Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах, передающих крутящий момент между подвижными в аксиальном направлении валами, например в карданных передачах.
Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей путем повышения передаваемого крутящего момента, повышение технологичности, долговечности и улучшение ремонтопригодности.
Указанная цель достигается тем, что соединение валов, содержащее связанную с одним валом цапфу/размещенную в ступице, -жестко связанной с другим валом, и ро- лики, установленные в зазоре между ступицей и цапфой по меньшей мере в один окружной ряд и в контакте с поверхностями последних, снабжено сепаратором, в котором установлены упомянутые ролики, цапфа и ступица выполнены с гладкими цилиндрическими поверхностями, ролики s осевом сечении соединения имеют круглую форму, а в радиальном - овальную и установлены с возможностью вращения относительно их продольных осей и ограниченного
поворота относительно их поперечных осей до полного замыкания между ступицей и устройством; при этом линия, соединяющая две противоположные точки контакта каждого ролика,расположена к касательным к поверхностям цапфы и ступ ицы под угл ом, косинус которого не превышает коэффициента трения скольжения материалов пары трения.
На фиг. 1 изображена схема аксиально- подвижного соединения валов в плоскости, проходящей через ось вращения; нафиг.2 - схема аксиально-подвижного соединения валов в радиальном сечении.
Аксиально-подвижное соединение валов состоит из ступицы 1 и расположенной в ней цапфы 2, которые имеют гладкие цилиндрические поверхности и соединены с валами. В зазбре между ступицей 1 и цапфой 2 расположены ролики 3, которые удерживаются в одном положении и в одной плоскости сепаратором 4, Ролики могут быть размещены в один или несколько окружных рядов. Ролики имеют круглую форму в осевом сечении соединения и могут свободно
ел
с
ч ю х1
Os
XI
09
00
перекатываться между ступицей 1 и цапфой 2 при изменении осевого расстояния между валами. В радиальном сечений соединения ролики имеют овальную форму и могут поворачиваться на небольшой угол до. полного замыкания между цапфой 2 и ступицей 1, при этом линия, соединяющая две противоположные точки контакта каждого ролика, расположена к касательной к поверхностям цапфы 2 и ступицы 1 под углом, косинус которого не превышает коэффициента тре ния скольжения материалов пары трения.
Устройство работает следующим образом. . . ..;; :;;---: :;: Ч:. - .
Под действием крутящего момента происходит поворот в радиальной плоскости соединения роликов 3, контактирующих с цапфой 2 и ступицей 1 до полного замцка- ния между последними/при перемещении цапфы 2 в осевом направлении относительно ступицы 1 ролики 3 перекатываются по их цилиндрическим поверхностям, не теряя контакта с ними.; .
При этом величина передаваемого крутящего момента может быть увеличена за счет увеличения количества роликов в ряду, кроме того каждый ролик передает крутящий момент при любом направлении вращения. Наличие гладких цилиндрических поверхностей на ступице 1 и цапфе 2 не требует специального инструмента для их получения. Отпадает также необходимость в селективном подборе рил иков по размеру, т.к. замыкание роликов между цапфой и ступицей происходит за счет поворота и каждый ролик установится в соответстй/ющее ему положение.
Долговечность соединения повышается за счет отсутствия износа постоянных дорожек качения, т.к. ролики перемещаются по цилиндрическим поверхностям произволь- но.
Форм у л аизобретения Аксиально-подвижное соединение валов, содержащее жестко связанную С одним
валом цапфу, размещенную в ступице, жестко связанной с другим валом, и ролики, установленные в зазоре между ступицей и валом, по меньшей мере, в один окружной ряд в контакте с поверхностями последних,
о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможно - стей .путем повышения передаваемого крутящего момента. .повышения долговечности, технологичности и улучшет
нйя ремонтопригодности, оно снабжено сепаратором, в котором установлены упомянутые ролики, цапфа и ступица выполнены с гладкими цилиндрическими поверхностями, ролики в осевом сечении
соединения выполнены круглой формы, а в
радиальном сечении соединения - овальной
и установлены с возможностью вращения
относительно их продол ьн ых осей и огра ни
ченного поворота относительно их поперечных реей до.полного замыкания между
цапфой и Ступицей, при этом линия,соединяющая две противоположные точки кон
такта каждого ролика, расположёна if
касательным к поверхностям цапфы и сту
пицы под углРм, косинус которого не превышает коэффициента трения скольжения материалов, пары трения..
Составитель Н.Ефремова Редактор М.Кузнецова Техред М.МоргентзлКорректор П.Гереши
ЗаказббвТираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета поизобретениям и открытиям при ГКНТ СССР Ч113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Универсальный шарнир Кипорука | 1990 |
|
SU1776334A3 |
Двухрежимная муфта | 2015 |
|
RU2610756C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАТЫВАНИЯ В БОБИНЫ И РАСКЛАДКИ ГИБКИХ ПОЛИВНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ СИСТЕМЫ КАПЕЛЬНОГО ОРОШЕНИЯ | 2009 |
|
RU2395957C1 |
УПЛОТНЕНИЕ | 2004 |
|
RU2345258C2 |
Стенд для динамических испытаний пневматической шины | 1990 |
|
SU1795336A1 |
МАШИНА ДЛЯ ДОБЫЧИ ЛАКРИЧНОГО СЫРЬЯ | 1999 |
|
RU2163431C1 |
АРМАТУРА ДЛЯ ЗАПИРАНИЯ ИЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ СРЕДЫ | 2007 |
|
RU2423635C2 |
Универсальный шарнир | 1975 |
|
SU551454A1 |
ЭЛЕКТРОМОТОР-КОЛЕСО | 2010 |
|
RU2446061C1 |
ЗАЩИТНОЕ КОЛЬЦО, УПЛОТНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ГАРНИТУРА КРЕСТОВИНЫ С ЦАПФАМИ | 2016 |
|
RU2673276C1 |
.пользование; в машиностроении е соединениях валов, например, карданных передач. Сущность изобретения: в зазоре между ступицей и цапфой, связанными с валами, размещен сепаратор с роликами. Ступица и цапфа выполнены с гладкими цилиндрическими поверхностями. Ролики в осевом сечении соединения имеют круглую форму, а в радиальном - овальную, ролики установлены с возможностью вращения относительно их продольных осей и ограниченного поворота относительно поперечных осей. 2 ил..
Бухарин И.А | |||
и др | |||
Автомобили, конструкция, нагрузочные режимы, рабочие процессы, прочность агрегатов автомобиляТ Учебное пособие для ВУЗов | |||
- М.: Машиностроение, 1973, с | |||
Крутильный аппарат | 1922 |
|
SU233A1 |
Насос | 1917 |
|
SU13A1 |
Авторы
Даты
1993-02-23—Публикация
1991-01-02—Подача