Изобретение относится к авиационной технике, а именно к взлетно-посадочным устройствам.
Цель изобретения - упрощение эксплуатации и снижение нагрузок на опору при стояночном обжатии.
Под действием лобовой силы на колесе происходит угловое перемещение качающейся телескопической амортизационной стойки вокруг узла ее крепления в направлении действия силы. Подкос, препятствую-, щий этому перемещению, создает в звеньях шлиц-шарнира усилия, вертикальные составляющие которых дополнительно обжимают амортизационную стойку относительно ее положения до действия лобовой силы. При этом происходит поглощение и частичное рассеяние энергии лобового воздействия. При любом (в пределах рабочего) обжатии амортизационной стойки ее шток разгружается усилием в нижнем звене шлиц-шарнира и практически не изгибается от лобовых и вертикальных сил. При совпадении направления продольной оси верхнего звена шлиц-шарнира и узла крепления амортизационной стойки разгрузка становится 100-процентной. Прочность штока определяется боковыми силами. Как и при рычажной подвеске конструкция опоры с качающейся телескопической амортизационной стойкой уменьшает уровень лобовых нагрузок при наезде на препятствие и увеличивает декремент затухания переходных процессов, что уменьшает силонагружен- ность шасси и летательного аппарата в целом и улучшает их эксплуатационные характеристики. Отсутствие ограничений по расположению подкоса улучшает условие компоновки опоры и упрощает эксплуатацию..
Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемая опора шасси летательного аппарата с качающейся телескопической амортизационной стойкой отличается тем, что верхнее звено шлиц- шарнира выполняется в 1,5-2,5 раза длиннее нижнего, звена и составляет 1,1-2,2 хода штока, а место крепления верхнего звена шлиц-шарнира к цилиндру амортизационной стойки выбрано так, что узел крепления амортизационной стойки находится в пределах угла, являющегося вертикальным углу качания верхнего звена шлиц-шарнира вокруг его узла крепления к цилиндру амортизационной стойки,
На фиг.1 изображена схема опоры шасси летательного аппарата с качающейся телескопической амортизационной стойкой, вид сбоку до и после действия лобовой силы: на фиг.2 - параметры, используемые далее в тексте.
Опора шасси летательного аппарата состоит из телескопической амортизационной
стойки 1, к цилиндру 2 и штоку 3 которой крепятся соответственно длинное верхнее 4 и короткое нижнее 5 звенья шлиц-шарнира, связанные шарнирно в центральном узле 6 с подкосом 7, Амортизационная стойка 1 и
подкос 7 связаны с каркасом летательного аппарата посредством узлов крепления 8 и 9 соответственно. На штоке 3 амортизационной стойки 1 подвижно закреплено колесо 10.
Опора шасси летательного аппарата с качающейся телескопической амортизационной стойкой работает следующим образом.
Лобовая сила Рх-стремится повернуть
амортизационную стойку 1 вместе со звеньями 4 и 5 шлиц-шарнира вокруг узла ее крепления 8 в направлении действия силы Рх, Подкос 7, связанный со звеньями 4 и 5 шлиц-шарнира, ограничивает перемещение
по оси X соединяющего их центрального узла 6. В результате в звеньях 4 и 5 шлиц- шарнира возникают усилия, дополнительно обжимающие и разгружающие шток 3 амортизационной стойки 1 в соответствии с зависимостью
М
сеч.шт
- Рх X ( 1
hpx X cos у
u . и чх s n & пр5+гфлХ-,
) Xh
сеч
0
При L4 1.5 Ls и Ьз 1,5 8Шт увеличивается угол качения верхнего звено шлиц-шарнира
Q
L.5 Х(1 -cosy)
ц
и диапазон изменения величины выноса колеса Ах,
При 2,5 LS опора трансформируется в рычажную с выносным амортизатором. При Lg 2,2 5шт возникает возможность необеспечения гарантированного зазора между узлом 6 шлиц-шарнира и поверхностью ВПП.
При параметрах опоры, соответствую- и щих фиг.1 (8шт 175 мм, Ls 125мм, мм, то (50,210), hpx 500.5 мм, hps 265 мм, ,5мм, а 112°уЗ 29°,у 56°),
МСеч.шт. Рх X ( 1 - 500,5 X cos 56
53 ,5 X
sin 112 cos 29
) X Ьсеч -
-Рххпсечх ( 1 - 0,904 ) 0.096 X Рх X ЬСеч
шток 3 разгружается на 90%, а 100% разгрузка штока 3 происходит при угле качание верхнего звена шлиц-шарнира Q « 0°, соответствующем промежуточному обжатию амортизационной стойки 1.
