Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в сцеплениях транспортных средств, а именно в трансмиссиях автомобилей для автоматической блокировки выравнивающего движения дифференциала или для передачи движения вращения на приводные колеса автомобилей.
Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств путем повышения величины вращающегося момента и уменьшения деформаций фрикционных дисков.
Указанная цель обеспечивается тем, что два первых фрикционных диска, соединенных с одной частью сцепления, установлены между двумя вторыми фрикционными дисками, которые связаны со второй частью сцепления, причем, по меньшей мере, первые фрикционные диски установлены с возможностью аксиального перемещения в зубчатом зацеплении с соединенной с ними частью сцепления, а пазы по меньшей мере, одного из первых дисков выполнены с поперечными сечением, сужающимся от его поверхности, обращенной к смежному первому к его второй противолежащей поверхности.
Предпочтительно, первые фрикционные диски могут быть установлены на ступице со стороны своих внутренних боковых поверхностей, а два вторых установлены в корпусе со стороны своих внешних боковых поверхностей.
Однако, возможна также обратная установка, при которой первые фрикционные диски приданы установлены в корпусе, а вторые фрикционные диски - на ступице. .
00
со
CN О О
со
Между вторыми Фрикционными дисками, установленными на ступице, могут быть размещены дислан ционные колыда.
Стенки пазов могут быть выполнены в виде наклонных поверхностей, либо с закругленными кромками.
В дальнейшем варианте выполнения изобретения принцип работы фрикционных дисков должен быть улучшен за счет того, что обеспечивается более действенным эффект очистки плоской поверхности противолежащего фрикционного-диска и таким образом достигается более быстрее прилегание двух фрикционных дисков один к дру- тому.
Это достигается благодаря тому, что прилежащие к пазам части дисков расположены под углом к дискам, а выступающие кромки стенок пазов расположены со стороны одной из торцевых поверхностей дисков и обращены к гладким поверхностям смежных фрикционных дисков. Этим обеспечивается эффект, на основе которого получается более сильная компонента усилия в осевом направлении к фрикционным дискам снабженным отогнутыми краями, . следствие чего последние движутся по направлению к другим фрикционным дискам, которые не имеют отогнутых краев. Предпочтительно фрикционные диски, которые не имеют отогнутых краев удерживаются на аксиальном расстоянии один от другого расстоянии в зубчатом зацеплении относящейся к ним части сцепления. Однако возможно также, что/все фрикционные диски обоих наборов фрикционных дисков установлены подвижно. Тогда однако, существует возможность, что только часть фрикционных дисков придет во фрикционных контакт с граничащими с ними фрикционными дисками. Как только снабженные отогнутыми крэ- ями фрикционные диски придут в ; прилегании к плоским поверхностям других фрикционных дисков, достигается своего рода эффект уплотнения, поскольку тонкие шабрящие края, на .основе осевой слагающей усилия, пружинно прилегают к плоской поверхности. Находящаяся в пространстве сектора между отогнутыми краями двух соседних пазов вязкая среда уходит из этого пространства. Во всяком случае она подвержена действию более низкого давления, чем существующее обычно, во внутреннем пространстве корпуса в силиконовом масле, которое предпочтительно представляет собой вязкую жидкость. Следовательно в уплот- .ненной области иознмкает уменьшенное давление, которое позволяет полностью преобразовать полное давление, существующее в остальной части внутреннего пространства корпуса в усилие нагрузки для образования фрикционного замыкания..
На основе целевой отбортовки кромок пазов получается относительно частый и тонкий шабренный край, который обеспечивает этот эффект уплотнения при прилегающей плоской поверхности.
Предпочтительно пазы выполнены в виде распределенных по окружности радиаль0
ных пазов, с отогнутыми кромками могут
быть выполнены отдельные пазы, однако, предпочтительно, все пазы имеют отогнутые кромки.
В дальнейшем варианте выполнения
5 пазы двух смежных первых фрикционных дисков, смещены относительно один другого в окружном направлении.
