Изобретение относится к рузоподъему. Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей путем создания упрощенной гибкотрансформируемой конструкции в зависимости от веса и габаритов затрнувшего объекта.
Предложенная конструкция судна позволяет избавиться от сложных грузоподъемных устройств, такелажа и трудоемких глубоководных водолазных работ. Модульный принцип построения судна позволяет экономически выгодно создавать суда предложенного назначения различных архитектурно-конструктивных типов различной грузоподъемности. Предложенная конструкция судна позволяет сократить трудовые затраты на подготовку спасательных операций, совместить поиск и доставку подъемны средств непосредственно к затонувшему объекту, автоматизировать захват объекта схватами манипуляторов, увеличить глубину подъема, tvoBbicvfTb грузоподъемность, управлять положением судна п ри его движений во время подъема с объектом на поверхность и осуществлять транспортировку поднятого объекта в порт назначения. Размещение энергодвИжиТель- ных установок в капсулах прочного корпуса позволяет осуществлять судну подводное, плавание на больших глубинах и в течение продолжительного времени. Наличие дви- жительных установок, шарнирно связанных с корпусом и скрепленных с флюгерным устройством, позволяет избавить судно от влияний донных течений при подходе к затонувшему объекту и при стоянке во время позицИи ыко кй с ним.
На фиг. 1 изображено погружноё судно
для подъема затонувших объектов, вид сбоv ку, начало; на фиг.2 - то же, продолжение;
на фиг, 3 г погружноё судно для подъема
затонувших объектов вид спереди.
Погружная конструкция судна для подъема затонувших объектов содержит грузозахватные модуль-агрегаты 1, рабочие поплавковые модули 2, носовые вспомогательные поплавковые модули 3, кормовые вспомогательные поплавковые модули 4, кормовые энергетические модуль-агрегаты 5, гидроакустические модуль-агрегаты 6, флюгерно-движительные модуль-агрегаты 7 и модуль системы управления 8. Грузозахватный модуль-агрегат 1 состоит из поперечной грузовой балки 9, жёстко связанной с двумя опорными двухсторонними фланцами 10, 11, предназначенными для стыковки с двух сторон с рабочими поплавковыми модулями 2, образующими ката маранную систему судна. Поперечная грузовая балка 9 несет на себе прожекторы 12, 13, телевизионные камеры наблюдения 14, 15, водометные движители 16,17 и схват 1.8 со сменньь ми губками 19 и механизмом привода 20. Схват 18 снабжен механизмом его подъема
и опускания, закрытым кожухом-обтекателем На пилоне обтекаемой формы грузовая балка 9 несет опорный фланец 22 для установки модуля системы управления 8 либо флюгерно-движительного модуль-агрегата 7, Модуль системы управления 8 выполнен в виде глубоководной спасательной камеры с иллюминаторами обозрения и прожектором 23. Он оснащен радиоэлект-. ронной аппаратурой, обладает положитель5 ной плавучестью и стыкуется с опорным фланцем 22 грузозахватного модуль-агрегата 1 посредством управляемого разъемного соединения 24, оснащенного пиропатронами. Рабочие, вспомогательные носовые и
0 кормовые поплавковые модули 2,3,4 выполнены в виде понтонов легкой конструкции различной конфигурации. Понтоны всех рабочих поплавковых модулей имеют цилиндрическую форму единого диаметра. Все
5 поплавковые модули оснащены герметичными контейнерами 25 с законсервированным в них гидрореагирующим веществом 26, .предохранительными клапанами 27, управляемыми вентиляционными клапанами
0 2S, шпагатами 29 с управляемыми заслонками и крышками люков 30. Предохранительные клапаны 27 настроены на определенный перепад давлений между внутренней атмосферой понтонов и окружа5 ющим забортным пространством. Герметичные контейнеры 25 снабжены мембранными клапанами 31 принудительного действия с управляемыми пиропатронами. Понтоны носового вспомогательного
0 поплавкового модуля 3 снабжены низкорасположенными горизонтальными рулями 32. Кормовые энергетические модуль-агрегаты 5 выполнены в виде капсулы прочного корпуса с расположенными в ней аккумулятор5 ной батареи, дизель генератора и маршевого электродвигателя с гребным винтом 33. Кормовые энергетические модуль-агрегаты 5 снабжены низкорасполо женными горизонтальными рулями 34 и
0 вертикальными рулями 35, 36. Гидроакустические модуль-агрегаты 6 содержат эхолоты глубины погружения и отстояния от дна и гидролокаторы обзора в горизонтальной и вертикальной плоскостях, Гидролокаторы
5 обеспечения стыковки с затонувшим объектов 37 расположены в губках 19 схватов 18 грузозахватных модуль-агрегатов 1. Флюгерно-движительные модуль-агрегаты 7 содержат флюгеры с электродвигателями и гребными винтами. Стыковка блоков-модулей, образующих судно для подъема затонувших объектов, осуществляется с помощью болтовых разъемных соединений. Погружное судно для подъема затонувших объектов в виде блочно-модульной конструкции позволяет из различных модуль-агрегатов создавать суда различного назначения, что позволит варьировать как грузоподъемностью судна, так и его приспо- сабливаемостью к подъему затонувших объектов различной конструкции.
