава.
К середине фальшподборы 8 присоединен регулировочный трос 14, соединенный с лебедкой, установленной на промысловом судне /на рисунке не показан/.
Длина /Ln/ верхней подборы 2 между точками крепления /А и Б/ фальшподборы 8 больше длины /1ф,п/ фальшподборы на 1,25-1,35 м. Длина /In/ участка /ЕК/ верхней подборы 2 между гибкими распорными элементами 4,5 больше длины .п. / аналогично расположенного участка /СД/ фальшподборы 8 на 0,25-0,30 м.
Длина /In/ участка /ЕК/ верхней подборы 2 выбрана с учетом длины участка верхней подборы по гужу трала /lr/, длины распорного элемента Лр.э./, разницы шага ячей /Д а/ первого ряда передней части трала и соотношения размером участка /АБ/ на подборе /Ln/ и фальшподборе /t-ф.п./, что обеспечивает распорным элементам одно и то же положение с углом разворота у в пределах 25-30° относительно направления буксировки как при стаскивании их по слипу в воду за канаты ячей передней части трала, так и при буксировке по поверхности воды в процессе подъема трала на палубу, когда распорные элементы буксируются за канаты подборы 2-й фальшподборы 8.
Длину /In/ участка /ЕК/ определяют по вышеприведенной формуле:
10
п Да+ ДНр.э. (1+cos y)f
Трал работает следующим образом. Определив величину длины участка /ЕК/ верхней подборы, определяют длины
остальных участков верхней подборы и фальшподборы, после чего устанавливают и закрепляют распорные элементы 4,5 на трале.
Перед спуском трала на воду распорные
элементы 4, 5 вместе с другими частями трала раскладывают на палубе рыболовного траулера в положении 1, как показано на фиг. 5, с обеспечением разворота их на угол у 25-30° относительно направления движения при спуске до момента натяжения канатов ячей передней части 1 трала в жгуте. После спуска мешка б в воду под действием встречного потока стягивается в воду жгут канатов передней части трала до распорных
элементов. Затем включают лебедку на траление и распорные элементы за счет натяжения канатов вместе с передней частью трала стаскиваются в воду, при этом они сохраняют угол разворота у в тех же пределах 25-30° относительно направления движения /положение II/, как и при перемещении на палубе /положение I/. Угол разворота у распорных элементов в этот момент обеспечивается уже за счет соотношения
длин соответствующих участков верхней подборы 2 и фальшподборы 8, несущих нагрузку от сопротивления распорных элементов и их предкрылков. При этом, благодаря наличию плава 13 и предкрылка 10, установленного под углом 25-35° к основной плоскости распорного элемента, последние глиссируютпо поверхности воды, не погружаясь и не разворачиваясь, что в совокупности исключает спутывание их с канатами
передней части трала, которые погружаются в воду.
При дальнейшем тралении ваеров и спуске трала под действием встречного потока воды распорные элементы передней своей
частью поднимаются вверх относительно верхней части трала и устанавливаются на оптимальный угол атаки /11-20°/. При дальнейшем погружении трала в воду распорные элементы занимают стабильное положение с углом атаки 11-20°, обеспечивая тралу нужное вертикальное раскрытие.
За счет натяжения регулировочного троса 14 в процессе траления исключается схлопывание, т.е. случайное раскрытие распорных элементов вниз, а не вверх.
Подъем трала производят известным способом.
Благодаря обеспечению при спуске трала /до момента отдачи со стопора траловых досок и спуске их в воду/, а также при подъеме трала положения распорных элементов на поверхности воды с постоянным углом разворота / в пределах 25 - 30°/ относительно направления буксировки трала, достигается более высокая надежность работы распорных элементов, так как исключается их спутывание с канатами передней части трала, обеспечивается их установка на оптимальные углы атаки и стабильное положение в процессе траления.