Этим достигается то, что отверстия - прорези всякий раз перекрыты поверхно0 стью другого первого фрикционного диска. Особенно предпочтительный вариант, обеспечивающий быстрое движение расхождения один от другого попарно установленных фрикционных дисков с отогнутыми
5 кромками, заключается в том, что пазы двух смежных дисков первых фрикционных дисков расположены соосно одним другим. Этим достигается более быстрое снятие и более быстрое возникновение гидродина0 мического эффекта. Отогнутые кромки пазов обеспечивают более быструю передачу с срезываемой жидкости в промежуточное пространство между двумя снабженными отогнутыми кромками фрикционными дис5
ками, после чего последние движутся, расходясь один от другого. Высота отогнутых кромок, измеренная от радиальной поверхности, над которой они выступают, до их шабренных краев должна составлять от 10
0 до 30% расчетной величины зазора между двумя фрикционными дисками. Посредством такого выполнения достигается кроме компоненты аксиального усилия также то, что находящийся между двумя шабренными
5 краями секторный участок снабженного отогнутыми кромками фрикционного диска при упругой деформации прилегает к плоской поверхности другого фрикционного диска и этим повышает фрикционное замы0 кание..
Далее предлагается для обеспечения долговечной работы, чтобы на фрикционных дисках было предусмотрено износостойкое покрытие. Последнее предпочтительно вы5 полнено в виде азотированного слоя. Для обработки поверхностей диски могут быть .подвергнуты отжигу, который производят при температуре между 300°С и 400°С, причем фрикционные диски должны быть собраны слоями в пакет. При этом пазы или
отогнутые кромки всех фрикционных дисков расположены соосно.
На фиг. 1 дан первый вариант с попарно установленными внутренними фрикционными дисками в качестве первых фрикционных дисков; на фиг. 2 - второй вариант выполнения с попарно установленными внешними фрикционными дисками в качестве первых фрикционных дисков; на фиг. 3 .- взаимное расположение первых фрикционных дисков в соответствии с примером выполнения по фиг. 1; на фиг. 4 - взаимное расположение двух вторых и первого фрикционных дисков с закругленными кромками для образования входной воронки в разрезе А-А на фиг. 1; на фиг.5 - вид на снабженный отогнутыми кромками внутренний фрикционный диск в качестве первого фрикционного диска; на фиг. 6 - разрез Б-Б на фиг. 5 в виде отдельной детали; на фиг. 7 - размещение: фрикционных дисков в виде выреза с попарно установленными внутренними фрикционными дисками в нормальном режиме работы; на фиг. 8 - взаимное расположение фрикционных дисков согласно фиг. 7 при сцеплении; на фиг. 9 - вариант попарной установки внутренних фрикционных дисков в нормальном режиме работы; на фиг. 10 - сцепление, встроенное в блокируемый выравнивающий механизм (дифференциал); на фиг. 11 - схема привода для автомобиля с приводом на четыре колеса; на фиг. 12- схема привода соответствующая фиг. 1-1, причем задние колеса приводятся через разделитель момента.
Вязкостное сцепление имеет корпус 1, который состоит из цилиндрического кожуха-оболочки 2. а также двух радиальных стенок 3,4. Радиальная стенка 3 предпочтительно неразьемно связана с оболочкой 2, тогда как радиальная стенка 4 вставлена в оболочку 2 разьемно, однако по отношению к ней и по внутренней поерхности уплотнена посредством уплотнений 5 и 6 и удерживается против возможности аксиального сдвига посредством фиксирующего кольца 7. Оболочка 2 имеет на своей внутренней поверхности зубчатое зацепление 8 в виде распределенных по окружности зубьев, которые проходят параллельно направлению оси вращения Х-Х сцепления. В отверстиях радиальных стенок 3, 4 корпуса 1 установлена ступица 9 с возможностью вращения. Ступица 9 выполнена полой и имеет отвер- стия 10, в котором выполнено внутренне зубчатое зацепление 11 для соединения с зубчатым зацеплением вала отбора мощности или вала привода (изображены). Ступица 9 имеет с одной стороны цилиндрическую внешнюю поверхность.
