Легководолазный транспортный комплекс Советский патент 1993 года по МПК B63C11/00 

Описание патента на изобретение SU1818265A1

Изобретение относится к области подводной техники и может быть использовано при выполнении подводных работ, исследований либо при проведении спортивных мероприятий, например при строительстве, ремонте и в процессе эксплуатации гидротехнических и портовых сооружений /плотин, дамб, мостов/, при поиске и исследовании подводных и затонувших объектов, при осмотре днищ кораблей, в подводной археологии и в подводном спорте.

Цель изобретения - расширение функциональных возможностей за счет обеспечения возможности транспортировки водолаза как в подводном, так и в надводном положениях.

Дополнительной целью изобретения является снижение подводных массы и габаритов комплекса.

Указанная цель достигается тем, что легководолазный транспортный комплекс, содержащий дыхательный аппарат, источник электрической энергии, который соединен электрически через блок управления с буксировщиком, содержащим электродвигатель, и движитель; который кинематически связан с валом электродвигателя, снабжен плавучестью, а источник электрической энергии установлен на плавучести и связан с электродвигателем кабелем.

Плавучесть может быть выполнена, например, в виде сигнального буя или катера (лодки).

00

со

ю

ON СЛ

В последнем случае даи:; итель может быть выполнен в виде установленного на залу электродвигателя винта, электродвигатель шарнирно прикреплён к стойке и талрепу, которые закреплены из дыхательном аппарате, в кормовой части днища катера выполнено окно, превышающее по размерам размеры электродвигателя с движителем, в плане, а над окном установлена прижимная планка с фиксирующими шпильками.

Подводные масса и габариты комплекса уменьшаются п связи с выносом аккумуляторной батареи и прочного корпуса, обеспе- чивающего ее герметичность, на плавучесть.

Надежность повышается зэ счет улучшения условия работы аккумуляторов, они работают все времл находясь в одной и той же плоскости (вертикальной), что исключает их отказ и протечки электролита. Уменьшается вероятность короткого замыкания через морскую воду, т.к. значительная часть коммутации электрических цепей вынесена на плавучесть.

Безопасность эксплуатации повышается как за счет исключения опасности взрыва аккумуляторов в прочном корпусе, так и за счет уменьшения вероятности короткого замыкания через воду на водолаза (вынос значительной части коммутации электрических цепей на плавучесть).

Функциональные возможности комплекса расширяются при использовании в качестве плавучести катера (лодки). В этом случае комплекс обеспечивает как подводное, так и надводное перемещение водолаза.

На фиг.1 схематично показана компоновка заявляемого легководолазного транспортного комплекса; на фиг.2 - вариант компоновки буксировщика с аквалангом (дыхательным аппаратом); на фиг.3,4 - комплекс в походном положении при выполнении плавучести в виде катера.

Легководолазный транспортный комплекс предназначен для обеспечения работы легководолаза 1 под водой и доставки его к месту погружения и содержит дыхательный аппарат2,электродвигательЗ с движителем в виде винта 4 в нададке 5. Аккумуляторная батарея б расположена на плавучести 7 и соединена с двигателем 3 кабелем 8. Двигатель 3 электрически соединен с пультом 9 посредством кабеля управления 10.

Движитель может быть выполнен как в виде винта 4 в насадке 5, так и в любом другом исполнении, например в виде винта 4 без насадки либо плавникового движителя. При этом движитель может быть уста0

5

0

5

0

5

0

5

0

5

новлен как на дыхательном аппарате 2, так и в любой другой компоновке, например на транцевой доске на груди пловца 1.

Плавучесть 8 может быть выполнена в виде сигнального буя (по условиям техники безопасности при свободном плавании под водой наличие сигнального буя обязательно) или в виде катера, котррый кроме опре- деления места погружения пловца может быть использован для доставки легководо- лаза 1 в район погружения и обратно, либо в любом другом исполнении.

Блок управления иметь любую известную конструкцию; от обычного выключателя, размыкающего цепь, до многорежимных систем управления. Пульт 9 может быть выполнен как в виде наружного браслета (фиг.1), так и в любом другом исполнении, например располагаться на дыхательном аппарате 2 или электродвигателе 3.