Подъем затонувших объектов с помощью предложенного устройства осуществляется следующим образом.
Погружное судно для подъема затонувших объектов подходит к месту его гибели в надводном положении, а затем осуществляет динамическое погружение с включенными прожекторами 23 и с открытыми заслонками шпигатов 29, но при закрытых вентиляционных клапанах 28. Погружение судна осуществляется по наклонной траектории с носовыми дифферентом 10-15° на определенном расстоянии от координаты места подъема. Погружение судна производят при положительной плавучести, управляя горизонтальными рулями 32, 34. После потери положительной плавучести за счет сжатия в понтонах воздуха давлением забортной воды, поступающей через шпигаты 29, движение до заданной глубины судно осуществляет при отрицательной плавучести. На заданной глубине (выше уровня залегания затонувшего объекта) экипаж включает срабатывание пиропатронов мембранных клапанов 31 герметичных контейнеров 25 носовых и кормовых вспомогательных поплавковых модулей 3,4. В результате расконсервации герметичных контейнеров 25 содержащееся в них гидро- реагирующее вещество 26 вступает в реакцию с водой. Генерирующийся, при этом водород осуществляет продувку понтонов вспомогательных поплавковых модулей 3,4, обращая отрицательную плавучесть судна в нулевую. При этом не исключается возможность регулировки плавучести и дифферента судна посредством включения в работу вентиляционных клапанов 28. После этого осуществляется поиск затонувшей лодки 37 известным способом, используя гидроакустическую технику судна, сосредоточенную в гидроакустическом модуль-агрегате 6, производя последовательный обход предполагаемой зоны залегания затонувшего объекта. После того, как. найдена затонувшая подводная лодка 37, экипаж судна производит оценку окружающей среды визуально, с помощью гидроакустической
техники, посредством телевизионных камер
14. 15 и наружных датчиков системы управ ления. Оценив обстановку, экипаж судна выбирает курс подхода к затонувшей подводной лодке, а при наличии донных теченийвключает в работу флюгерно-движительные модуль-агрегаты 7 и создает ими тягу, компенсирующую влияние донного течения на судно. Экипаж подводит судно на малой скорости к
0 затонувшей подводной лодке 37, ориентируясь ее продольной оси, на такой высоте, чтобы не задеть схватами 18с губками 19 за счет легкий корпус ее рубки. Судно устанав5 ливается в удобное положение относительно затонувшей подводной лодки. Для этой цели экипаж пользуется передним и задним ходами судна, включая в работу маршевые электродвигатели кормовых энергетиче0 ских модуль-агрегатов 5 с гребными винтами 33, а также вертикальными и боковыми перемещениями за счет использования водометных движителей 16, 17 грузозахватных модуль-агрегатов 1. Контроль за
5 положением судна относительно затонувшей подводной лодки 37 экипаж ведет по приборам гидроакустики, с помощью телевизионной системы, камер наблюдения 14,
15. при включенных прожекторах 12, 13 и
0 визуально. Заняв удобное положение, судно зависает над затонувшим объектом. Экипаж с помощью водометных движителей 16, 17 садит судно на затонувшую подводную лодку 37 и подает сигнал на срабатывание
5 приводов 20 схватов.18. Схваты 18 сжимают губками 19 корпус затонувшей подводной лодки 27 до тех пор пока не сработают датчики усилия зажима и не отключат приводы 20. После проверки качества стыковки визу0 ально, с помощью телевизионной системы и по приорам гидроакустики, экипаж подает сигнал на включение в работу привода подъема схватов 18. При этом судно опускается вниз до соприкосновения с донной поверх5 ностью океана, а схваты 18 прячутся в кожу- хи-обтекатели 21 грузозахватных модуль-агрегатов 1. После того, как судно село на грунт,приводы производят подъем схватов 18 вместе с затонувшим объектов,
0 отрывая его от грунта. Оторвав затонувший объект от грунта,экипаж подает сигнал на всплытие. В результате чего происходит срабатывание пиропатронов мембранных клапанов 31 герметичных контейнеров 25
5 рабочих поплавковых модулей 2 и раскон- сервация гидрореагирующего вещества 26. В результате чего происходит продувка поплавковых рабочих модулей. После продув ки понтонов судно с затонувшим объектом всплывает на поверхность океана. С ппдьемом на поверхность давление окружающей водной среды падает. Выравнивание давления между забортным пространством и внутренним объемом понтонов осуществляется за счет истечения газа через открытые шпигаты 29 в окружающую среду. На глубине 50-30 м закрываются шпигаты 29 и давление внутри понтонов регулируется предохранительными клапанами 27. При аварийной ситуации экипаж может покинуть судно вместе с модулем системы управления 8, подав сигнал на срабатывание пиропатронов разъемного соединения 24. Освободившись от корпуса судна, модуль системы управления 8, обладая положительной плавучестью, всплывает с экипажем на поверхность. Поднятую подводную лодку судно транспортирует в порт назначения для ремонта. Разгрузка судна производится в сухом донке.