которая расположена в отверстия радиальных стенок 3, 4. Для уплотнения между цилиндрической поверхностью ступицы 9 и корпусом 1 в радиальных стенок 3, 4 встав- 5 лены уплотнения 6. На промежуточном участке ступица 9 на внешней поверхности снабжена проходящими аксиально относительно оси вращения Х-Х зубьями 12. которые распределены по окружности.
0Во внутреннем пространстве корпуса
10 образующем камеру 13 размещены фрикционные диски 14, 15, 16. Предусмотрены два различных набора фрикционных дисков. В примере выполнения по фиг. 1 со
5 ступицей 9 жестко в окружном направлении соединены первые фрикционные диски 14, 15, которые, в соответствии с примером выполнения по фиг. 1 является внутренним фрикционными дисками/имеющими внут0 ренние зубья, которые входят в зацепление с зубчатым зацеплением 11 в ступице 9. Вторые.ики 16, 17, установлены на расстоянии один относительно другого. В данном примеры выполнения для сохранения рас5 . стояния между двумя вторыми внешними фрикционными дисками 16, 17, предусмотрено дистанционное кольцо 18. Такое сохранение дистанционного расстояния требуется. Однако, но во всех случаях ис0 пользования. Между двумя соседними внешними фрикционными дисками 16, 17 установлена пара первых фрикционных дисков 1.4. Оба внутренних фрикционных диска 14, 15 в своих отверстиях имеют зубчатые
5 зацепления, сопрягающие с зубчатым зацеплением 11 ступицы 5,с которым они соединены, жестко в окружном направлении, но с возможностью аксиального Сдвига на ступице 9.
0 Два первых внутренних фрикционных диска 14. 15 попарно установлены непосредственно рядом один с другим. Все внутреннее пространство камеры 13 заполнено . чередующимися внешними фрикционными
5 дисками 16. 17 и парами. Внутренних фрикционных исков 14, 15. Оставшееся внутреннее пространство корпуса 1 по меньшей мере, частично заполнено вязкой жидкостью, в частности, на основе силиконового
0 масла. Фрикционные диски 14. 15, 16, 17 имеют пазы 19, 20. В частности на фиг. 4 показано принципиальное расположение первых 14, 15 и вторых 16, 17 фрикционных дисков а разрезе. Граничные кромки пазов
. 20 на плоской стороне первых фрикционных дисков 14. 15 которые прилегают одна к другой или обращены одна к другой, выполнены наклонными или скругленными с образованием гсечения сужающегося от поверхности обращенной к смежному первому диску 14 или 15. в направлении к его второй торцевой поверхности и выполнены с образованием воронки.
За счет этой установки достигается то, что при срезающей нагрузке, то есть, скольжении образующих пару внутренних фрикционных дисков 14,1 5 относительно сбоку установленных от них внешних фрикционных дисков 16, 17, последние также имеют относительно движения, причем жидкая среда, находящаяся в обоих зазорах 21 между первыми фрикционными диском 14, 15 и вторыми фрикционными дисками 16 или 17, через пазы 19.20 попадает в зазор 22 между двумя первыми фрикционными дисками 14 и 15. Благодаря указанным кромкам пазов 19, 20 жидкость может попасть в зазор 22 между двумя первыми фрикционными дисками.14, 15 через увеличивающееся сечения и таким образом на основе повышения дав- ления раздвинуть один от другого первые фрикционные диски 14, 15. Движение продолжается до того, пока оба фрикционных диска 14, 15 не достигнут прилегания к обоим внешним фрикционным дискам 16, 17. Сдвигающее действие может быть усилено благодаря тому, что снабженные радиальными пазами 19, 20 первые фрикционные диски 14 и 15 установлены один относительно другого особым образом, закреплены так, что пазы 19 фрикционных дисков 14 оказываются смещенными по окружности относительно пазов 20 фрикционного диска 15. Вследствие этого пазы 19 фрикционного диска 14 перекрываются поверхностью гранично установленного фрикционного диска 15. Это же справедливо в обратном порядке для пазов 20 фрикционного диска 15. Образованное этим дросселирующее действие содействует разжиманию обоих фрикционных дисков 14,15 по прилегания к соседним вторым фрикционным дискам 16,17 (см.фиг.
