Изобретение относится к нефтехимии и может быть использовано при производстве добавок, используемых в моторных топливах для снижения дымности и токсичности выхлопных газов и повышения октанового числа бензинов.
Целью изобретения является повышение антитоксичных свойств присадки и топливной композиции, содержащей эту присадку.
Поставленная цель достигается тем, что присадка, содержащая воду и водорастворимую соль металла, в качестве водорастворимой соли металла содержит гексацианоферроат калия, или гексацианоферроат натрия, или гексацианоферроат кальция, или триоксалатоферриат натрия, или соли Ci-C2 карбоновых кислот натрия, или калия, или марганца, или железа при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Гексацианоферроат калия
или натрия, или кальция, или
триоксалатоферриат натрия, или соли Ci-Сз карбоновых кислот калия, или натрия, или марганца, или железа0,3г5,0 Вода До 100 Для улучшения растворимости заявляемой присадки в топливе она дополнительно может содержать до 6 мас.% мочевины или углеводородный растворитель, выбранный из группы: ацетонитрил, глицидный спирт, диметилсульфоксид, диоксан, целлозольв, этаноламин, в количестве 7-80 мас.%.
Цель изобретения достигается также топливной композицией на основе углеводородного топлива с добавлением 0,1-1 об.% присадки, включающей воду и водорастворимую соль металла, содержащей в качестве водорастворимой соли металла гексацианоферроат калия или натрия, или кальция, или триоксалатоферриат натрия, или соли Ci-C2 карбоновых кислот натрия, или калия, или марганца, или железа при
И
00
xj 00 СП
OJ
следующем соотношении компонентов, мас.%:
Гексацианоферроат калия,
или натрия, или кальция,
или триоксалатоферриат
натрия, или соли С1-С2 карбоноеых кислот калия или
натрия, или марганца,
или железа0,3-5
ВодаДо 100
Заявляемая топливная композиция может также содержать присадку, включающую дополнительно до б мас.% мочевины или углеводородный растворитель, выбранный из группы: ацетонитрил, глицидный спирт, диметилсульфоксид, диоксан, целло- зольв, этаноламин в количестве 7-80 мас.%.
Отличительными признаками изобретения является введение в состав присадки и топливной композиции, содержащей 0.1-1 об,% этой присадки, новых компонентов в найденном авторами количественном соотношении.
В соответствии с заявляемым изобретением были приготовлены образцы присадки, составы которой приведены в табл. 1. В табл. 1 приведена рецептура известных присадок (обр. 1,17) и образцов присадок, в которых содержание компонентов выходит за пределы заявляемых количественных соотношений (обр. 10, 15 и 16).
Испытания предлагаемой присадки и топливных композиций, изготовленных в соответствии с заявляемым изобретением, проводились на двигателе автобуса Икарус. Испытания заключались в определении дымности отработавших газов по ГОСТ 17.2.2.01-84, определяемой дымомером фирмы Бош при работе двигателя по внешней скоростной характеристике. Результаты испытаний приведены в табл. 2. Показано, что использование в присадке и в топливной композиции водных растворов заявляемых комплексных соединений железа или солей карбоновых кислот натрия или, калия, или марганца, или железа позволяет снизить дымность выхлопа до 25-29%, в то время как нитрат железа (обр. 1 - по прототипу) снижает дымность выхлопа только до 38%. Установлено также, что содержание предлагаемых водорастворимых солей металлов в присадке должно быть не менее 0,1 % так как при меньшем содержании этих солей (пример 10) удается снизить дымность выхлопа только до 34%, что недостаточно для практических целей.
Присадки к топливу, рекомендуемые в качестве антидетонаторов, (примеры 18-21), испытаны на установке УИТ-65 в сравнении с известным антидетонатором циклопентадиенилтрикарбонил марганцом. В процессе испытаний использовался неэтилированный бензин А-72 ГОСТ 2084-77. к которому добавляли 1% присадаки по примерам 17- 21. Результаты испытаний, приведенные в табл. 3, показывают, что водорастворимые соли карбоновых кислот марганца дают примерно такое же повышение октанового числа топлива, как и известная присадка ЦТМ,
однако при этом снижается расход марганца и вредное влияние марганца на работоспособность двигателя.
Таким образом, как показывает анализ данных табл. 2 и 3, предлагаемая присадка
5 и топливная композиция, содержащая 0,1- 1% об. заявляемой присадки, обладают повышенными антитоксичными свойствами, обеспечивая снижение дымности выхлопа или исключение из выхлопных газов свинцо0 вистых соединений.
Формула изобретения
1. Присадка к углеводородному топливу, содержащая воду и водорастворимую соль металла, отличающаяся тем, что, с 5 целью повышения антитоксичных свойств присадки, в качестве водорастворимой соли металла присадка содержит гексациано- ферроат калия или натрия, или кальция, или триоксалатоферриат калия, или соли d-Ca 0 карбоновых кислот калия или натрия или марганца, или железа при следующем соотношении компонентов, мас.%: Гексацианоферроат калия или натрия, или кальция, 5 или. триоксалатоферриат натрия, или соли Ci-Ca карбоновых кислот или калия или натрия, или марганца, или железа0.3-5,0 0 Вода До 100.
