Известны токосъемные устройства, оэстоящие из вращающегося и неподвижного дисков и перекатывающегося между ними контактного тела.
Для повыщения надежности токосъема предложено контактное тело выполнять в виде конического ролика с винтовыми канавками, входящими в зацепление с выступами на дисках, имеющими циклоидальный профиль иа боковых поверхностях.
На фиг. I, а, б, в, представлена схема зацепления винтовых роликов с дисками; на фиг. 2 - схема контактного ролика; на фиг. 3 - схема распределения усилий в контакте.
Токосъемное устройство состоит из одного вращающегося диска, одного неподвижного диска и нескольких роликов, перекатывающихся между ними. Для достижения минимального взаимного скольжения и износа поверхности дисков и роликов снабжены элементами зацепления. Паибольщую поверхность контакта можно получить, использовав циклоидальное зацепление.
Двухзаходный винтовой ролик (фиг. 1,а) находится в контакте с другим сопряженным профилем в точках с, d, е и f. Вдоль оси винта контакты перемещаются по винтовым линиям. Профиль канавки винта в сечении, нормальном к его оси, представляет собой сочетание трех участков (фиг. 1,в). Участок 1 обй„
разован дугой окружности с радиусом -- в
пределах центрального угла от О до т. Участок 2 образован удлиненной эпициклоидой от качания круга с диаметром d по такому же кругу d с местонахождением чертящей точки на радиусе - d с пределами от t до б
(т+б). Участок 3 - радиальная фаска, образуемая вместо острой кромки для уменьшения износа, представляет собой разновидность гипоциклоиды нри обкатывании круга с
диаметром - внутри круга с диаметром й(„
i
Подобным образом строится сопрягаемый профиль на выступах обкаточных дисков. соблюдения равенства окрул ных скоростей в точках контакта с нижним диском ролики должны быть коническими (фиг. 2). В местах контакта ролика с верхним неподвижным диском мгновенная скорость равна нулю. Конусность ролика может быть выполнена как по наружной поверхности, так и по поверхности канавок. При наружном конусе угол при
вершине определяется следующим образом.
а d d-i
вующего усилия прижима боковых поверхиостей канавок ролика к боковым поверхностям выступов па диске и для компенсации изиоса боковых поверхностен. В точке Л {фиг. 3) контакта между боковой поверхностью выступа диска и боковой поверхностью капавки ролика возникает сила Р, нормальная к кривой yVW в точке Л. Кривая NN образуется как след от обкатки винтовой линии ролика по конической поверхности на торце диска. Сила Р разлагается на тангенциальную PI, совпадающую с направлением окружной скорости, и радиальную Р. Составляющая PI снособствует перекатыванию ролика, а PS ностоянно втягивает его внутрь (к оси вращения), что создает контактное давление н компенсирует износ.
Для умешзщения трения применяют графнтпую токопроводящую смазку.
Предмет изобретения
Токосъемное устройство, состоящее из вращающегося и неподвижного дисков и перекатывающегося между ними контактного тела, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности токосъема, контактное тело вынолнеио в виде конического ролика с винтовыми канавками, входящими в заценление с выстуиами на дисках, имеющими циклоидальный нрофиль на боковых поБерхпостях.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДИСКОВЫЙ ТОКОСЪЕМНИК | 1997 |
|
RU2166224C2 |
ЦИКЛОИДАЛЬНОЕ ЗУБЧАТОЕ ЗАЦЕПЛЕНИНЕ | 2002 |
|
RU2236621C2 |
ПРОФИЛЬ ЗУБА ШЕСТЕРЕН ДЛЯ ОРБИТАЛЬНЫХ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ, ОРБИТАЛЬНЫЕ ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ И ЛЕБЕДКИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕ ОРБИТАЛЬНЫЕ ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ | 1997 |
|
RU2229045C2 |
ПЕРЕДАЮЩИЙ УЗЕЛ С КАЧАЮЩЕЙСЯ ШАЙБОЙ (ВАРИАНТЫ) И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ СКОРОСТИ НА ЕГО ОСНОВЕ (ВАРИАНТЫ) | 2001 |
|
RU2267673C2 |
ЭКСЦЕНТРИКОВО-ЦИКЛОИДАЛЬНОЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ ЗУБЧАТЫХ ПРОФИЛЕЙ (ВАРИАНТЫ) | 2010 |
|
RU2439401C2 |
ЗАЦЕПЛЕНИЕ КОЛЕС С КРИВОЛИНЕЙНЫМИ ЗУБЬЯМИ (ВАРИАНТЫ) И ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА НА ЕГО ОСНОВЕ | 2007 |
|
RU2338105C1 |
ГЕРОТОРНЫЙ МЕХАНИЗМ ВИНТОВОЙ ГИДРОМАШИНЫ | 2002 |
|
RU2202694C1 |
Циклоидальный редуктор | 1990 |
|
SU1772503A1 |
Реверсивный подпятник скольжения | 1975 |
|
SU826114A1 |
СПОСОБ РЕЖУЩЕ-ДЕФОРМИРУЮЩЕЙ ОБРАБОТКИ ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 2013 |
|
RU2536308C1 |
Даты
1966-01-01—Публикация