Практическое использование погруж- ного судна для подъема затонувших объектов позволит осуществить подъем со дна морей и океанов всех затонувших кораблей, подводных лодок и других объектов, представляющих в настоящее время материальную ценность для современного человечества. Определенная часть затонувших обьектов представляет для современной науки и техники познавательный интерес. Подъем их необходим с целью детального изучения обстоятельств и причин гибели. Предложенное устройство предоставляет возможность очистить донную поверхность морей и океанов от затонувших, либо специально затопленных, экологически вредных объектов с целью оздоровления окружающей землю среды.
Формула изобретения
1. Погружное судно для подьема зато нувших объектов, содержащее продольно расположенные пары поплавковых емко5 стей с системой продувки и грузовые схваты, отличающееся тем. что, с целью , расширения эксплуатационных возможностей путем создания упрощенной гибкот- рансформируемой конструкции в
0 зависимости от массы и габаритов затонувшего объекта, в нем поплавковые емкости жестко связаны между собой посредством разъемных соединений с образованием корпуса катамаранного типа, при этом по мень5 шей мере одна пара поплавковых емкостей снабжена жестко связанной с ними поперечной балкой с закрепленными на ней грузовыми схватами.
2. Судно по п.1,отличающееся 0 тем, что в нем система продувки поплавковых емкостей выполнена в виде заполненных зарядом гидрореагирующего вещества герметичных контейнеров, снабженных механизмом их вскрытия и установленных в 5 донной части поплавковых емкостей.
3. Судно по п. 1,отличающее с я тем, что, с целью исключения влияния подводных течений на ориентацию судна относительно затонувшего объекта, оно 0 снабжено движительными установками, шарнирно связанными с корпусом и скрепленными с флюгерным устройством.
4. Судно по п,1,отличающееся
тем, что оно снабжено рубкой, выполненной
5 в виде глубоководной спасательной камеры.
5. Судно по п. 1.отличающееся тем, что оно снабжено энергодвижительной установкой, размещенной внутри прочного, корпуса.
2 ff
Редактор С. Кулакова
V V
iff fO 25 29 37 W 38 33
Фи. 2
Составитель Ю. Ткаченко
Техред М.Моргентал Корректор1 С. Лисина
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БЫСТРОХОДНОЕ СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО | 2023 |
|
RU2798921C1 |
СУДОПОДЪЕМНИК-СПАСАТЕЛЬ | 2003 |
|
RU2261819C2 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ КОМАНДЫ ЗАТОНУВШЕГО СУДНА, ПОДЪЕМА И БУКСИРОВКИ ПОСЛЕДНЕГО | 2001 |
|
RU2235039C2 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА | 2005 |
|
RU2359861C2 |
ГЛУБОКОВОДНЫЙ ДОБЫЧНОЙ КОМПЛЕКС И ТЕЛЕУПРАВЛЯЕМЫЙ ПОДВОДНЫЙ РОБОТ | 2002 |
|
RU2214510C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО СУДНА | 1990 |
|
RU2025403C1 |
ГАЗОГЕНЕРАТОР ДЛЯ УСТРОЙСТВА СУДОПОДЪЕМА С БОЛЬШИХ ГЛУБИН, УСТРОЙСТВО СУДОПОДЪЕМА С БОЛЬШИХ ГЛУБИН И СПОСОБ СУДОПОДЪЕМА С БОЛЬШИХ ГЛУБИН | 2011 |
|
RU2476347C2 |
КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО СУДНА | 2001 |
|
RU2246421C2 |
Модульный судоподъемный комплекс-док | 2020 |
|
RU2747062C1 |
КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДЪЕМА И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ЗАТОНУВШИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК И ДРУГИХ СУДОВ | 2009 |
|
RU2390460C1 |
Изобретение относится к подъему затонувших объектов. Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей погружного судна путем создания упрощенной гибкотрансформируе- мой конструкции в зависимости от веса и габаритов затонувшего объекта, а также исключение влияния подводных течений на ориентацию относительно затонувшего объекта. Цель достигается тем, что в погружном судне для подъема затонувших объектов продольно расположенные пары поплавковых емкостей жестко связаны между собой посредством разъемных соединений с образованием корпуса катамаранного типа, а по меньшей мере одна пара поплавковых емкостей снабжена жестко связанной с ними поперечной балкой 9 с закрепленными на ней грузовыми схватами 18. Система продувки поплавковых емкостей выполнена в виде заполненных зарядом гидрорёаг-ирующегб вещества герметичных контейнеров, снабженных механизмом их вскрытия и установленных в донной части поплавковых емкостей. При этом погружное судно снабжено движительными установками, шар- нирно связанными с корпусом и скрепленными с флюгерным устройством 7, а также рубкой 8, выполненной в виде глубоководной спасательной камеры. 4 з.п.ф- лы, 3 ил.
Патент США № 3541986, кл, В 63 С 7/03, 1970. |
Авторы
Даты
1993-04-07—Публикация
1990-03-05—Подача