зг.: ..: .;-... ... :
В примере выполнения по фиг. 2, который представляет собой альтернативную установку по фиг. 1,.фрикционные диски 14,
15,соединенные с корпусом 1. выполнены как первые фрикционные диски в попарной установке. Вторые фрикционные диски 16,17 соединены со ступицей 9.
Далее оба фрикционных диска 16, 17 также установлены с возможностью аксиального сдвига в зубчатом зацеплении ступицы 9, то есть не установлено никакого дистанционного кольца 18 между соседними двумя вторыми фрикционными дисками
16,17. В этом примере выполнения фрикционные диски 16, 17 соединены со ступицей 9 и являются внутренними фрикционными дисками, а установленные попарно первые
фрикционные диски 14, 15 соединенные с корпусом 1 являются внешними фрикционными дисками.
На фиг.б показан фрикционный диск с
отогнутыми выступающими частями 23, прилежащими к кромкам пазов 19, 20, который выполнен как внутренний фрикционный диск. Эти внутренние фрикционные диски обозначены как 14,15ипредставляютсобой
0 первые фрикционные диски, которые установлены попарно и имеют центральное отверстие 24, в котором выполнено зубчатое зацепление, входящее в шпоночные канавки 12 ступицы 9 и соединяющие их жестко в
5 окружном направлении, нос возможностью аксиального сдвига. На фиг. 5 также показано, что предусмотрены распределенные по окружности радиально пазы 19, 20, которые открыты к краю 25 окружности. Кромки 26
0 пазов 19, 20 острые, вследствие чего образована отбортовка отгибанием частей 23 прилежащих к кромкам 26. Отбортовка производится после изготовления или во время изготовления пазов 19, 20 относительно
5 плоской поверхности 27. Отогнутые части 23 образуют следовательно выступающую часть над плоской поверхностью 28 внутренних фрикционных дисков 14, 15. В частности на фиг. 6 изображено выполнение
0 этих отогнутых частей 23. При этом показан только один сектор .29 между двумя сосед- ними пазами 19, 20 и соответственно также только по одной кромке обоих соседних пазов. Посредством отбортовки получается
5 острая шабренная кромка 30, которая обеспечивает линейное соприкосновение с плоской поверхностью 31 внешних фрикционных дисков 16,17. как это подробнее пояснено на фиг. 7-9.
0 На фиг, 7 изображен разрез на фиг. 1, отражающий установку фрикционных дисков, а именно, сектор двух внешних фрикционных дисков 16,17, которые удерживаются на расстоянии один от другого посредством
5 непоказанного дистанционного кольца 18. Оба этих внешних фрикционных диска 16, 17 имеют также пазы 19, 20, проходящие радиально или в основном. Между двумя фрикционными дисками 16, 17 установлены
0 два внутренних фрикционных диска 14. 15. Эти оба внутренних фрикционных диска 14 и 15 имеют сквозные пазы 16, 17, которые снабжены отогнутыми комками 23 и находящимися на них шабренными кромками 30.
