Аксиально-подвижное соединение валов Советский патент 1993 года по МПК F16C3/35 

Описание патента на изобретение SU1797678A3

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах, передающих крутящий момент между подвижными в аксиальном направлении валами, например в карданных передачах.

Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей путем повышения передаваемого крутящего момента, повышение технологичности, долговечности и улучшение ремонтопригодности.

Указанная цель достигается тем, что соединение валов, содержащее связанную с одним валом цапфу/размещенную в ступице, -жестко связанной с другим валом, и ро- лики, установленные в зазоре между ступицей и цапфой по меньшей мере в один окружной ряд и в контакте с поверхностями последних, снабжено сепаратором, в котором установлены упомянутые ролики, цапфа и ступица выполнены с гладкими цилиндрическими поверхностями, ролики s осевом сечении соединения имеют круглую форму, а в радиальном - овальную и установлены с возможностью вращения относительно их продольных осей и ограниченного

поворота относительно их поперечных осей до полного замыкания между ступицей и устройством; при этом линия, соединяющая две противоположные точки контакта каждого ролика,расположена к касательным к поверхностям цапфы и ступ ицы под угл ом, косинус которого не превышает коэффициента трения скольжения материалов пары трения.

На фиг. 1 изображена схема аксиально- подвижного соединения валов в плоскости, проходящей через ось вращения; нафиг.2 - схема аксиально-подвижного соединения валов в радиальном сечении.

Аксиально-подвижное соединение валов состоит из ступицы 1 и расположенной в ней цапфы 2, которые имеют гладкие цилиндрические поверхности и соединены с валами. В зазбре между ступицей 1 и цапфой 2 расположены ролики 3, которые удерживаются в одном положении и в одной плоскости сепаратором 4, Ролики могут быть размещены в один или несколько окружных рядов. Ролики имеют круглую форму в осевом сечении соединения и могут свободно

ел

с

ч ю х1

Os

XI

09

00

перекатываться между ступицей 1 и цапфой 2 при изменении осевого расстояния между валами. В радиальном сечений соединения ролики имеют овальную форму и могут поворачиваться на небольшой угол до. полного замыкания между цапфой 2 и ступицей 1, при этом линия, соединяющая две противоположные точки контакта каждого ролика, расположена к касательной к поверхностям цапфы 2 и ступицы 1 под углом, косинус которого не превышает коэффициента тре ния скольжения материалов пары трения.

Устройство работает следующим образом. . . ..;; :;;---: :;: Ч:. - .

Под действием крутящего момента происходит поворот в радиальной плоскости соединения роликов 3, контактирующих с цапфой 2 и ступицей 1 до полного замцка- ния между последними/при перемещении цапфы 2 в осевом направлении относительно ступицы 1 ролики 3 перекатываются по их цилиндрическим поверхностям, не теряя контакта с ними.; .

При этом величина передаваемого крутящего момента может быть увеличена за счет увеличения количества роликов в ряду, кроме того каждый ролик передает крутящий момент при любом направлении вращения. Наличие гладких цилиндрических поверхностей на ступице 1 и цапфе 2 не требует специального инструмента для их получения. Отпадает также необходимость в селективном подборе рил иков по размеру, т.к. замыкание роликов между цапфой и ступицей происходит за счет поворота и каждый ролик установится в соответстй/ющее ему положение.

Долговечность соединения повышается за счет отсутствия износа постоянных дорожек качения, т.к. ролики перемещаются по цилиндрическим поверхностям произволь- но.

Форм у л аизобретения Аксиально-подвижное соединение валов, содержащее жестко связанную С одним

валом цапфу, размещенную в ступице, жестко связанной с другим валом, и ролики, установленные в зазоре между ступицей и валом, по меньшей мере, в один окружной ряд в контакте с поверхностями последних,

о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможно - стей .путем повышения передаваемого крутящего момента. .повышения долговечности, технологичности и улучшет

нйя ремонтопригодности, оно снабжено сепаратором, в котором установлены упомянутые ролики, цапфа и ступица выполнены с гладкими цилиндрическими поверхностями, ролики в осевом сечении

соединения выполнены круглой формы, а в

радиальном сечении соединения - овальной

и установлены с возможностью вращения

относительно их продол ьн ых осей и огра ни

ченного поворота относительно их поперечных реей до.полного замыкания между

цапфой и Ступицей, при этом линия,соединяющая две противоположные точки кон

такта каждого ролика, расположёна if

касательным к поверхностям цапфы и сту

пицы под углРм, косинус которого не превышает коэффициента трения скольжения материалов, пары трения..

