Способ изготовления изделий типа колес Советский патент 1993 года по МПК B21K1/28 

Описание патента на изобретение SU1811430A3

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть широко ис- пользовано в кузнечных цехах металлургических и машиностроительных заводов при изготовлении объемной штамповки автомобильных и им подобных колес и деталей типа корпусов или сосудов высокого давления с перегородкой внутри.

Технический результат достигаемого изобретением выражается в снижении числа переходов обработки и уменьшении припуска на механическую обработку при радиальных видах полученных изделий. ,

В способах изготовления изделий типа колес, включающем подготовку исходной заготовки, изготовление промежуточного полуфабриката в виде чаши, формовку реборды и дисковой части; формирование про- филя ободной части с ребордами, окончательную термическую и механическую обработку, изготовление чаши ведут

прямым выдавливанием цилиндрической стенки постоянной толщины с образованием с обратной стороны донной части над стенкой обратным выдавливанием реборды, затем производят предварительную формовку участка цилиндрической стенки, противолежащего донной части, раздачей на конус, после чего формуют радиальным обжатием стенку в профиль ободной части, доформовывая ее изнутри и продолжая воздействовать радиальным усилием.

Перед раздачей на конус упомянутый участок цилиндрической стенки дополнительно обжимают по диаметру.

Сущность изобретения заключается в том, что для расширения сортамента изготавливаемых изделий типа колес применен комбинированный процесс обработки металлов давлением, включающий поочередно применяемые операции прямого и обратного выдавливания с одновременным

С

СА)

LO

перераспределением металла относительно оси заготовки и сочетающиеся с ними операции раздачи и обжатия стенки получаемого полуфабриката. Такое сочетание операций позволяет изготавливать гамму изделий с различным сочетанием получаемых толщин стенок обода, толщин стенок фланцев реборд и донной части, которая может быть выполнена сколь угодно сложной, что позволяет существенно расширить сортамент изготавливаемых изделий от колес легковых автомобилей к колесам грузовых автомобилей. Получение стенок переменной толщины позволяет, кроме того, значительно сократить расход металла и повысить общую производительность как за счет уменьшения объема механической обработки, так и за счет предложенной совокупности операций.

На фиг.1 показано образование чаши; на фиг.2 - образование рельефа на наружной поверхности донной части и формовка фланца по периметру; на фиг.З - раздача участка цилиндрической стенки на конус; на фиг.4 - формирование радиальным перемещением (обжатием) участка стенки в профиль ободной части; на фиг.5 - образование минимального диаметра профиля ободной части радиальным обжатием.

Способ изготовления изделий осуществляется следующим образом.

Сначала любым из известных способов подготавливают исходную заготовку в виде плоской или фасонной (выпукло-вогнутой) шайбы 1. Полученную исходную заготовку 1 укладывают в полость матрицы 2, расположенной на столе 3 пресса, на неподвижный пуансон 4 (фиг.1 а), после чего опускают пуансон 5 и усилием Р производят прямое выдавливание металла заготовки в кольцевой зазор между матрицей 2 и пуансоном 4, образуя чашу с цилиндрической стенкой 6 постоянной толщины диаметра D и кольцевым выступом 7 с обратной стороны чаши отличного от стенки диаметра (фиг. 16). По окончании процесса изготовления промежуточного полуфабриката в виде чаши последнюю удаляют из полости матрицы выталкивателем 8,

Полученный промежуточный.полуфабрикат 9 опускают в матрицу 10 следующего штампа, закрепленного на столе 3 пресса, размещая стенку полуфабриката в кольцевом зазоре, образованном полостью матрицы 10 и центральным пуансоном 11 (фиг.2а). Опуская затем пуансон 12, производят с усилием Р формовку сначала донной части, образуя на ее наружной поверхности требуемый рельеф 13. а затем, заканчивая процесс: образуют из металла кольцевого

выступа и излишков, вытесняемых из донной части, фланец (реборду) 14, состоящий из основания и полки. При этом диаметр D, равный посадочному диаметру обода (с учетом припусков) не меняется (фиг.26). Полученный полуфабрикат удаляют с центрального пуансона 11 выталкивателем 15.