5 Оба внутренних фрикционных диска 14 и 15 своими радиальными плоскими поверхностями, расположены один на другом. Плоские поверхности 22, из которых выступают ограничивающие пазы 19, 20 отогнутые кромки 30. находящиеся против плоских поверхностей 31 не имеющего отогнутых кромок внешнего фрикционных дисков 14 и 15. При нормальном режиме работы оба внутренних фрикционных диска 14, 15 находится в положении, приближенном друг к другу, 5 так, как они изображены на фиг. 7. Оба внутренних фрикционных диска 14 и 15 лежат своими плоскими поверхностями 27 один на другом или находятся на минимальном один от другого. Зазор между внутренним фрик- 10 ционными дисками 14 и 15 и внешними фрикционными дисками 16 и 17 (а именно, между их плоскими поверхностями 31 больше, чем зазор между фрикционными дисками 14 и 15 в этом положении.
Оба внутренних фрикционных диска 14 и 15 так расположены один относительно другого в зубчатом зацеплении 12 ступицы 9, что пазы 19, 20 обоих внутренних фрикционных дисков 14 и 15 соосны. При появле- 20 нии относительно движения между внутренними фрикционными дисками 14 и 15 и внешними фрикционными дисками 16, 17 происходит подача срезанной жидкости в область обоих пазов 19, 20 обоих внутрен- 25 них фрикционных дисков 14. 15 и за счет отогнутых частей 23 подача в зазор между обеими радиальными плоскими поверхностями 27. Благодаря возникающему гидродинамическому эффекту оба внутренних 30 рикционных диска14, 15 движутся, расхо- дясь один от другого по направлению к плоской поверхности 31 обоих внешних фрикционных дисков 16, 17. Как только они начинают контактировать с плоской повер- 35 хностью 31 посредством шабрящих кромок 30, действующих по типу, стеклоочистителя, силиконового масло счищается. Вследствие этого в области сектора 29 между шабрящими кромками 30 двух соседних пазов 19, 20 40 образуется пространство пониженного давения, В результате создается эффект, при котором общее давление воздействующее на плоские поверхности 27 в корпусе 1 сцепления, может быть использовано для обес- 45 печения фрикционного контакта внутренних фрикционных дисков 15, 14 с плоскими поверхностями 32 внешних фрикционных дисков 16, 17. Кроме этого отогнутые края 23 по высоте рассчитаны так, что 50 на основе имеющегося давления происходит упругая деформация, так что сектор 29 может достичь прилегания к плоской поверхности 31 внешнего фрикционного диска 16 или 17. За счет этого образуется максима/jb- 55 но возможное фрикционное замыкание.
Альтернативная форма выполнена попарной установки внутренних фрикционных дисков 14,15 показанэ на фиг.9. Пазы 19,20
обоих фрикционных дисков 1.4, 15 смещены один относительно другого.
Во всех примерах выполнения по фигурам 7-9 выбор высоты отогнутых частей 23, измеренной от плоской поверхности 28, из которой они выступают и до шабрящей кромки 30 произведен так. что может произойти также упругая установка и прижатие к плоской поверхности 31 внешних фрикционных дисков 16, 17 под давлением жидко.сти. Эти условия могут быть выполнены, если высота составляет приблизительно от 10 до 30% расчетного зазора, который мог бы появиться при равномерном аксиальном распределении всех фрикционных дисков в корпусе. 1.
Для этого, что повысить износостойкость предусмотрено фрикционные диски в особенности внутренние фрикционные диски 14, 15 подвергать покрытию поверхности слоем, в частности, процессу азотирования и вслед за тем процессу отжига.
На фиг. 10 изображено применение сцепления согласно фиг. 1 на автоматически блокируемом дифференциале. Дифференциал выполнен в виде дифференциала с коническими зубчатыми колесами. Он включает коробку 32 дифференциал, у которой предусмотрено продолжение, которое образует корпус 1 сцепления. Сооснососью вращения Х-Х установлены два конических зубчатых колеса 33 и 34 отбора мощности.Последние находятся в зацеплении с осью 35 дифференциала, которая перпендикулярна оси вращения Х-Х, и на которой установлены конические зубчатые колеса 36 дифференциала. Конические зубчатые колеса 33, 34 отбора мощности могут быть соединены, например, с приводным валом колеса или с ответвляющимся приводом. Обычным образом осуществляется привод коробки 32 дифференциала. Движение привода, пока существует равновесие между обоими коническими зубчатыми 33, 34 отбора мощности, передается одновременно на оба колеса. Один набор фрикционных дисков сцепления соединен с коробкой 32 дифференциала, а второй со ступицей 9, котоi рая соединена с приводным валом (не изоб- ражена) и с коническим зубчатым колесом
| 33, также жестко окружном направлении.
