Изобретение относится к устройствам, предназначенным для ручного оперативного регулирования направления светового потока фары непосредственно с места водителя, например для ориентирования на местности,
Цель изобретения - повышение надежности в работе.
На фиг. 1 показано предлагаемое устройство и установка его на крыше кабины: на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3, 4 и 5 - конструкция колец, входящих в пакет; на фиг. 6 - вид Б на фиг. 1; на фиг. 7 - разрез В-В на фиг. 1.
Устройство содержит направляющую втулку 1, закрепленную на крыше 2. Втулка 1 выполнена со сферическим гнездом для размещения в нем соответствующей сферической головки полого валика 3. Противоположный конец валика 3 выполнен с радиальными пазами 4. Направляющая втулка 1 содержит также радиальное отверстие, в котором свободно расположен штифт 5 с лысками, входящими в продольный паз 6 на сферической головке валика 3. Внешняя полусфера 7 закреплена на втулке 1, а примыкающая к ней внутренняя полусфера 8 удерживается промежуточной втулкой под действием пружины 9. Поводок 10 расположен коаксиально относительно втулки 1 и пружины 9 и проходит сквозь полость валика 3, На одном конце поводка закреплен корпус фары 11, а на другом - рукоятка 13. Промежуточная часть поводка 10, расположенная в зоне радиальных пазов валика 3, выполнена с лысками 13. Устройство содержи пакет. 14 чередующихся колец, одно из которых 15 выполнено U-об- разной формы для взаимодействия с лысками 13, а другое 16 - с выступами для взаимодействия с радиальными пазами 4 и отверстием для размещения в нем поводка 10. Нижнее кольцо 16 выполнено с выступами 17, обращенными в сторону регулировочной гайки 18, навернутой на резьбовой конец полого валика 3. Гайка 18 несет радиальные пазы 19 для взаимодействия со сферическими поверхностями выступов 17. В радиальных пазах валика 3 между нижним кольцом 16 и поверхностью гайки 18 расположены бурты втулки 20. Вторая втулка 21 . закреплена на поводке 10с помощью штифта 22, Обе втулки выполнены с выступами 23 и 24 соответственно, направленными навстречу друг другу. Между верхним торцом пружины 9 и внутренней полусферой 8 расположены уплотнительное кольцо 25 и про- межуточная втулка 26.
Устройство работает следующим образом.
Вращением регулировочной гайки 18 подбирают усилие пружины 9, при котором корпус фары 11 удерживается в заданном положении при отсутствии воздействия на
рукоятку 12, При этом усилие пружины 9 замыкается на крыше 2 кабины в одном направлении через уплотнительное кольцо 25, промежуточную втулку 26, внутреннюю полусферу 8, внешнюю полусферу 7 и болты
крепления направляющей втулки 1, а в другом направлении через пакет 14 чередующихся колец, бурты втулки 20, гайку 18, сферическую головку валика 3 и болты крепления втулки 1. Поворот гайки 18 сопровожу
5 дается набеганием цилиндрической поверхности паза 19 на сферический конец выступа 17, благодаря чему пружине 9 сообщается дополнительная деформация. После поворота гайки 18 на угол 180° выступы 17
0 снова попадают в пазы 19, фиксируя положение гайки. Изменение направления луча фары осуществляется путем воздействия на рукоятку 12. Перемещение рукоятки в поперечной плоскости вызывает изменение по5 ложения фары 11 за счет взаимного перемещения сферических поверхностей валика 3 и втулки 1. При перемещении рукоятки 12 в продольной плоскости дополнительно происходит осевое перемещение
0 штифта 5, а положение его в пазу б фиксирует систему от поворота вокруг оси поводка 10. Изменение направления луча фары в горизонтальной плоскости осуществляется вращением рукоятки 12. При этом происхо5 дит поворот поводка 10 и связанного с ним корпуса фары 11 относительно валика 3. Фиксация корпуса фары 11 происходит под воздействием пружины за счет возникновения сил трения в паре внешняя полусфера
0 у - внутренняя полусфера 8, а также в пакете 14 чередующихся колец. Поворот по-, водка 10 в пределах угла ± 85° ограничивается, втулками 20 и 21. выступы 23 и 24 которых в крайних положениях со5 прикасаются. Этим устраняется возможная травма электрического провода фары. Кольцо 25 под действием пружины 9 постоянно находится в реформированном состоянии, благодаря чему обеспечивается, его приле0 гание одновременно к поверхностям поводка 10 и валика 3.