В дальнейшем полуфабрикат 16 размещают донной частью на опоре 17 следующего штампа, также закрепленной на столе 3 пресса (фиг.За), и, опуская конический, например, нагреваемый пуансон, 18, закрепленный на траверсе пресса, радиальным

5 перемещением раздают по крайней мере участок цилиндрической стенки 6 полуфабриката на конус с максимальным диаметром, равным диаметру второй реборды (фиг.Зб). 0 Подготовленный таким образом полуфабрикат 19 размещают в окончательном штампе 20 на выталкивателе 21, который усилием Рт удерживается в верхнем положении. На выталкиватель опираются части

5 разъемной матрицы 22, которые с помощью направляющих (на чертеже не показаны) разведены в стороны. При опускании траверсы пресса с закрепленным на ней пуансоном 23 и буферным устройством 24

0 последнее усилием Рп Рт будет смещать части матрицы 22 и выталкиватель 21 с полуфабрикатом 19 вниз (фиг.4а). При этом частицы матрицы будут конической поверхностью окончательного штампа 20

5 сводиться к центру, производя таким образом предварительное формирование профиля ободной части.

После того, как выталкиватель и части матрицы под действием усилия Рп - будут

0 опущены в нижнее крайнее положение, поверхность полуфабриката окажется обжатой частями матрицы. При продолжении движения траверсы пресса будет производиться сжатие буферного устройства 24, в

5 опускающимся при этом пуансоном 23 производится окончательное формование профиля ободной части 25 с доформовыванием наружной 26 и внутренней 27 реборды (фиг.4б).

0

В некоторых случаях, например при меньшем перепаде между диаметрами реборд и ободной части,радиальное перемещение металла при формовании ободной 5 части у полуфабриката 16, полученного по фиг.2, ведут, устанавливая последний донной частью 28 на опору 29, размещенную на столе 3 пресса, и обжимая участок 30 стенки конусным инструментом 31, размещенным на траверсе пресса (фиг.5а,б).

Предварительно отформованный таким образом полуфабрикат в дальнейшем размещают в штампах, аналогичных показанным на фиг.З и 4, в которых и производят окончательное формование обода и реборд, осуществляя радиальное перемещение (раздачу) пуансоном части стенки полуфабриката с образованием профиля обода и обеих реборд.

Отштампованные в соответствии с фиг.4 изделия подвергают окончательной термической обработке, после чего механически обрабатывают на требуемые размеры.

При этом при обработке донной части удаляется часть выштампованного в донной части рельефа, что позволяет вскрыть фасонные отверстия в дне для осуществления вентиляции тормозов и придания оригинального вида.

В связи с тем, что предложенный способ позволяет приблизить форму получаемого изделия к форме готовой детали, объем механической обработки резко сокращается, что в свою очередь резко снижает расход металла. Этому также способствует проведение операции формообразования без вытеснения металла в облой.

Все изложенное одновременно влияет и на повышение производительности, так как уменьшение объема заготовки и расчленение процессов на ряд элементарных операций позволяет строить технологические линии, работающие в автоматическом или близком к этому режиме.

В зависимости от конкретных условий способ может осуществляться без нагрева заготовки и инструмента (штамповка высокопластичных материалов) или с нагревом заготовки, или с нагревом и заготовки и инструмента (высокопрочные малопластичные алюминиевые, магниевые и титановые сплавы).

Примеры осуществления.

1. Изготовление колеса размером 5,5 х х13 из сплава АДЗЗ с дисковой частью, рас- полрженной в одной плоскости с основанием наружной реборды.

В качестве исходной заготовки был ис- пользрван обточенный слиток сплава 1420 размерами 220 х 150 мм, который предварительно подвергали изостатической обработке в аргоновой среде в газостате.