На фиг. 11 показана схема привода для автомобиля 37 с приводом на четыре колеса.
Автомобиль 37 приводится от блока 38 механизма двигателя. Оба передних колеса 39 приводятся через дифференциал 40 и подключенные к нему полуоси 41. Оба задних колеса 42 также приводятся. Для этого к дифференциалу 40 подключен средний дифференциал 43, соответствующий вращающему моменту. Последний через карданный вал 44 и дефферен- циал 45 задней оси, а также задние полуоси 46 по приводу находится в соединении с задними колесами 42. Возможно выполнение одного или нескольких дифференциалов 45.43 в форме автоматически блокируемого дифференциала (см. фиг. 10) связанного со сцеплением. Однако, можно также вместо дифференциала 43 включить в линию привода только сцепление в соответствии с фиг. 1 или фиг. 2, причем например ступица 9 по приводу соединена с выходом дифференцала 40 передней оси, а корпус 1 соединен с карданным валом 44.
На схеме привода по фиг. 12 показано применение на автомобиле 37 с приводом на четыре колеса, в котором блокируемый дифференциал задней оси заменен делителем момента 47. Последний включает приводной вращающийся корпус 48, которому приданы внешние фрикционные диски 16, 17, предпочтительно два набора. Предусмотрены две отдельные ступицы, из которых одна соединена прочно жестко в окружном направлении с задней полуосью 46 левого колеса 42 и другая - с правым задним колесом 42. Ступицам в каждом случае соединены с внутренними фрикционны- ми ди.сками 14, 15 соответственно изобретению. Делитель момента 47 объединяет действие дифференциала и блокировку так же, как вязкостное сцепление.
При относительном движении между корпусом 1 и ступицей 9 на основе срезающей нагрузки находящейся во внутреннем пространстве 13 жидкости появляется вращающий момент, так что происходит захват с собой неприводимой части сцепления, следовательно или ступицы 9. или корпуса 1. С прогрессирующим нагревом силиконового масла во внутреннем пространстве камеры 13 корпуса 1 на основе срезающей нагрузки оба внутренних фрикционных диска 14 и 15 расходятся один от другого в противоположных направлениях до прилегания к соседним внешним фрикционным дискам 16, 17. Следовательно, внутренний фрикционный диск 15, например, прилегает вправо к внешнему фрикционному диску 17, а внутренний фрикционный диск 14 этой пары прилегает влево также к внешнему фрикционному диску 16. Оба внутренних фрикционных диска 14.15 находятся, следовательно по бокам во фрикционном контакте с заключенными между ними внешними фрикционными дисками 16, 17.
Посредством двухстороннего прилегания первых фрикционных дисков 14 и 15 к соседнему второму фрикционному диску 16 и 17 сцепление из режима работы чисто гидравлическим сцеплением, основанным
на жидкостном трении, переходит в режим работы фрикционного сцепления или, по меньшей мере, в смешанный режим работы сцепления на основе жидкостного трения и
фрикционного трения. Вследствие этого по меньшей мере кратковременно может передаваться увеличенный момент. Посредством двустороннего прилегания первых фрикционных дисков 14, 15, т.е. вследствие
того, что два принадлежащих различным парам первых фрикционных диска 14,15 совместно зажимают между собой один второй фрикционный диск 16 или 17, достигается небольшое поверхностное прижатие
или более высокая мощность вращающего момента.