Все это обеспечивает более эффективную работу трала, так как позволяет не только увеличить скорость траления, но и
сократить потери промыслового времени, что приводит к дополнительному увеличению вылова рыбы при одной и той же мощности судовой силовой установки промыслового судна.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРАЛ ДЛЯ ЛОВА РЫБЫ | 2000 |
|
RU2176874C1 |
Трал для лова рыбы | 1989 |
|
SU1683614A1 |
Канатный разноглубинный трал и способ лова рыбы канатным разноглубинным тралом | 2018 |
|
RU2696081C1 |
Трал для лова водных организмов | 1989 |
|
SU1644859A1 |
РАСПОРНАЯ ТРАЛОВАЯ ДОСКА | 2000 |
|
RU2172584C1 |
Трал для лова рыбы | 1979 |
|
SU884645A1 |
Трал для лова рыбы | 1983 |
|
SU1175414A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛОВА РЫБЫ И МОРСКИХ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ | 1999 |
|
RU2170012C1 |
Устройство для горизонтального раскрытия трала | 1990 |
|
SU1725795A1 |
КРЫЛОВИДНАЯ ТРАЛОВАЯ ДОСКА | 2001 |
|
RU2194388C1 |
Использование: в промышленном рыболовстве для лова рыбы пелагическими тралами. Сущность изобретения: трал содержит залавливающую часть 1 с верхней 2 ,и нижней 3 подборами, гибкие распорные элементы 4, 5 и сетной мешок 6, Имеется фальшподбора 8, которая присоединена к верхней подборе 2. Длина участка верхней подборы между точками крепления фальш- подборы 8 превышает длину последней на 1,25-1,35 м, а длина участка верхней подборы между распорными элементами 4, 5 превышает длину аналогично расположенного участка фальшподборы на 0,25-0,30 м. Каждый распорный элемент 4, 5 по всей длине передней кромки 7 имеет предкрылок, установленный с помощью кронштейнов под углом 25-35° к плоскости распорного элемента. С помощью кронштейнов распорные элементы прикреплены к фэлыиподборе 8, а к верхней подборе 2 - на заднюю кромку. По боковым кромкам распорные элементы снабжены плавом. Для правильной установки распорных элементов на трал длина участка верхней подборы 2 определяется по математическому выражению. 5 ил. (л С
Ф о р мул а и з о б р ете н и я Трал для лова рыбы, содержащий сетной мешок и залавливающую часть, которая имеет верхнюю подбору, фальшподбору и распорные элементы,передние кромки которых прикреплены к фальшподборе, а задние - к верхней подборе, регулируемый трос, прикрепленный к середине фальшподборы, которая закреплена концами к верхней подборе, причем длина участка верхней подборы между точками крепления фальшподборы .превышает длину последней на 1,25-1,35 м, а длина участка верхней подборы между распорными элементами превышает длину аналогично расположенного участка фальшподборы на 0,25 - 0,30 м, о т л - - ичающиися тем, что, с целью повышения эффективности работы трала путем обеспечения надежной работы распорных элементов, каждый распорный элемент по длине передней кромки снабжен предкрылком, установленным под углом 25 - 35° к основной пластине распорного элемента, а также плавом, установленным на боковых кромках распорного элемента, причем ширина предкрылка составляет 0,15-0,20 ширины распорного элемента, а положительная плавучесть плава превышает вес в воде ка- натной оснастки, присоединенной к распорному элементу со стороны этого плава, при этом длина участка верхней подборы между
распорными элементами 1П определяется по формуле
п Да+ А Нр.э. (1+cos у),
где Да а-а ;
а - шаг ячеи первого ряда ячей передней части трала;
а - шаг центральной ячеи первого ряда ячей передней части трала;
Ir - длина участка верхней подборы по гужу трала;
1д - длина участка верхней подборы между точками крепления канатов центральной ячеи передней части трала
р.э. -длина распорного элемента;
05- У агсз1пт-- - угол между кромкой
Ор.э.
атаки распорного элемента и осью симметрии трала;
Ьр.э: - ширина распорного элемента,
о,5 С-п - ц.п.) - (in - KH.) посто.
янный коэффициент.
ф.п. -длина участка фальшподборы между распорными элементами;
Ln - длина подборы;
1-ф.п. - длина фальшподборы.
pue.4
9us. 5
Трал для лова рыбы | 1989 |
|
SU1683614A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1993-02-23—Публикация
1991-06-19—Подача