В дальнейшем, заканчивая подготовку, исходную заготовку вновь нагревали и осаживали на плоских бойках в шайбу,

Произведя подогрев шайбы 1 в камерной электрической печи, шайбу укладывали в полость матрицы 2 на неподвижный пуансон 4 (фиг.1а), после чего опускали пуансон

5 и производили прямое выдавливание мо талла шайбы в кольцевой зазор между мат- рицей 2 и пуансоном 4, образуя чашу со стенкой 6 толщиной 8 мм и диаметром D 5 332 мм (посадочный диаметр обода плюс припуск на механическую обработку) и кольцевым выступом 7 с обратной стороны диаметром, равным 335 мм (фиг. 16).

Полученный промежуточный полуфаб- 0 рикат 9 подогревали и опускали в матрицу 10 следующего штампа, закрепленного на столе 3 пресса, размещая стенку полуфабриката в кольцевом зазоре, образованном полостью матрицы 10 и центральным пуан- 5 соном 11)(фиг.2а). Затем ходом пуансона 12 производили усилием Р формовку сначала донной части, образуя на ее наружной поверхности требуемый рельеф 13, после чего, заканчивая процесс, образовывали из ме0 талла кольцевого выступа и излишков, вытесняемых из донной части, фланец (реборду) 14, состоявший из основания и полки. При этом диаметр D 332 мм не меняется (фиг.26). Полученный полуфабри5 кат удаляли с центрального пуансона 11 выталкивателем 15.

Для упрощения процесса последующей формовки полуфабрикат 16 без нагрева размещали донной частью на опоре 17 следую0 щего штампа, расположенного на столе 3 - .пресса (фиг.За) и, опуская конический нагретый пуансон 18, закрепленный на траверсе пресса, производили раздачу по диаметру (радиальное перемещение металла стенки) участка цилиндрической стенки.

5 на конус с максимальным диаметром, равным диаметру второй реборды (диаметром 367 с учетом припуска на механическую обработку), Конец операции проиллюстрирован на фиг.56.

0Подготовленный таким образом полуфабрикат 19 нагревали и размещали в холодном (охлаждаемом) .штампе 20 на выталкивателе 21, который усилием Рт удерживался в верхнем положении. При опуска5 нии траверсы пресса с закрепленным на ней пуансоном 23 и буферным устройством 24, последнее усилием Рп Рт смещало части матрицы 22 и выталкиватель 21 с полуфабрикатом 19 вниз (фиг.4а). При этом части

0 матрицы по конусной поверхности окончательного штампа сводились к центру, благодаря чему производилось предварительное формирование профиля ободной части. После опускания выталкивателя, частей

5 матрицы и полуфабриката под действием .усилия Рп в нижнее крайнее положение, движение траверсы пресса продолжалось, буферное устройство 24 сжималось и опускающимся при этом пуансоном 23 производилось окончательное формование профиля ободной части 25 с доформовыванием наружной 26 и внутренней 27 реборды. При этом одновременно с формовкой про водилось интенсивное охлаждение полуфабриката штампом, т.е. осуществлялась закалка непосредственно в штампе, что позволило исключить отдельные нагрев и охлаждение полуфабриката, а также коробление полуфабриката при его свободном охлаждении при закалке, что позволило уменьшить припуски под механическую обработку, сократив тем самым расход метал- ла и повысив производительность мехобработки и процесса изготовления колеса в целом.

Для исключения коробления донной части и ее интенсивного охлаждения одновременно с формированием профиля обода осуществляли калибровку части со степенью деформации, равной 0,51 %, что позволило превысить упругие деформации и получить стабильную форму дна (фиг.4б). Отштампованное таким образом изделие в дальнейшем подвергалось завершающей термообработке (искусственному старению) и окончательной механической обработке.

2. Изготовление колеса размера 6,0 х 13 из сплава АДЗЗ с дисковой частью, также расположенной в одной плоскости с основанием наружной реборды., но с уменьшенной высотой последней.