Эта функция сцепления обеспечивает самозащиту за счет того, что находящаяся во внутреннем пространстве корпуса жидкость не подвергается нагрузке, недопустимой в течение продолжительного времени. Возникновение феномена, именуемого как хамп, может быть определено в зависимости от вязкости рабочей среды, которой, по
меньшей мере, частично заполнено внутреннее пространство корпуса 1, и степени заполнения внутреннего пространства корпуса 1.
Если одно из конических зубчатых колес
33 и 34 отбора мощности вращается быстрее, чем другое, происходит срезание жид- кости в сцеплении и за счет этого увеличение вращающегося момента, так что происходит захват с собой, например, медленнее вращающегося или неподвижно стоящего конического зубчатого колеса отбора мощности. Действие хампа проявляется так, как описано в отношении фиг. 1. Предпочтительная область применения для
сцепления описанной конструкции и автоматически блокируемого дифференциала, которые снабжены вязкостным сцеплением, является привод автомобилей.
Преимуществом при этом виде выполнения является то, что происходит целевое и ускоренное движение обоих первых фрикционных дисков 14. 15 по направлению к установленным сбоку вторым фрикционным дискам 16, 17; поскольку благодаря такой
0 установке вызывается движение жидкости из зазоров между вторыми фрикционными дисками 16, 17 и первыми фрикционными дисками. 14, 15 через тазы 19.20 в зазор между двумя первыми фрикционными дис5 ками и их движение расхождения. Так как два установленных попарно первых фрикционных диска 14. 15 чередуются со вторыми фрикционными дисками 16, 17 достигается также то, что первые фрикцион- ные диски 14, 15 движутся так. что в положении хампа один фрикционный диск первой пары первых фрикционных дисков 15. 14 и один фрикционный диск второй пары первых фрикционных дисков 14. 15 прилегают ко второму фрикционному диску 16 или 17 и замыкаются между собой. Вследствие этого достигается двухстороннее опирание первых фрикционных дисков 15, 14, так, что больше происходит удвоение фрикционных поверхностей, так что в целом получается увеличение мощности по передаче вращающего момента во время функционирования хампа, поскольку в передаче вращающегося момента участвует больше фрикциональных поверхностей. Одновременно также уменьшается сжатие, так что не может возникнуть никаких повреждений. Дальнейший эффект заключается в том, что на основе различия в зазорах в статическом состоянии возникает одностороннее повышение давления для движения одного фрикционного диска в направлении к другому фрикционному диску, но, при сдвиге на основе действия расслоения между двумя первыми фрикционными дисками 14. 15, которые образуют пару, появляются движение расхождения с использованием гидродинамического эффекта. Воронкообразные стенки паров 19. обеспечивают целевую подачу жидкости в зазор, образованный двумя первыми фрикуион- ными дисками 14. 15.
Ф о р мулаизобретения 1. Вязкостное сцепление, содержащее одну часть в виде корпуса, соединенного с приводом, и другую часть в виде установленной в корпусе с возможностью вращения ступицы, соединенной с валом отбора мощности, а также соединенные жестко в окружном направлении с корпусом и ступицей посредством зубчатого зацепления фрикционные диски, выполненные со сквозными в осевом направлении пазами и расположенные в выполненной в корпусе камере, по меньшей мере, частично заполненной жидкой средой, в частности, на основе силиконового масла, отличающееся тем. что. с целью улучшения эксплуатационных качеств путем повышения величины вращающего момента и уменьшения деформации фрикционных дисков, по меньшей мере, два первых фрикционных диска, связанных с одной из частей сцепления, установлены между двумя вторыми фрикционными дисками, связанными с другой частью сцепления, причем, по меньшей мере, первые фрикционные диски расположены аксиально подвижно в зубчатом зацеплении с соединенной с ними частью сцепления, а пазы, по меньшей мере одного
из первых дисков выполнены с поперечным сечением, сужающимся от его поверхности, обращенной к смежному первому фрикционному диску, к его противолежащей повер5 хности.