2. Присадка по п.1, о т л и ч а ю ща я - с я тем. что дополнительно содержит 1-6 мас.% мочевины.
3. Присадка по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю- 5 щ а я с я тем, что дополнительно содержит 7-80 мас.% углеводородного растворителя, выбранного из группы; ацетонитрил, глицидный спирт, диметилсульфоксид, диоксан, целлозольв, этаноламин. 0 4. Топливная композиция на основе углеводородного топлива с добавлением присадки, включающей воду и водорастворимую соль металла, отличающая ся тем. что, с целью повышения антитоксичных 5 свойств композиции, она содержит 0,1-1% об присздки, содержащей в качестве водорастворимой соли металла гексацианоферо- ат калия или натрия, или кальция, или триоксалатоферриат натрия, или соли Ci-C2 карбоновых кислот калия или натрия, или
марганца, или железа при следующем соотношении компонентов в присадке, мас.%:
Гексацианоферроат калия или натрия, или кальция, или триоксалатоферриат натрия, или соли С1-С2 карбоновых кислот калия, или натрия, или марганца, или железа0,3-5,0 Вода До 100.
0
5. Композиция по п.4. отличающая- с я тем, что содержит присадку, дополнительно включающую 1-6 мас.% мочевины.
6. Композиция по пп. 4и 5, отличающая с я тем, что содержит присадку, дополнительно включающую 7-80 мас.% углеводородного растворителя, выбранного из группы: ацетонитрил, глицидный спирт, ди- метилсульфоксид, диоксан, целлозольв, эта- ноламин.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРИСАДКА К ТОПЛИВУ И СОДЕРЖАЩЕЕ ЕЕ ТОПЛИВО | 2012 |
|
RU2486229C1 |
ДОБАВКИ К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, СОДЕРЖАЩИЕ ЦЕРИЙ ИЛИ МАРГАНЕЦ И МОЮЩИЕ ПРИСАДКИ | 2007 |
|
RU2354683C2 |
ПРОТИВОДЫМНАЯ ПРИСАДКА К ТОПЛИВАМ | 1995 |
|
RU2103327C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ И СОСТАВ ПРИСАДКИ К ЖИДКОМУ ТОПЛИВУ | 2013 |
|
RU2502790C1 |
Топливная композиция | 1989 |
|
SU1778151A1 |
ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ | 1995 |
|
RU2091443C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ НА ОСНОВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА | 1993 |
|
RU2105041C1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОБОЧНЫХ ПРОДУКТОВ ИЛИ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ ПРИ СЖИГАНИИ ТОПЛИВА (ВАРИАНТЫ), ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ТОПЛИВНАЯ ДИСПЕРСИЯ И СНИЖЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ВЫБРОСОВ С ЕЕ ПОМОЩЬЮ | 2006 |
|
RU2492215C2 |
ПРИСАДКА К ТОПЛИВУ ДЛЯ УВЕЛИЧЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ИНЖЕКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ | 2013 |
|
RU2549570C2 |
Многофункциональная комплексная присадка к топливам | 2015 |
|
RU2609767C1 |
Сущность изобретения: присадка к углеводородному топливу содержит 0,3-5,0% гексацианоферроат кальция или натрия, или кальция, или триоксалэтоферриат калия, или соли Ci-Ca карбоновых кислот калия или натрия, или марганца, или железа и до 100% воды. Присадка дополнительно содержит 1- 6% мочевины и 7-80% углеводородного рас- творителя, выбранного из группы: ацетонитрил, глицидный спирт, диметил- сульфоксид, диоксан, целлозольв, этанола- мин. Топливная композиция на основе углеводородного топлива содержит 0,1- 1,0% этой присадки. 2 н.з. и 4 з.п.ф-лы, 3 табл.
й
1,0
0,5
До ,Чо 100 1DO
0,3
0.5
0,5
0,5
100 100 100
Ло 100
Габяича2 Пример 34 5 6 7« S 9 10 И 12 13 1 15 16
Показатели
h
3S 27
26 2927 28 25 27 26 З
Таблица 1
2,0 1,0
0,01) 0,3
О. 0,3
0.1
,0 6,0 26,7 79,6 73.6
7,0 П.Э
Э7,Э«
60,0
58,0
10,0
55,0
10,0 9,0
7М
7,0
o
До 100
Но 100
До АО 100 100
Ло 100
до 100
До 100
77,0
ДоДо
100 100
2423 27 25 32 30
Таблица 3
Приспособление для автоматической односторонней разгрузки железнодорожных платформ | 1921 |
|
SU48A1 |
Способ использования делительного аппарата ровничных (чесальных) машин, предназначенных для мериносовой шерсти, с целью переработки на них грубых шерстей | 1921 |
|
SU18A1 |
Патент США № 4512774 | |||
кл | |||
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Авторы
Даты
1993-05-23—Публикация
1991-02-21—Подача