Предлагаемое изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в турбинах авиадвигателей, устанавливаемых на сверхзвуковых самолетах.
Цель изобретения - повышение экономичности и надежности турбины с клапанным устройством путем совместного регулирования расходом воздуха, идущего на охлаждение лопаток и на регулирование зазором между статором и рабочими лопатками.
Это достигается тем, что клапан, например ленточного типа, с механизмом привода, вынесенным на наружную поверхность статора турбины, установлен в тракте отбора воздуха из-за компрессора таким образом, чтобы весь воздух, идущий на охлаждение лопаток и на регулирование зазором, проходил через него, при этом кла- пан выполнен управляемым по величине его проходного сечения в зависимости от какого-либо параметра двигателя, например от температуры газа в турбине, измеренного при помощи специального датчика, напри- мер, термопары, установленной на тракте турбины.
Изобретение поясняется чертежом, где представлен разрез предлагаемой турбины, состоящей из статорных корпусов 1 и 2, между которыми установлен сопловый аппарат 3 с полыми лопатками 4, каналы 5 которого сообщают внутренние полости лопаток с газовым трактом б турбины. Выступы 7 и 8 соплового аппарата 3 совместно с лабиринтными буртами 9 и 10 рабочего колеса 11 образуют полость 12, в которую выходят внутренние полости полых лопаток 4.
Полость 12 через каналы 13 в колесе 11 сообщается с внутренними полостями 14 рабочих лопаток 15, установленных в колесе 11. Внутренние полости 14 лопаток 15 сообщаются отверстиями 16 с газовым трактом 6 турбины.
Рабочие лопасти 15 своими концами об- разуют зазор 6 со стенкой 17, установленной в корпусе 2. В стенке имеются отверстия 18, которые сообщают газовый тракт 6с полостью 19, образованной корпусом 2 и стенкой 17.
Сопловой аппарат 3 и корпус 1 образуют полость 20, которая сообщается с внутренними полостями лопаток 4 и с полостью 19 через отверстия 21, выполненные в кор- nycaxl и 2.
Наружная обечайка 22 камеры ограничения 23 двигателя посажена на бурт сопло- вого аппарата 3, в результате чего происходит разделение тракта 24 камеры сгорания 23 от тракта 25. по которому подводится воздух из-за компрессора двигателя.
В тракте 25 подвода воздуха установлен клапан 26, ленточного типа, лета 27 которого совместно с буртами 28 и 29 корпуса 1 образует канал 30, который сообщается через отверстия 31 в корпусе 1 с полостью 19. Клапан 26 имеет механизм привода (условно не показан), вынесенный на наружную поверхность статорного корпуса 1 турбины. В корпусе 2 установлена термопара 32, входящая своим рабочим концом в тракт 6 турбины. Термопара 31 связана с механизмом привода клапана 26 каким-либо из известных способов таким образом, что поступающие от нее сигналы воздействуют на механизм привода, который, в свою очередь, осуществляет натяжение или расслабление натяжения ленты 27, изменяя проходное сечение каналов 30.
Перед сборкой двигателя клапан 26 настраивается по величине проходных сечений каналов 30 в зависимости от температуры, которую показывает термопара 32. Клапан 26 может быть двухпозицион- ным или иметь большее число положений в натяжении ленты в зависимости от конкретного назначения двигателя и требований к регулировке расходом воздуха на охлаждение лопаток и регулирование зазором
а.
Во время работы, когда в турбине температура газа будет приближаться к максимальной, что, например, соответствует сверхзвуковому режиму полета самолета или взлетному режиму, необходим большой расход воздуха на охлаждение лопаток. Выход на максимальный режим осуществляется разгоном ротора и его опережающим прогревом по сравнению со статором. Поэтому нужен увеличенный расход воздуха, подогретого в компрессоре, чтобы нагреть статор над рабочими лопатками 15 воизбе- жании касания за стенку 17. Термопара 32 выдает сигнал на механизм привода клапана 26, который, в соответствии с сигналом, определяющим высокую температуру в турбине, открывает максимально каналы 30 ослаблением натяжения ленты 27. Воздух из полости 25, куда он нагнетается компрессором двигателя, отбирается через каналы 30, 31 в пол ость 2 0, откуда он поступает в лопатки 4, охлаждая их и частично выходя из отверстия 5 в тракт 6 турбины. Из лопаток 4 воздух через полость 12, отверстия 13 поступает в полые лопатки 15 рабочего колеса 11, охлаждая которые выходит в отверстия 16 в тракт 6 турбины. Другая часть воздуха из полости 20 по отверстиям 21 поступает в полость 19, откуда по отверстиям 18 выходит в газовый тракт 6 турбцны. Проходя через полость 19 и отверстия 18. нагретый в компрессоре воздух нагревает статор, который при этом расширяется, удаляя внутреннюю поверхность стенки 17 от концов лопаток 15, которые увеличивают свой наружный диаметр под воздействием температуры и центробежных сил.