Формула изобретения 1. Устройство для регулирования положения фары транспортного средства, со5 держащее закрепленную на кабине направляющую втулку, расположенный в ней полый валик, установленное в нем уплотнительное кольцо и охватываемый им поводок, одним концом связанный с корпусом Фары, а другим - с управляющей рукояткой.
регулировочную гайку на полом валике, пружину, опирающуюся на гайку, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности в работе, оно снабжено опорой, выполненной из двух частей полусфериче- ской формы, вставленных одна в другую, пакетом колец, промежуточной втулкой и ограничительным приспособлением, полый валик выполнен на-одном конце со сферической головкой для размещения ее в ответ- ном элементе направляющей втулки и радиальным пазом на другом конце, взаимодействующем с одним из колец, выполненным с выступами и отверстием для размещения в нем поводка, выполненного с лысками в средней части, взаимодействующими с другим кольцом, выполненным 0- образной формы, при этом промежуточная втулка, пружины и пакет колец расположены в полости валика, а одна из частей опоры закреплена на кабине и через промежуточную втулку и другую часть опоры связана с пружиной, взаимодействующей с регулировочной гайкой через пакет колец, а ограничительное приспособление содержит две коаксиально расположенные на поводке втулки с выступами, одна из которых закреплена на поводке, а другая - в радиальных пазах валика между гайкой и наружным кольцом пакета, при этом указанные выступы направлены навстречу друг другу.
2. Устройство поп. 1, о т л и ч а ю щ е е- с я тем, что, с целью обеспечения фиксации гайки, наружное кольцо пакета выполнено с выступами со сферическими поверхностями для взаимодействия с радиальными пазами цилиндрической формы на торце гайки,
3. Устройство по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю- щ е е с я тем, что уплотнительное кольцо расположено между пружиной и промежуточной втулкой.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов | 1981 |
|
SU1123554A3 |
Устройство для управления трансмиссией транспортного средства | 1983 |
|
SU1183409A1 |
Кран для агрессивных сред | 1973 |
|
SU479918A1 |
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПРИВОД | 2004 |
|
RU2464451C2 |
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПРИВОД | 2004 |
|
RU2268401C2 |
КРАН ОТОПИТЕЛЯ ШАРОВОЙ | 2004 |
|
RU2272205C1 |
ДВЕРНОЙ ЗАМОК | 2004 |
|
RU2264514C1 |
Безынерционная катушка с самоподсекателем | 2016 |
|
RU2624203C1 |
ЛЮЛЕЧНО-РАМНЫЙ ПОВОДОК | 1998 |
|
RU2136529C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАРЕЗАНИЯ РЕЗЬБЫ НА КОНЦАХ ТРУБ | 2005 |
|
RU2297306C1 |
Использование: в транспортном машиностроении для ручного оперативного регулирования направления светового потока фары непосредственно с места водителя, например для ориентирования на местности. Сущность изобретения: устройство содержит закрепленную на крыше 2 направляющую втулку 1, расположенный в ней полый валик 3 со сферической головкой на конце и радиальным пазом на противоположном резьбовом конце, а также поводок 10, на одном конце которого закреплена фара 11, а на другом-рукоятка 12. Устройство содер жит пакет 14 колец, одно из которых, выполнено и-образно.й формы и взаимодействует со средней частью поводка, выполненной с лысками 13. Другое кольцо пакета 14 выполнено с выступами, расположено в радиальном пазу валика 3. Фиксация фары 11 в заданном положении осуществляется с помощью регулируемой пружины 8 путем обеспечения трения между внутренней и внешней полусферами 8 и 7, а также в пакете 14 чередующихся колец. 2 з.п. ф-лы, 7 ил. СО с
1$ Фиг.З
Фиг.5
Редактор
Составитель И.Кулий Техред М.Моргентал
Корректор Н.Бучок
Устройство для регулирования положения фары транспортного средства | 1978 |
|
SU742197A1 |
Авторы
Даты
1993-03-15—Публикация
1991-05-05—Подача