В качестве исходной заготовки был использован обточенный слиток сплава АД 33 размерами 229 х 160 мм, который нагревали и осаживали на выпукло-вогнутых бойках в шайбу (на чертежах не показано).

Произведя подогрев шайбы 1 в камерной электрической печи, шайбу укладывали в полость матрицы 2 на неподвижный пуансон 4 (фиг.1а), после чего пуансоном 5 прямым выдавливанием металла шайбы в зазор между полостью матрицы 2 и пуансоном 4 образовали чащу со стенкой 6 толщиной 7 мм и диаметром D 332 мм (с учетом припуска по 1 мм на сторону для механической обработки) и кольцевым выступом 7 с обратной стороны, диаметр которого равнялся 340 мм (фиг. 16).

Полученный промежуточный полуфабрикат 9 подогревали и опускали в матрицу . 10 следующего штампа, размещая стенку полуфабриката в кольцевом зазоре, образованном полостью матрицы 10 и центральным пуансоном 11 (фиг.2а). Затем пуансоном 12 производили формовку сначала донной части, образуя на ее поверхностях требуемый рельеф 13. после чего, заканчивая процесс, образовывали из металла кольцевого выступа и излишков, вытесняемых из донной части , фланец (реборду) 14, состоявший из основания и полки,

При этом диаметр 0 332 мм не менялся (фиг.26). Полученный полуфабрикат удаляли

с центрального пуансона 11 выталкивателем 15 и без подогрева устанавливали донной частью 28 на опору 29, размещенную на столе 3 пресса, и производили радиальное перемещение участка 30 стенки, обжимая

последнюю на диаметрО 298 мм инструментом 31, размещенным на траверсе пресса (фиг. 5а,б).

Предварительно отформованный таким образом полуфабрикат в дальнейшем нагревали и размещали в штампах, аналогичных показанным на фиг.З и 4, в которых и производили окончательное формование обода и реборд, осуществляя радиальное перемещение (раздачу) пуансоном части

стенки полуфабриката с образованием профиля обода и обеих реборд. Отштампованное изделие подвергалось стандартным закалке и искусственному старению, после чего механически обрабатывалось на окончательные размеры.

Как показали проведенные эксперименты, предложенный способ позволяет по сравнению с известным существенно расширить сортамент изготавливаемых колес,

так как обеспечивает не только изготовление колеса с различным рисунком дисковой части, но и изготовление принципиально различных колес, а именно:

- колес, дисковая часть которых соеди- нена с ободом вблизи плоскости симметрии его профиля;

- колес, дисковая часть которых соединена с ободом под основанием наружной реборды.

В связи стем, что предложенный способ позволяет приблизить форму получаемого изделия к форме готовой детали, т.е. величина припуска на механическую обработку составляет 1,5-2 мм, то объем механической

обработки приводится к минимальному, что, в свою очередь, снижает на 10-15% расход металла. Этому также способствует формирование изделия без вытеснения металла в облой.

Все изложенное влияет и на повышение производительности на 20-25% за счет меньшего объема металла и расчленения процесса на ряд элементарных операций, общее количество которых на 10-25%

меньше, чем в прототипе..

Формулаизобретения 1. Способ изготовления изделий типа колес, включающий подготовку исходной заготовки, изготовление промежуточного

полуфабриката в виде чаши, формовку реборды и дисковой части, формирование про- филя обводной части ребордами, окончательную термическую и механическую обработку, отличающийся тем, что изготовление чаши ведут прямым выдавливанием цилиндрической стенки постоянной толщины с образованием с обратной стороны донной части над стенкой обратным выдавливанием реборды, затем производят предварительную формовку

0

участка цилиндрической стенки, противолежащего донной части, раздачей на конус, после чего формуют радиальным обжатием стенку в профиль ободной части, доформо- вывая ее изнутри и продолжая воздействовать радиальным усилием.

2. Способ по п. 1,отличающийся тем, что перед раздачей на конус упомянутый участок цилиндрической стенки дополнительно обжимают по диаметру.