При полете, когда имеет место умеренная температура газа в турбине, что соответствует, например, дозвуковому крейсерскому режиму полета самолета, материал лопаток способен выдерживать рабочие условия и без охлаждения. Однако, чтобы газ не затекал в отверстия 5, 16, а также не проникал в Полость 12 через зазор между выступами 8 и 9, необходимо поддерживать давление, равное или чуть большее, чем в турбинном тракте 6 между сопловым аппаратом 3 и рабочими лопатками 15. Поэтому при понижении температуры в турбине термопара 32 подает сигнал, который заставит механизм привода клапана 26 натянуть ленту 27, прикрывающую каналы 30 до необходимого значения проходного сечения, обеспечивающего небольшой положительный перепад из полости 12 в тракт 6.
Уменьшение расхода воздуха через клапан 26 приведет к уменьшению расхода воздуха через полость 19 и отверстия 18, что снизит температуру статора и уменьшит его внутренний диаметр по стенке 17, в то время как уменьшится диаметр и по концам лопаток 15 при уменьшении температуры и оборотов.
При этом уменьшится расход вытекающего воздуха из отверстий 5, 16 и 18, что благоприятно скажется на КПД турбины.
При отсутствии клапана 26 перед давления на отверстиях 5, 16 и 18 был бы значительным, что увеличило бы расход воздуха, выбрасываемого в тракт турбины, снизило бы ее КПД. Клапан 26 позволяет поддерживать небольшие положительные перепады
на этих отверстиях на всех режимах, создавая экономию в расходе охлаждающего воздуха.
Клапан 26 может работать от какого-ли5 бо другого датчика, замеряющего тот или иной параметр двигателя (например, датчик приведенных оборотов и т.д.). Схемы связи этих датчиков с дополнительным механизмом привода клапанов широко известны, поэто0 му здесь не приводятся.
Предложенное изобретение повышает надежность турбины по сравнению с турбинами, представленными в аналоге и прототипе, потому что клапан не допускает
5 попадание продуктов сгорания в отверстия 5, 16 и 1.8, обладает меньшей инерционностью, т.к. работа клапана не зависит от его материала, что также повышает надежность турбины..
0 В предложенном изобретении обеспечено совместное регулирование расходом воздуха, отбираемого из-за компрессора на охлаждение лопаток и регулирование зазором между лопатками и статором, что благо5 приятно сказывается на КПД турбины и, следовательно, уменьшает удельный расход топлива двигателя, что позволит увеличить дальность полета самолета.
0 Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я
Турбина газотурбинного двигателя с охлаждаемыми лопатками, содержащая полость подвода в последние охлаждающего воздуха, отбираемого из-за компрессора, на
5 входе в которую установлен управляемый расходный клапан, и полость, образованную корпусом турбины и стенкой, создающей с лабиринтными гребешками рабочих лопаток регулируемый радиальный зазор,
0 отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и экономичности двигателя, полость, образованная корпусом и стенкой уплотнения, соединена с полостью подвода охлаждающего воздуха.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2006 |
|
RU2320885C2 |
ДВУХТОПЛИВНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2014 |
|
RU2561773C1 |
ВОДОРОДНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2014 |
|
RU2553052C1 |
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ РАБОЧИХ ЛОПАТОК ТУРБИНЫ ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2020 |
|
RU2733681C1 |
ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИЙ АГРЕГАТ | 2020 |
|
RU2735881C1 |
ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИЙ АГРЕГАТ | 2020 |
|
RU2735040C1 |
ВОДОРОДНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2014 |
|
RU2561764C1 |
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РАДИАЛЬНЫХ ЗАЗОРОВ ТУРБИНЫ ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2020 |
|
RU2731781C1 |
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РАДИАЛЬНЫХ ЗАЗОРОВ ТУРБИНЫ ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2020 |
|
RU2732653C1 |
Газотурбинный двигатель | 2002 |
|
RU2217597C1 |
Использование: в авиадвигателестрое- нии в турбинах двигателей, устанавливаемых на сверхзвуковых установках. Сущность изобретения: воздух из-за компрессора проходит через клапан 26, установленный в тракте 25 отбора воздуха и идет на охлаждение лопаток 4, 15 и регулирование зазора между статором- 17 и рабочими лопатками 15. Проходное сечение клапана 26 управляется в зависимости от какого-либо параметра двигателя. 1 ил. 20 / / // /9 1$ 8 3t
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НЕПРЕРЫВНЫХ ДЕФОРМИРОВАННЫХ ЗАГОТОВОК ИЗ ИЗМЕЛЬЧЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2000 |
|
RU2198054C2 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
ИЗОТЕРМИЧЕСКИЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ АМОРТИЗАТОР | 2004 |
|
RU2280791C1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Патент США N 3966354, кл | |||
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ТАРТАНИЯ | 1915 |
|
SU415A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Способ обработки медных солей нафтеновых кислот | 1923 |
|
SU30A1 |
Авторы
Даты
1993-04-15—Публикация
1977-07-13—Подача