Фиг. /
Изобретение относится к области воздушного транспорта и может найти широкое применение в различных сферах.
Цель изобретения - повышение маневренности.
На фиг. 1 изображен самолет, вид сверху; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - узел установки поворотного винта и механизм передачи момента и поворота; на фиг, 4 - узел установки подъемного винта и механизм передачи момента; на фиг. 5 - вид на подъемный винт; на фиг, 6 - вид на стабилизатор сверху и расположение приводных шестерен; на фиг. 7 - сечение Б-Б на фиг. 6; на фиг. 8 - сечение В-В (носовая часть) на +,ir. 1; на фиг. 9 - сечение Г-Г (боковые части фюзеляжа) на фиг. 1.
Самолет содержит фюзеляж 1, имеющий форму, приближающуюся к форме треугольника,
В центральной части фюзеляжа выполнено сквозное отверстие 2, в котором установлен подъемный винт 3, связанный кинематически с его двигательной установкой 4.
По обе стороны от винта 3, симметрично установлены поворотные винты 5, расположенные в сквозных отверстиях 6 в фюзеляже 1, переходящих в сторону верхней поверхности фюзеляжа 1 с плавными сопряжениями, для обеспечения аэродинамических характеристик.
Винты 5 также связаны со своими двигательными установками 7.
За поворотными винтами 5 расположены стабилизаторы 8, выполненные синхронно поворотными вокруг вертикальной оси,
В носовой части фюзеляжа 1 расположена кабина 9, а на поверхности его днища выполнены опорные элементы 10 (фиг. 2).
Винты 5 установлены в полусферическом кольце 11 на горизонтальной оси 12, связанной через поворотный пустотелый вал 13 с приводом поворота (не изображен).
На фиг. 2 изображен продольный разрез по А-А самолета с указанием характерных геометрических размеров и траекторий движения основных элементов.
Поворотный винт 5, находящийся в полусферическом кольце 11 с усеченной верхней частью ориентировочно 2/3 от плоскости, проходящей через ее центр параллельно плоскости вращения винта 5.
При повороте винта 5 из горизонтальной плоскости в вертикальную т.А перемещается по дуговой траектории, имеющей радиус ОА - радиус полусферического кольца 11, т.О -его центр.
Между полусферическим кольцом 11 и винтом 5 выполнен зазор, позволяющий свободно вращаться винту 5.
Полусферическое кольцо 5 несет дополнительно защитную функцию от постороннего воздействия. Конструкция позволяет использовать защитные сетки для исключения попадания в винты, в том числе и в подъемный, посторонних предметов, главным образом птиц.
Вал 14 винта 5 установлен в подшипниковых опорах 15 и соединен через шестерни 16 и 17 и вал 18, установленный относительно полого вала 13 в подшипниковых опорах
5 19, с двигательной установкой 7.
Привод подъемного винта 3 выполнен аналогично приводу винтов 5 и содержит шестерни 20 и 21, одна из которых - 20 укреплена на валу 22, установленного в под0 шипниковых опорах 23, а вторая - 21 - на валу 24, расположенном относительно корпуса фюзеляжа 1 в подшипниковых опорах 25.
Каждый из стабилизаторов 8 установ5 лен на дисковой площадке 26, на валу 27, имеющей с внутренней части секторную шестерню 28, находящуюся в зацеплении с шестерней 29, установленной на приводном вглу 30, соединенным с механизмом синх0 ронного поворота (не изображен) стабилизаторов 8.
Самолет функционирует следующим образом.
При взлете располагают винты 5 в гори5 зонтальной плоскости и запускают двигательные установки 4 и 7. После подъема переводят винты 5 из горизонтального положения в вертикальное, что обеспечивает возможность движения самолета вперед.
0 Изменением положения стабилизатора 8 выполняют повороты в необходимые стороны.
Для осуществления посадки переводят винты 5 в горизонтальное положение и сни5 жают самолет.
Фюзеляж самолета имеет оптимальную форму; и в сочетании с оптимальными выше конструктивными особенностями самолет обладает высокими летными характеристи0 ками.
Формула изобретения 1. Самолет с вертикальным взлетом и посадкой, содержащий фюзеляж с кабиной, двигательную установку, стабилизаторы и
5 поворотные из горизонтальной в вертикальную плоскость винты, связанные кинематически с двигательной установкой и с механизмом их синхронного поворота, отличающийся тем, что, с целью повышения маневренности, фюзеляж имеет
треугольную форму, в центральной части которого выполнено сквозное отверстие с установленным в нем подъемным винтом, кинематически связанным с его двигательной установкой, по обе стороны от которого симметрично выполнены сквозные отверстия с установленными в них поворотными винтами, при этом стабилизаторы расположены за каждым из поворотных винтов и выполнены поворотными вокруг вертикальной оси.
0
2.Самолет поп, 1,отличающийся тем, что поворотный винт установлен в полусферическом кольце, имеющем горизонтальную ось вращения.
3.Самолет по п. 1,отличающийся тем, что каждый стабилизатор расположен на дисковой площадке, установленной поворотно на оси и имеющей с внутренней стороны шестерню, находящуюся в зацеплении с шестерней, связанной с приводом синхронного поворота стабилизаторов.
Изобретение относится к воздушному транспорту и может найти широкое применение в различных сферах. Цель изобретения - повышение маневренности. Самолет содержит фюзеляж 1 с кабиной 9, двигательную установку 4, стабилизаторы 8 и поворотные из горизонтальной в вертикальную плоскость 5 с двигательной установкой 7. Фюзеляж 1 имеет треугольную форму, в центральной части которого выполнено сквозное отверстие 2 с установленным в нем подъемным винтом 3, кинематически связанным с его двигательной установкой 4. По обе стороны от него симметрично выполнены сквозные отверстия 6 с установленными в них поворотными винтами 5. Стабилизаторы 8 расположены за каждым из поворотных винтов 5 и выполнены поворотными вокруг вертикальной оси. Поворотный винт 5 установлен в полусферическом кольце, имеющем горизонтальную ось вращения. Каждый стабилизатор 8 расположен на дисковой площадке, установленной поворотно на оси и имеющей с внутренней стороны шестерню, находящуюся в зацеплении с шестерней,связанной с приводом синхронного поворота стабилизаторов 8. 9 ил. СЛ С 4 J 5 8 со со о о о 00
А-А
л
Фиг. 2
Риг. 5
. -.0v / Л/ /
X...LA/ /Ч .-
s
Јл
fb
1 J
.
ЙЙИ
tp /W-17
00 CO
о о
от
, Л
Ц/
/ /ш , -u
/
Ј
J.6
ХХС/7/У Т./
/
Фиг,8
Б-Б
./
/Ј /
vZ2ZZndlxS iV
&/г.7
ЛГ
:S3Ј5Z32
Фиг.0
j
Авиационная и космическая техника | |||
Техническая информация | |||
ЦАГИ, N: 12 |
Авторы
Даты
1993-07-23—Публикация
1991-06-28—Подача