Составитель Н.Ефремова Редактор М.Кузнецова Техред М.МоргентзлКорректор П.Гереши

ЗаказббвТираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета поизобретениям и открытиям при ГКНТ СССР Ч113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Похожие патенты SU1797678A3

название год авторы номер документа
Универсальный шарнир Кипорука 1990
  • Кипорук Геннадий Васильевич
SU1776334A3
Двухрежимная муфта 2015
  • Егоров Аркадий Васильевич
RU2610756C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАТЫВАНИЯ В БОБИНЫ И РАСКЛАДКИ ГИБКИХ ПОЛИВНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ СИСТЕМЫ КАПЕЛЬНОГО ОРОШЕНИЯ 2009
  • Леденев Алексей Михайлович
  • Леденев Денис Алексеевич
  • Захаров Владимир Владимирович
  • Захаров Егор Владимирович
  • Жидков Владимир Михайлович
RU2395957C1
УПЛОТНЕНИЕ 2004
  • Шенк Райнер
  • Пайнта Ральф
RU2345258C2
Стенд для динамических испытаний пневматической шины 1990
  • Русадзе Тамаз Платонович
  • Туриашвили Мераб Иосифович
  • Кбилашвили Давид Гурамович
  • Каркашадзе Олег Давидович
  • Жоржолиани Заза Годердзиевич
  • Русадзе Паата Тамазович
SU1795336A1
МАШИНА ДЛЯ ДОБЫЧИ ЛАКРИЧНОГО СЫРЬЯ 1999
  • Галда А.В.
  • Салдаев А.М.
RU2163431C1
АРМАТУРА ДЛЯ ЗАПИРАНИЯ ИЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ СРЕДЫ 2007
  • Кук Маттиас
  • Линдель Манхардт
  • Шиллер Вольфганг
RU2423635C2
Универсальный шарнир 1975
  • Дмитриев Александр Семенович
  • Андронов Михаил Михайлович
SU551454A1
ЭЛЕКТРОМОТОР-КОЛЕСО 2010
  • Басинюк Владимир Леонидович
  • Мардосевич Елена Ивановна
RU2446061C1
ЗАЩИТНОЕ КОЛЬЦО, УПЛОТНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ГАРНИТУРА КРЕСТОВИНЫ С ЦАПФАМИ 2016
  • Штайн, Томас
RU2673276C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 797 678 A3

Реферат патента 1993 года Аксиально-подвижное соединение валов

.пользование; в машиностроении е соединениях валов, например, карданных передач. Сущность изобретения: в зазоре между ступицей и цапфой, связанными с валами, размещен сепаратор с роликами. Ступица и цапфа выполнены с гладкими цилиндрическими поверхностями. Ролики в осевом сечении соединения имеют круглую форму, а в радиальном - овальную, ролики установлены с возможностью вращения относительно их продольных осей и ограниченного поворота относительно поперечных осей. 2 ил..

Формула изобретения SU 1 797 678 A3

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1797678A3

Бухарин И.А
и др
Автомобили, конструкция, нагрузочные режимы, рабочие процессы, прочность агрегатов автомобиляТ Учебное пособие для ВУЗов
- М.: Машиностроение, 1973, с
Крутильный аппарат 1922
  • Лебедев Н.Н.
SU233A1
Насос 1917
  • Кирпичников В.Д.
  • Классон Р.Э.
SU13A1

SU 1 797 678 A3

Авторы

Кипорук Геннадий Васильевич

Даты

1993-02-23Публикация

1991-01-02Подача