При рациональном подборе размеров звеньев 4 и 5 шлиц-шарнира и координат узла крепления звена 4 на цилиндре 2 удается снизить изгибающие нагрузки на штоке 3 на 90-95% на всем его эксплуатационном ходе и на 100% - при его стояночном обжатии. Снижение силонагруженности штока аморти- зацибнной стойки не требует большого выноса вперед по направлению полета узла крепления 9 подкоса 7, что улучшает условия компоновки опорн и сужает диапазон изменения величины выноса колеса, так происходит встречное качание стойци и подкоса.
Снижение нагрузки на штоке телескопической амортизационной стойки от лотовых воздействий и сужение ди- апазрна изменения величины выноса колес обеспечивают улучшение ее эксплуатационных характеристик, в том числе ресурса и надежности.
Формула изобретения Опора шасси летательного аппарата с качающейся телескопической .амортизационной стойкой, содержащая колесо, шлиц- шарнир с центральным узлом, подкос, шарнирно соединенный с центральным узлом шлиц-шарнира, узел крепления амортизационной стойки к элементу летательного аппарата, отличающаяся те.м. что, с целью упрощения эксплуатации и снижения нагрузок на опору при стояночном обжатии, верхнее звено шлиц-шарнира выполнено в 1,5-2,0 раза длиннее нижнего звена шлиц- шарнира, величина длины верхнего звена шлиц-шарнира лежит в диапазоне 1,1-2,2 хода штока амортизационной стойки, а расположение шарнирного соединения верхнего звена шлиц-шарнира с амортизационной стойкой выбрано так-то узел крепления амортизационной стойки к элементу летательного аппарата располагается внутри угла, являющегося вертикальным по отношению к углу качания верхнего звена шлиц-шарнира вокруг его шарнирного соединения с амортизационной стойкой.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОПОРА ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1983 |
|
RU1170712C |
ОСНОВНАЯ ОПОРА ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2007 |
|
RU2371353C2 |
Основная опора шасси самолёта | 2024 |
|
RU2824229C1 |
Основная опора убирающегося лыжного шасси самолета | 1976 |
|
SU575839A1 |
МЕХАНИЗМ ПРИВОДА ПЕРЕДНИХ СТВОРОК НИШИ ШАССИ САМОЛЕТА | 2010 |
|
RU2427502C1 |
УБИРАЮЩЕЕСЯ ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1995 |
|
RU2088478C1 |
Способ измерения нагрузок опор шасси летательного аппарата | 1990 |
|
SU1818566A1 |
РЫЧАЖНО-ТЕЛЕСКОПИЧЕСКАЯ ОПОРА ШАССИ | 1999 |
|
RU2158213C1 |
ШАССИ С ФЮЗЕЛЯЖНОЙ УСТАНОВКОЙ | 2012 |
|
RU2617295C2 |
УСТРОЙСТВО УМЕНЬШЕНИЯ ДЛИНЫ ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2009 |
|
RU2488523C2 |
Изобретение относится к авиационной технике, а именно к взлетно-посадочным устройствам. Целью изобретения является упрощение эксплуатации и снижение нагрузок на опору при стояночном обжатии. Опора шасси летательного аппарата содержит телескопическую амортизационную стойку 1, к цилиндру 2 и штоку 3 которой крепятся соответственно длинное верхнее 4 и короткое нижнее 5 звенья шлиц-шарнира, связанные шарнирно в центральном узле 6 с подкосом 7. Амортизационная стойка 1 и подкос 7 связаны с каркасом летательного аппарата посредством узлов крепления 8 и 9 соответственно. На штоке 3 амортизационной стойки 1 подвижно закреплено колесо 10. 2 ил.
Шульженко М.Н | |||
Конструкция самолетов, М.: Машиностроение, 1971, с | |||
Способ очищения амида ортотолуолсульфокислоты | 1921 |
|
SU315A1 |
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
Авторское свидетельство СССР № 227108, кл | |||
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
Авторы
Даты
1993-04-15—Публикация
1990-12-06—Подача