Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении соединений деталей посредством резьбовых крепежных элементов типа болтов, шпилек.
Цель изобретения - повышение надежности резьбового соединения путем снижений нагруженное™ крайних витков резьбы.
На фиг.1 показано резьбовое крепежное соединение элементов до сборки; на фиг.2 - выноска I на фиг.1; на фиг.З - выноска II на фиг.1; на фиг.4 - конструкция резьбового соединения деталей; на фиг.5 - выноска III на фиг.4.
Разработанное резьбовое соединение деталей посредством болта 1 с головкой 2 резьбовым наконечником 3, шайбой 4 и гайкой 5 (фиг.1) предполагает, что наружная образующая, витков резьбы болта (равно как И внутренняя) лежит на цилиндрической поверхности (фиг.2), где с1рНБ - диаметр внешней образующей вритков резьбы, a dps5 диаметр внутренней образующей витков резьбы, но наружный диаметр резьбы га«км высотой Н лежит на крмволюмейно-эдтук- лой поверхности, причем диаметр этой поверхности dpHf(H) зависит от положения профиля резьбы по высоте гайки Н (фиг.З). В целом же наружная образующая вмткое резьбы гайки лежит на комической поверхности, причем меньшее основание конуса расположено со стороны торца резьбы болта. Внутренняя образующая резьбы гайки лежит на цилиндрической поверхности диаметра dpBr. Профилирование наружной поверхности витков резьбы гайки позволяет постепенно, начиная с наружного торца гайки, уменьшать площадь взаимного контакта резьбы болта и гайки. Уменьшение площади взаимного контакта резьбы приводит к по-; вышению их взаимного обмятия, податли-1 вости на срез. Повышение податливости витков резьбы гайки от наружного торца резьбового устройства (гайки) к опорному.
со
Сл
со
торцу приводит к снижению нагруженное™ витков резьбы болта в обратной последовательности, т.е. начиная с места вероятного усталостного разрушения стержня болта. Таким образом, снижение нагруженности первых, относительно стержня болта, витков резьбы приводит для разработанного соединения деталей по сравнению с прототипом большей надежности резьбового соединения.
Профилировать резьбу гайки необходимо таким образом, чтобы минимальная высота профиля ев резьбы была 25-35% от полной (со сторону иадошшчэ торца гайки). Доработку резьбу гайки целесообразно проводить резцом.
кроме того, спошбетаувт гшвшшшш удобства сборки соединения, поскольку способствует лучшему центрированию гайки относительно резьбы болта.
0
5
0
Т.о. разработанное резьбовое соединения деталей позволяет повысить на 20-30% его надежность либо при заданном уровне надежности на 10-15% его ресурс, что принесет при эксплуатации изделия с соединением экономический эффект.
Формула изобретения Резьбовое соединение деталей, содержащее болт с резьбовым наконечником, шайбу и гайку со средством для увеличения равномерности распределения усилий по виткам в виде среза резьбы гайки на конус с меньшим основанием конуса со стороны опорной поверхности гайки, отличающее с я тем, что. с целью повышения надежности резьбового соединения путем снижения нагруженности крайних витков резьбы, меньшее основание конуса сопряжено с опорной поверхностью гайки криволинейно-выпуклой поверхностью.
Использование: при изготовлении соединений деталей посредством болта гайки и шайбы. Сущность изобретениям резьбовом соединении деталей, содержащем болт с резьбовым наконечником, шайбу и гайку со средством для увеличения равномерности распределения усилий по виткам в виде среза резьбы гайки на конус, с меньшим основанием конуса со стороны опорной поверхности гайки меньшее основание конуса сопряжено с опорной поверхностью гайки криволинейно-выпуклой поверхностью. 5 ил.
Орлов П.И | |||
Основы конструирования | |||
Кн | |||
З.М.: Машиностроение, 1977, с.16, рис.22, 23. |
Авторы
Даты
1993-04-23—Публикация
1991-01-08—Подача