Изобретение относится к парусному вооружению судов, преимущественно крей- гоночных яхт, к устройствам крепления бермудского грота на мачте.
Цель изобретения - повышение эксплуатационных качеств.
На фиг.1 приведен один из вариантов парусного вооружения по п.1, вид сбоку; на фиг.2 - поперечное сечение того же варианта; на фиг.З приведено поперечное сечение парусного вооружения, выполненного по nrj.2 и 3; на фиг.4 - вид сбоку (фрагмент) парусного вооружения по п,4; на фиг.5 - поперечное сечение парусного вооружения nq пп.5 и 6; на фиг.6 - вид сбоку парусного вооружения по п.6.
Один из возможных вариантов предлагаемого парусного вооружения (см. фиг.1 и 2) содержит пустотелую мачту 1 круглого
сечения, установленную шпором на палубе 2 или на днище яхты. Парус косой треугольной формы. Передняя часть 3 паруса выполнена из двух слоев. Левый и первый слои передней части паруса охватывают лобовую, левую и правую стороны мачты 1 по всей высоте от топа до места крепления гика 4. Парус выполнен с разъемом вдоль по высоте. В приведенном варианте разъем выполнен в виде застежки молния. В задней кромке левого и правого слоев лобовой части 3 паруса вдоль всей высоты разъема вшиты зубья 5 застежки. Ответные зубья 5 застежки вшиты в передней кромке левого 6 и правого 7 слоев задней части паруса. В нижних углах кромок вшит замок 8 застежки. Для замыкания зубьев 5 застежки на левом и правом разъемах установлены ползуны 9, к которым крепят фалы: один для подъема
ио
с
со
со VI
О СО
го
(фал 10), другие для опускания ползунов. Фалы 10 для подъема проведены через блок на выстреле 11 топа мачты 1 внутри ее и выведены на стопорное устройство у основания мачты (не показано). Фалы для опу- екания ползунов проведены вдоль разъема застежки либо внутри, либо снаружи паруса, Ходовые концы их крепят на гике 4 (не показано). Передняя часть 3 паруса выполнена несъемной. За верхнюю кромку она при помощи снасти 12 подвешена к выстрелу 11 топа мачты 1. Нижняя кромка передней части 3 паруса при помощи снасти 13 закреплена на гике 4. Внутри лобовой части 3 паруса по его высоте вшиты поддержива- ющие петли 14. Зубья 5 застежки по всей высоте прикрыты клапанами 15. На лобовом и боковых слоях передней части 3 паруса выполнены окна 16 для проводки стоячего такелажа: штанги 17, вант 18, а также.для крепления краспиц 19. Окна 16 выполнены достаточной ширины для обеспечения свободного поворота передней части 3 паруса на мачте 1 при различных углах установа паруса относительно мачты. В задней кром- ке обоих слоев паруса выполнены латкарма- ны 20. Разъемы вдоль по высоте мачты 1 могут быть выполнены не только в виде застежки типа молния, но и более традиционными для яхтинга устройствами, например, ликпазами на обеих задних кромках передней части 3 паруса и ликтросами на обеих передних кромках задней части паруса. Возможны и другие типы бы- стросъемного разъема паруса. .
Работает устройство следующим образом.
Для подъема задней части 6, 7 паруса Обоими нижними передними углами (галсо- еыми углами) паруса его вставляют в замки 8, вшитые в нижних углах передней части 3 паруса, и фалами 10 поднимают к топу мачты 1 ползуны 9. Во время движения ползунов 9 обычным образом замыкаются зубья 5 застежки и, одновременно поднимается задняя часть 6, 7 паруса до полного подъема, после чего крепят ходовой конец фала 10. Опускание и замену паруса осуществляют в обратном порядке, перемещая ползун 9 вниз по разъему. Поворачивают весь парус относительно мачты традиционно поворотом гика 4.
Один из вариантов парусного вооружения, выполненного по пп.2 и 3 формулы (см. фиг.З), в отличие от описанного выше содер- жит один ликпаз, к П-образному основанию 21 которого крепят задние кромки левого и правого слоев передней части 3 паруса. Кромки прижаты к основанию 21 боковыми стенками 22 ликпаза. В ликпаз введен ликтрос 23, вшитый в переднюю кромку однослойной задней части паруса 24. Ликпаэ укреплен на расстоянии от оси мачты, обеспечивающем плавное обтекание воздушным потоком передней части 3 паруса и плавный переход потока на однослойную заднюю часть 6 паруса.