На фиг,2 показан буксировщик, содержащий двигатель 3 и кинематически связанный с ним движитель (винт 4 и насадка 5), двигатель 3 может быть шарнирно закреплен на стойке 11 и талрепе 12, которые закреплены на хомутах 13.

На фиг.З и 4 показан комплекс в походном положении при выполнении плавучести в виде катера 7 (рулевой комплекс и остальные подсистемы не показаны). Дыхательный аппарат 2 уложен на дно в кормовой части катера 7, поджат прижимной планкой 14 и зафиксирован шпилькой (или шпильками) 15. Буксировщик (двигатель 3, винт 4, насадка 5) опущен сквозь окно 16, превышающее по размеру размер буксировщика в плане, в воду. Кабель 8 уложен по борту и зафиксирован скобами 17. Излишки кабеля 8 намотаны на барабан 18. Кабель 8 электрически соединен с аккумуляторной батареей 6.

Легководолазный транспортный комплекс работает следующим образом.

Буксировщик (двигатель 3, винт 4, на- садка( опускается в окно 16 катера 7, при этом дыхательный аппарат укладывается на днище и фиксируется планкой 14 и шпилькой 15. После этого легководолаз 1 движется на катере 7 к месту погружения. Буксировщик приводит в движение катер 7.

До погружения талрепом 12 устанавливается положение оси (угол атаки) буксировщика.

После прибытия на место погружения отдается шпилька 15, удаляется планка 14, извлекается дыхательный аппарат 2 с буксировщиком и надевается на легководолаза 1. После стравливания кабеля 8 легководолаз 1 начинает погружение (фиг.1). Электричеекая энергия к буксировщику подводится с катера 7 по кабелю 8. Управление (в том числе и остановка двигателя 3) скоростью движения осуществляется с пульта 9. Водо- лаз может передвигаться в радиусе, равном 5 длине вытравленного кабеля 8, при необходимости буксировщик обеспечивает буксировку плавучести 7 за легкозодолазом 1.

После выполнения задачи погружения легководолаз 1 возвращается на катер 7 и 10 следует на нем к берегу или на плавбазу.

Если плавучесть 7 выполнена в виде сигнального буя, погружение осуществляется с берега или плавбазы. При этом буй 7 помимо того, что сигнализирует место поло- 15 жения водолаза 1, является носителем аккумуляторной батареи 6..

Расширяются функциональные возможности комплекса: он обеспечивает не , только возможность передвижения легко- 20 водолаза под водой, но и доставку его в надводном положении к месту погружения. Доставка может осуществляться как с плавбазы, так и с берега.

Снижаются подвоДные масса и габари- 25 ты комплекса за счет выноса ниточника электроэнергии на плавучесть. Это позволя- ет повысить маневренность и увеличить свободу передвижения легководолаза под водой.30

Повышается надежность комплекса за счет улучшения условий работы аккумуляторов. Находясь на плавучести, аккумуляторы занимают стабильную ориентацию относительно плоскости горизонта, В прототипе 35 изменение пространственной ориентации аккумуляторов вместе с легководолазом могло привести к протечке электролита. Наличие прочного корпуса для хранения аккумуляторов исключает возможность взрыва 40

выделяющегося из них водорода при разрядке аккумуляторов в случае проскакива- ния электрической искры (естественная вентиляция). Кроме того, повышение надежности обусловлено уменьшением вероятности короткого замыкания электрической коммутации комплекса в морской воде или электролите. Этими же факторами обусловлено повышение безопасности эксплуатации комплекса. Кроме того, плавучесть служит сигнальным буем, что также повышает безопасность плавания.

Конструкция комплекса проста и надежна, offa не содержит сложных или дефицитных деталей и комплектующих.