Похожие патенты SU1811430A3

название год авторы номер документа
Способ изготовления изделий типа колес 1991
  • Басюк Семар Тимофеевич
  • Бондарев Борис Иванович
  • Борисенко Владимир Ефимович
  • Волков Владимир Сергеевич
  • Шерстнев Евгений Сергеевич
  • Бирюлев Алексей Васильевич
  • Шер Марк Лазаревич
  • Алентьев Виктор Тимофеевич
  • Чернышев Евгений Михайлович
  • Токарев Борис Федорович
SU1797514A3
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТАКАНОВ С ФЛАНЦАМИ 1998
RU2135320C1
Способ изготовления колес 1991
  • Басюк Семар Тимофеевич
  • Волков Владимир Сергеевич
  • Барсукова Лариса Викторовна
  • Нейман Владимир Владимирович
  • Штыков Владислав Сергеевич
SU1797511A3
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТАКАНОВ С ДВУМЯ ФЛАНЦАМИ 2004
  • Басюк С.Т.
  • Грешилов В.М.
  • Мягких Е.С.
RU2257280C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТАКАНОВ С ФЛАНЦАМИ 2004
  • Гринберг И.В.
  • Мягких Е.С.
RU2253539C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ТИПА КОЛЕС 2004
  • Басюк С.Т.
  • Гринберг И.В.
  • Мягких Е.С.
RU2253538C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТАКАНОВ С ДВУМЯ ФЛАНЦАМИ 2003
  • Басюк С.Т.
  • Калачев Е.М.
  • Грешилов В.М.
  • Гринберг И.В.
RU2250150C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТАКАНОВ С ФЛАНЦАМИ 2003
  • Басюк С.Т.
  • Грешилов В.М.
  • Гринберг И.В.
  • Калачев Е.М.
RU2239512C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТАКАНОВ С ДВУМЯ ФЛАНЦАМИ 2003
  • Мягких Е.С.
  • Гринберг И.В.
RU2253537C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТАКАНОВ С ДВУМЯ ФЛАНЦАМИ 2003
  • Басюк С.Т.
  • Грешилов В.М.
  • Гринберг И.В.
RU2239513C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 811 430 A3

Реферат патента 1993 года Способ изготовления изделий типа колес

Сущность изобретения: способ включает подготовку исходной заготовки, изготовление промежуточного полуфабриката в виде чаши, формовку реборды и дисковой части, формирование профиля ободной части с ребордами, окончательную термическую и механическую обработки. Изготовление чаши ведут прямым выдавливанием цилиндрической стенки постоянной толщины с образованием с обратной стороны донной части над стенкой обратным выдавливанием кольцевого выступа - реборды. Затем производят предварительную формовку участка цилиндрической стенки, противолежащего донной части, раздачей на конус, после чего формуют радиальным обжатием стенку в профиль ободной части, доформовывая ее изнутри и продолжая воздействовать радиальным усилием. Перед раздачей на конус упомянутый участок цилиндрической стенки дополнительно обжимают по диаметру. 1 з.п.ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения SU 1 811 430 A3

pf. f

cpuS.B

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1811430A3

Устройство для охлаждения водою паров жидкостей, кипящих выше воды, в применении к разделению смесей жидкостей при перегонке с дефлегматором 1915
  • Круповес М.О.
SU59A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Колосниковая решетка с чередующимися неподвижными и движущимися возвратно-поступательно колосниками 1917
  • Р.К. Каблиц
SU1984A1
Материалы симпозиума Aluminium Technology, Book, 2, Session A., London, 11 -13, March
Пневматический водоподъемный аппарат-двигатель 1917
  • Кочубей М.П.
SU1986A1

SU 1 811 430 A3

Авторы

Басюк Семар Тимофеевич

Бондарев Борис Иванович

Борисенко Владимир Ефимович

Шерстнев Евгений Сергеевич

Даты

1993-04-23Публикация

1991-10-02Подача