Известные указатели режима газотурбинных двигателей не обеспечивают онределения истинного режима двигателя, поскольку они не учитывают изменения температуры газа и оборотов турбокомпрессора.
Предлагаемый указатель режима не имеет указанного недостатка и отличается тем, что его счетно-решающее устройство совмещено со стрелочным прибором и выполнено в виде двух секторных дисков со щтырями и ведущими кулачками, причем один из дисков предназначен для указания крейсерского режима, а второй - для указания номинального режима двигателя.
Режим работы двигателя определяется с помощью счетно-решающего устройства по соотношению истинных физических оборотов двигателя и величин оборотов, соответствующих граннцам . Эти границы определяются по давлению и температуре воздуха на входе в двигатель и фиксируются приборами. Значение оборотов двигателя по границам режимов определяется расчетным путем.
Указатель режима двигателя содержит известные датчики оборотов двигателя, датчики давления и температуры на входе в двигатель, счетно-решающее устройство и стрелочный прибор.
Оно выполнено в виде двух секторных дисков / и 2 с соответствующими щтырями 3, 4 и 5, 6 и ведущими кулачками 7 и S.
Счетно-рещающее устройство работает следующим образом.
Зависимость числа оборотов турбокомпрессора от температуры воздуха на входе в двигатель определяется при помощи передаточ-. iioro механиЗ Ма (на чертеже не показан) в 0 виде угла поворота ведущего кулачка 7, имеющего упоры 9 и 10, а зависимость числа оборотов турбокомпрессора по температуре и давлению на входе в двигатель определяется при помощи второго передаточного механизма (на чертеже не показан) в виде угла поворота ведущего кулачка 8, имеющего упоры //и 12.
Угол поворота упора 10 кулачка 7 соответ ствует числу оборотов турбокомпрессора nf 0 границе крейсерского режима, а угол новоро та упора 9 кулачка 7 соответствует числу обо ротов турбокомпрессора на границе номинального режима. Точно так же, угол поворота упора // кулачка 8 соответствует значе5 нию числа оборотов турбокомпрессора на границе крейсерского режима, а угол поворота упора 12 кулачка 8 соответствует значению числа оборотов турбокомпрессора на границе номинального режима. Секторные диски / и 30 2 спиральной пружиной (на чертеже не показана) перемещаются вс.тед за движением ведущих кулачков 7 и . Радиусы поворота штырей 3, 4 и 5, 6 соответствеиио равны радиусам поворота упоров 9, 10 и 11, 12. Штыри расположены на одной прямой, проходящей через ось вращения секторных дисков. Таким образом, угол поворота секторных дисков / и 2 соответственно равен углу новорота упоров 9 или 10 и 11 или 12 ведущих кулачков 7 и 8, которые в результате обработки сигналов электронной схемы повернутся па меньший угол. Грапппа крейсерского режима указана на диске / линией 13. Область крейсерских рел :имов расположена левее этой линии, а область номинальных режимов - правее. Граница номинального режима указывается левым краем диска 2. Таким образом, области номинальных режимов соответствует область между линией 13 на диске 1 и границей диска 2. Вся область секторного диска 2 является областью взлетных режимов. Текущее значение оборотов компрессора вырабатывается в электронном .канале по физическим оборотам и через соответствующий передаточный механизм (на чертеже не показан) передается на стрелку 14 шкального стрелочного прибора. Режим двигателя через; прорезь в указателе определяется взаимным положением стрелки 14 прибора и границ режима, определяемых секторными дисками / и 2. Предмет изобретения Указатель режима газотурбинного двигателя со свободной турбиной, содержащий датчики оборотов двигателя, датчики давления и температуры на вхОлТ,е в двигатель, счетно-решающее устройство и стрелочный прибор, отличающийся тем, что, с целью онределения истинного режима двигателя, счетно-решающее устройство указателя совмещено со стрелочным прибором и выиолнено в виде двух секторных дисков со щтырями и ведущими кулачками, причем один из дисков предназначен для указания крейсерского режима, а второй - для указания номинального режима двигателя.
fO
Даты
1966-01-01—Публикация