Формула и зобретения

1. Легководолазный транспортный комплекс, содержащий буксировщик, источник электроэнергии, дыхательный аппарат, о тл ичающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей за счет обеспечения возможности транспортировки водолаза как в подводном, так и в надводном положениях, он снабжен плавучестью, на которой размещены связанный электрокабелем с буксировщиком источник электроэнергии и узел крепления буксировщика С дыхательным аппаратом, при этом передняя часть буксировщика прикреплена шар- нирно к стойке, а задняя часть к талрепу, установленным на дыхательном аппарате.

2. Комплекс по п. 1, о тл ичающийся тем, что узел крепления буксировщика с дыхательным аппаратом выполнен в виде прижимной планки, зафиксированной шпильками относительно корпуса плавучести.

3. Комплекс по п.1, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что в кормовой части днища плавучести выполнено отверстие под буксировщик.

6

шли

gg

Похожие патенты SU1818265A1

название год авторы номер документа
БУКСИРОВЩИК ВОДОЛАЗА 2006
  • Овчинников Алексей Викторович
  • Берков Юрий Алексеевич
  • Кузяшов Алексей Владимирович
RU2330782C2
БУКСИРОВЩИК ВОДОЛАЗА 2014
  • Петрашкевич Валерий Вильгельмович
RU2545244C1
Устройство для передвижения водолаза под водой (варианты) 2021
  • Буднев Алексей Викторович
  • Слизовский Евгений Владимирович
  • Федин Илья Павлович
RU2767556C1
ПОДВОДНЫЙ ГИДРОЦИКЛ 2007
  • Рябикин Дмитрий Михаилович
  • Рябикин Тимофей Михаилович
RU2370409C2
ПОДВОДНО-НАДВОДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ПРОНИЦАЕМОГО ТИПА 2000
  • Смирнов Г.В.
  • Белоусов М.Е.
  • Сучков И.М.
RU2191135C2
Модульный необитаемый подводный аппарат "Океаника-КИТ" 2020
  • Борисов Евгений Геннадьевич
  • Киртянова Ольга Николаевна
  • Новиков Евгений Анатольевич
  • Рыбаков Олег Константинович
  • Талан Андрей Сергеевич
RU2738281C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВАРИЙНОЙ СВЯЗИ ВОДОЛАЗА С ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ 2002
  • Искандеров Ю.М.
  • Катанович А.А.
  • Коваль А.А.
  • Кезлинг А.Г.
  • Васин Ю.В.
  • Примакин А.И.
RU2209151C1
БУКСИРОВЩИК ВОДОЛАЗА 2000
  • Тюрев А.В.
  • Гаранин Л.Д.
  • Федоров Ю.Е.
  • Шкирин Г.А.
RU2178755C1
ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ ДЛЯ ЗАХВАТА И ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШИХ ОБЪЕКТОВ 2000
  • Майсов И.А.
RU2176966C2
КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШИХ СУДОВ 2000
  • Майсов И.А.
RU2205769C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 818 265 A1

Реферат патента 1993 года Легководолазный транспортный комплекс

Изобретение относится к области подводной техники и может быть использовано при выполнении подводных работ, исследований или при проведении спортивных мероприятий. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей за счет обеспечения возможности транспортировки водолаза как в подводном, так и в надводном положениях. Цель достигается тем,что легководолазный транспортный комплекс, содержащий дыхательный аппарат, буксировщик и источник энергии, снабжен плавучестью, на которой размещены связанный электрокабелем источник энергии и узел крепления буксировщика с дыхательным аппаратом, при этом передняя часть буксировщика прикреплена шарнирно к стойке, а задняя часть - к талрепу, установленным на дыхательном аппарате, а узел крепления буксировщика с дыхательным аппаратом выполнен в виде прижимной планки, зафиксированной шпильками относительно корпуса плавучести, в кормовой части днища которой выпол- нено отверстие под буксировщик. 2 з.п.ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения SU 1 818 265 A1

eft/i2

I A-L

1818265

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1818265A1

Мереное И
Средства передвижения под водой
М.: ДОСААФ, 1966, с.37-39.

SU 1 818 265 A1

Авторы

Анчупан Евгений Алоизиевич

Остапенко Александр Витальевич

Розанов Михаил Иванович

Важкин Борис Иванович

Даты

1993-05-30Публикация

1990-09-21Подача