Способ укороченного прыжкового взлета самолета и устройство для его осуществления Советский патент 1993 года по МПК B64C25/00 

Описание патента на изобретение SU1819806A1

Изобретение относится к самолетам военного и гражданского назначения, осуществляющим взлет с разбегом, и может быть использовано для сокращения длины разбега или увеличения полезной нагрузки без увеличения взлетной дистанции.

Цель изобретения - уменьшение энергетических затрат и исключение дополнительных источников энергии для создания вертикального импульса.

Расчетным путем установлено, что использование силы трения в специальном кинематическом механизме позволяет часть кинетической энергии разгоняющегося при взлете самолета переводить в вертикальный импульс прыжка и тем самым отказаться от использования для этой цели дополнительных источников энергии.

Отличительные признаки раздвижной амортизационной стойки (поворотный кулак определенной формы, фрикционный диск колеса, механизм вращения кулака) позволяют осуществлять раздвижные стойки без использования дополнительных источников энергии в устройстве раздвижения, а делать это только за счет силы трения и кинетической энергии разгоняющегося самолета.

Изобретение поясняется фиг. 1-7. На фиг. 1 и 2 изображена принципиальная схема раздвижной амортизационной стойки шасси.

Устройство содержит основной корпус стойки со штатным амортизатором 1, выдвижной телескопический шток 2. к которому крепится колесо с фрикционным диском 3, поворотный кулак 4, шарнирно связанный с корпусом стойки 1 и опирающийся в рабочем положении на фрикционный диск 3, и механизм поворота 5, обеспечивающий соприкосновение фрикционных поверхностей и вращение кулака с необходимой ско- ростью. Этот механизм может быть выполнен в виде гидроцилиндра, шарнирно связанного с поворотным кулаком 4 и корпусом стойки 1.

Устройство работает следующим образом (фиг. 3, 4, 5, 6). В начале разбега до достижения скорости начала прыжка (фиг. 3) кулак 4 находится в поднятом положении и не касается фрикционного диска 3. При этом стойка шасси работает, как обычно. При достижении заданной скорости кулак 4 поворачивают до касания с фрикционным диском 3 (фиг. 4) и вращают с потребной угловой скоростью. При этом корпус стойки 1 перемещается относительно телескопического штока 2 (фиг. 5), и самолет получает вертикальный импульс для прыжка. Усилие, необходимое для вращения кулака и рази

движения стойки, компенсируется силой трения при скольжении фрикционного диска и рабочей поверхности кулака, После раз- движения стойки и отрыва самолета от ВПП

поворотный кулак и колесо возвращаются в исходное положение (фиг. 6).

Координаты точки шарнирного крепления поворотного кулака (фиг. 7) и форма его рабочей поверхности определяются в зависимости от потребной вертикальной скорости Vy и коэффициента трения fTp между кулаком и фрикционным диском. Если координаты относительного расположения оси вращения кулака и точки скользящего контакта будут связаны соотношением Ау/ Ах tip, то величина момента сил относительно шарнира будет равна нулю. Это условие выполняется при любом значении угла поворота кулака р, если его рабочая поверхность

имеет форму дуги логарифмической спирали, описываемой в полярных координатах

ftp p зависимостью R R0e . Для сообщения

самолету заданной вертикальной скорости Vy устройство должно обеспечить поднятие точки шарнирного крепления на высоту Ah с ускорением а. которые связаны соотношением Vy V 2а A h . Из этого условия можно связать параметры логарифмической спира- ли - начальный радиус RO и максимальный угол поворота кулака , который может быть ограничен по конструктивным соображениям.

35

40

Ro

VyVl

fippr 2a e(e -1 ).

где - arctgfrp.

Для обеспечения постоянного вертикального ускорения а угловая скорость вращения кулака определяется зависимостью

О)

1

V

fTp (2а V 1 )/RO

50

VefTP,y -т fTP()

Эффективность предложенного способа проанализирована расчетными методами с учетом динамики движения разных типов маневренных самолетов на взлете. Применение данного способа позволяет сократить длину разбега самолетов с большей тяговооруженностью примерно в 2 ... 2,5 раза за счет использования механических устройств без дополнительных источников

энергии и существенного изменения конструкции амортизационной стойки шасси, Формула изобретения 1. Способ укороченного прыжкового взлета самолета, заключающийся в разгоне самолета и сообщении ему в момент отрыва вертикального импульса за счет принудительного удлинения раздвижных стоек шасси, отличающийся тем, что, с целью уменьшения энергетических затрат и исключения дополнительных источников энергии, удлинение стоек шасси .в момент отрыва осуществляют путем преобразования части кинетической энергии разгоняющегося самолета в вертикальный импульс, при этом кинетическую энергию вращающегося колеса воспринимают взаимодействующим с ним поворотным соединительным элементом, и путем его поворота преобразуют эту энергию в поступательное движение стойки шасси, сообщая самолету вертикальный импульс.

