Известны устройства для автоматического управления переключением ступеней скорости гидропередач транспортных машин, состоящие из тахогенератора, который служит датчиком скорости движения машины, корректирующего сопротивления, изменяющегося в зависимости от скорости вращения вала двигателя и включенного в цепь якоря тахогенератора, исполнительного органа, магнитных усилителей и корректирующего звена. Рабочие обмотки магнитных усилителей подключены к исполнительному органу, обмотки управления - к тахогенератору, а обмотки смещения - к источнику тока.
В предложенном устройстве последовательно с тахогенератором и корректирующим сопротивлением включен потенциометр. С его движком через стабилитрон и встречно подключенный полупроводниковый вентиль связана цепь управления полупроводникового вентиля, соединенного с источником передтенного тока и предназначенного для включения исполнительных органов. Полупроводниковый вентиль через токоограничивающее сопротивление соединен с источником постоянного тока, имеющим напряжение больщее пробивного напряжения стабилитрона. Для усиления сигнала, подаваемого от стабилитрона к управляемому полупроводниковому вентилю, в цепь управления последиего включен транзистор.
Такое выполнение повыщает точность переключений и обеснечивает его надежность в эксплуатации.
На фиг. 1 изображена принципиалыгая схема описываемого устройства; па фиг. 2 - часть схемы с включенным транзистором. Принятые условные обозначения: ТГ-тахогенератор, / - корректируюи ее сопротивление, /,д и ,2- потенциометры, ДС и ДСо- стабилитроны, Д и До - полупроводниковые вентили, УД1 н УД-2 - управляемые полупроводниковые вептили, PI и Ро - катущки органов исполнения, Ki и К-2 - контакторы органов исполнения, BI, 8-2 н В - катущки вентилей органов исполнения, 1/„„да - источник переменного тока, L,j - источник постоянного тока, TI - транзистор.
Устройство работает следуюн им образом. В начальный момент движения ток
от плюса тахогенератора ТГ через корректирующее сопротивление R. и потенциомегр Ri/i подходит к минусу тахогенератора. Цепь ограничения тока управляемого полупроводникового вентиля УД: включает в себя источник постоянного тока /7,,,, , токоограничивающее сопротивление и полупроводниковый вентиль Дь По мере роста напряжения тахогенератора растет падение напряжепия на части потенциометра, к которой подключена цепь управления вентиля. Когда падение папряжения на указанной части потенциометра
достигнет величины пробивного напряжения стабилитрона ДСь последний пробивается. В результате образуется цепь Kyi - MCi - -УД1 - Ryi. Управляемый полупроводниковый вентиль УД1 открывается, что обеспечивает протекание тока по цепи: б ,,,,, - УД - PI - и„11т- Прохождение тока по катушке PI вы ключает катушку вентиля BI и включает катушку вентиля БЗ. Переход со второй ступени скорости на третью и включение катушки Ра происходит аналогично описанному выше, но уже при другом напряжении на потенциометре/,2 .
Предмет изобретения
1. Устройство для автоматического управления переключением ступеней скорости гидропередач транспортных машин, состояш:ее из тахогенератора, являющегося датчиком скорости движения машины, корректирующего сопротивления, изменяющегося в зависимости ft Vvf-ir -VV
от скорости вращения вала двигателя и включенного в цепь якоря тахогенератора, и исполнительного органа, например реле, отличающееся тем, что, с целью повышения точности работы и надежности в эксплуатации, последовательно с тахогенератором и корректирующим сопротивлением включен потенциометр, к движку которого через стабилитрон и встречно подключенный полупроводниковый
0 вентиль, подсоединенный через сопротивление к источнику постоянного тока, имеющему напряжение большее пробивного напряжения стабилитрона, подключена цепь управления управляемого полупроводникового вентиля, соединенного с источником переменного тока и предназначенного для включения исполнительного органа.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью усиления сигнала, подаваемого
0 от стабилитрона к управляемому полупроводниковому вентилю, в цепь управления носледнего включен транзистор. мг.1
Даты
1966-01-01—Публикация