2. Сцепление по п. 1, от л и ч а ю ще е- с я тем, что два первых фрикционных диска установлены на ступице со стороны своих внутренних боковых поверхностей, а два
0 вторых фрикционных диска установлены в корпусе со стороны своих внешних боковых поверхностей.
.3. Сцепление по п. 1, о т л и ч а ю щ е е-. с я тем, что оно снабжено дистанционными
5 кольцами, посредством которых вторые фрикционные диски установлены на расстоянии один от другого в зубчатом зацеплении со связанной с ними частью сцепления.
4.Сцепление по пп. 2 и 3, о т л и ч а ю- 0 щ ее с я тем, что дистанционные кольца
установлены между вторыми фрикционными дисками, установленными в корпусе.
5.Сцепление по п. 1, о т л и ч а ю щ е е- с я тем, что два первых фрикционных диска
5 установлены в корпусе со стороны своих внешних боковых поверхностей, а расположенные на расстоянии два вторых фрикционных диска установлены на ступице со стороны своих внутренних боковых поверх0 ностей.
6.Сцепление по пп. 3 и 5, о т л и ч a tout ее с я тем, что оно снабжено дистанционными кольцами, размещенными между вторыми фрикционными дисками, установ5 ленными на ступице,
7.Сцепление по п. Готличающее- с я тем, что стенки пазов выполнены в виде наклонных поверхностей.
8.Сцепление по п. 1,отличаю щ е е- 0 с я тем, что стенки пазов выполнены с закругленными кромками.
9.Сцепление по п. 1, о т л и ч а ю щ е е- с я тем, что прилежащие к пазам части дисков расположены под углом к дискам, а вы5 ступающие кромки стенок пазов расположены со стороны идной из торцевых поверхностей диска.
ТО. Сцепление по п. 9, о т л и ч а ю щ е е- с я тем, что упомянутые выступающие кром0 ки стенок пазов обращены к гладким поверхностям смежных фрикционных дисков.
11. Сцепление по п. 1,отличающееся тем, что пазы выполнены в виде распределенных по окружности радиальных пазов.
5 . 12. Сцепление по пп. 1 и 11. о т л и ч а ю щееся тем, что пазы двух смежных первых фрикционных дисков смещены относительно один другого в окружном направлении. 13. Сцепление по п. 1, о т л и ч a tout е ее я тем, чго пазы двух смежных первых
фрикционных дисков расположены соосно одни с другими.
1.4. Сцепление по п. 1. о т л и ч а ю- щ е е с я тем. что на фрикционных дисках выполнено износостойкое покрытие.
15. Сцепление по п. 14, о т л и.ч а га- ид е ее я тем, что покрытие выполнено в виде азотированного слоя.
1 6. Сцепление по п. 3, о т л и ч а ю- щ е е с я тем, что высота расположения кромок стенок пазов равна 10-30% величины зазора между двумя фрикционными дисками.
Приоритет по пунктам:
08.07.88 поп п. 1-7, 10, 11.
22.08.88 по п л, 8, 9.
Использование: в вязкостных сцеплениях транспортных средств, э именно в трансмиссиях автомобилей для автоматической блокировки выравнивающего движения дифференциала или для передачи движения вращения на приводные колеса автомобиля. Сущность: вязкостное сцепление содержит два первых фрикционных диска, связанных подвижно в осевом направлении с одной из частей сцепления и установленных между двумя вторыми фрикционными дисками, связанными со второй частью сцепления. При этом в дисках выполнены пазы с воронкообразным поперечным сечением, сужающимся от одной его торцовой поверхности к другой. Между вторыми дисками установлены дистанционные кольца. Части дисков, прилежащие к кромкам пазов, могут быть отогнуты под углом и выступать над поверхностью диска, 15 з.п.ф-лы. 12 ил.
ftfffsn 8 г 7 i
фиг. I
& ® (огт fa
fywd)
и. si м &
У- У
St V
9091С81
w/sl
Заявка ФРГ № 3627504, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1993-07-30—Публикация
1989-05-03—Подача