2. Устройство укороченного прыжковбго взлета самолета, содержащее корпус амортизационной стойки шасси со штатным амортизатором и выдвижную часть стойки, соединенную с колесом, отличающее- с я тем, что оно снабжено поворотным соединительным элементом, выполненным в виде кулачка со, спиральной фрикционной рабочей поверхностью, шарнирно связанным с корпусом амортизационной стойки, диском, жестко скрепленным с колесом

шасси и имеющим фрикционную рабочую поверхность по образующей, и механизмом поворота соединительного элемента, обеспечивающим рабочий контакт по фрикционным поверхностям кулачка и диска.

Похожие патенты SU1819806A1

название год авторы номер документа
РАЗДВИЖНАЯ ПРЫЖКОВАЯ СТОЙКА ШАССИ 1992
  • Данилов В.Н.
  • Верный Л.И.
  • Кажан В.Г.
RU2027636C1
СПОСОБ ВЗЛЕТА БЕЗ РАЗБЕГА ВИНТОКРЫЛОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С АВТОРОТИРУЮЩИМ НЕСУЩИМ ВИНТОМ И КРЫЛОМ 2013
  • Кузнецов Григорий Иванович
RU2514012C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ (ВАРИАНТЫ), ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЕ ШАССИ (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ПОДЪЕМА В ВОЗДУХ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Комбаров Евгений Григорьевич
RU2588198C2
АВТОЖИР 2007
  • Татарников Андрей Павлович
  • Калмыков Алексей Александрович
  • Беляш Дмитрий Владимирович
  • Бунин Сергей Викторович
  • Ранцан Янис Янисович
  • Федосеев Виктор Семенович
  • Ковальков Владимир Васильевич
  • Вепрев Александр Алексеевич
  • Григорьев Сергей Иннокентьевич
  • Филиппов Александр Николаевич
  • Филиппов Михаил Николаевич
  • Прядкин Александр Александрович
RU2360837C2
ВИНТОКРЫЛЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2016
  • Юриков Евгений Петрович
  • Андреев Владимир Иванович
RU2662339C2
ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА ШАССИ САМОЛЕТА 1997
  • Долгов В.И.
  • Горюнов Н.Н.
  • Мухин Н.В.
RU2123961C1
Аэродромная установка рекуперации энергии самолета при посадке для разгона самолета на взлете 2018
  • Ноздричев Александр Васильевич
RU2668768C1
Мобильная стартовая установка 2020
  • Бойко Евгений Николаевич
  • Григорьев Михаил Николаевич
  • Зинченко Владислав Игоревич
  • Костин Андрей Николаевич
  • Орлов Сергей Владиславович
RU2739477C1
АВИАЦИОННЫЙ ПУСКОВОЙ КОМПЛЕКС ПЕРЕНАПРАВЛЕНИЯ РЕАКТИВНЫХ СТРУЙ ДЛЯ СОКРАЩЕНИЯ РАЗБЕГА 2015
  • Ба Зухаир Мохаммед Ахмед Мубарак
RU2610317C1
ДВУХМОТОРНЫЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ НАЗЕМНОГО И ВОДНОГО БАЗИРОВАНИЯ С УКОРОЧЕННЫМ И ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЕТОМ И ПОСАДКОЙ "ЛАДОГА-9 УВ" 2001
  • Шуликов К.В.
RU2196707C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 819 806 A1

Реферат патента 1993 года Способ укороченного прыжкового взлета самолета и устройство для его осуществления

Изобретение относится к авиации, в частности к самолетам укороченного взлета и посадки. Целью изобретения является уменьшение энергетических затрат и иск: лючение дополнительных источников энергии для выполнения укороченного прыжкового взлета. Это достигается путем преобразования части кинематической энергии разгоняющегося1 самолета в вертикальный импульс. При этом энергию вращающегося колеса воспринимают взаимодействующим с ним поворотным соединительным элементом, выполненным в виде кулачка 4 со спиральной фрикционной рабочей поверхностью, шарнирно связанным с корпусом амортизационной стойки 1. Кулачок взаимодействует с поверхностью диска 3, жестко скрепленного с колесом. Рабочий контакт кулачка 4 с поверхностью диска 3 обеспечивается механизмом поворота 5. 2 с.п. ф-лы, 7 ил. Ё чэ 00 о ON

Формула изобретения SU 1 819 806 A1

фиг. 2

////7/7/

//////// Фвг.З

Редактор Л.Волкова

Фиг.7 Составитель В.Данилов Техред М.Моргентал

/////77/

Фиг .6

Корректор М.Куль

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1819806A1

Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
Кузнечная нефтяная печь с форсункой 1917
  • Антонов В.Е.
SU1987A1
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1
Патент США № 4524929
кл
Нефтяной конвертер 1922
  • Кондратов Н.В.
SU64A1
Патент США Ms 4634082, кл
Нефтяной конвертер 1922
  • Кондратов Н.В.
SU64A1

SU 1 819 806 A1

Авторы

Бекирбаев Керим Бекирович

Верный Леонид Иосифович

Данилов Виктор Николаевич

Кажан Вячеслав Геннадьевич

Шкадов Леонид Михайлович

Даты

1993-06-07Публикация

1991-06-03Подача