Подъем и опускание задней части 6 паруса производят традиционным образом - с помощью гротофала, закрепленного на верхнем фаловом углу задней части 6 паруса.
Один из вариантов устройства (см. фиг.4) в отличие от описанного выше содержит ликпаз 25, выполненный из отдельных жестких участков. Верхняя и нижняя кромки этих участков укреплены на швах 26 усиления передней части 3 паруса. Задняя однослойная часть паруса усилена швами и накладками 27. Возможно выполнение ликпаза 25 сплошным, например, из пластика или алю- ммниевого сплава, но жесткость и гибкость его должна быть не выше жесткости мачты.
При изменении изгиба мачты 1, например, натяжением вант 18 (см. фиг.1) ликпаз повторяет ее изгиб, тем самым изменяет форму задней части паруса 24.
Вариант устройства, выполненного по пп.5 и 6 формулы (см. фиг.5 и 6), в отличие от описанных выше содержит лобовую часть 3 паруса, выполненную в виде гибкой тканевой трубы, надетой на мачту 1. Внутрь трубы со стороны ликпаза 25 заведена трубка 28. Трубка 28 закреплена на тыльной стороне ликпаза 25 винтами 29 и гайками 30 вдоль по высоте ликпаза 25. В стенке трубки 28, обращенной к мачте 1, укреплены концы 31 фала 32, который через блоки 33, закрепленные при помощи скоб 34 внутри мачты 1, проведены внутри мачты и выведены у шпора 35 мачты на стопорящие устройства, например утки 36. Однослойная задняя часть паруса 24 выполнена традиционно для бермудского вооружения и поднимается при помощи гротофала 10 через блок на выстреле 11 топа мачты 1.
Формула изобретения
1. Парусное вооружение, содержащее пустотелую мачту круглого поперечного сечения с косым парусом, передняя часть которого выполнена из двух слоев, охватывающих мачту по всей ее высоте, а парус снабжен бегучим такелажем с фалами и блоками для подъема, опускания и регулирования формы паруса, отличающее- с я тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств, парус выполнен с разъемом по высоте между передней и задней его частями, причем передняя его часть выполнена прямоугольной формы в плане и подвешена к топовой части мачты с возмож|юстью поворота вокруг оси мачты на угол раствора краспиц, которыми снабжены боковые стенки мачты, причем краспицы пропущены через окна, которые выполнены в ёоковом левом и правом слоях лобового участка передней части паруса.
2.Вооружение по п. 1, отличающе- 0 с я тем. что топовая часть мачты снабжена Подвешенным к ней ликпазом, на котором закреплена передняя часть паруса своими задними кромками обоих слоев по всей вы- боте.
3.Вооружение по пп.1 и 2, о т л и ч а ю- щ е е с я тем, что упомянутый ликпаз рас- (юложен на расстоянии от оси мачты, рав- fiOM 3-15 диаметрам поперечного сечения Мачты.
4.Вооружение по пп.1-3, отличающееся тем, что упомянутый ликпаз ыполнен с возможностью изгиба по его высоте.
5.Вооружение по пп.1-4, о т л и ч а ю - щ е е с я тем, что передняя часть паруса
0
5
0
выполнена в виде гибкой тканевой трубы с внутренним прижимным элементом, размещенным со стороны расположения ликпаэа и выполненным в виде трубки, длина которой равна длине ликпаза, при этом трубка прижимного элемента прикреплена к тыльной стороне ликпаза вместе с задней стенкой гибкой тканевой трубы, а лукпаз выполнен в виде Н-образного трапециевидного профиля, передняя расширяющаяся часть которого выполнена в виде ложемента для трубки прижимного элемента, охваченного задней стенкой гибкой тканевой трубки.
tf
6. Вооружение по пп.1-5, отличающееся тем, что концы фалов бегучего такелажа прикреплены к тыльной части лик- паза, блоки этих фалов расположены внутри мачты, а другие концы этих фалов прикреплены к стопорным приспособлениям, которыми снабжено парусное вооружение у шпора мачты.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЛОПАСТЬ-ПАРУС ВЕТРЯНОГО АГРЕГАТА (ВАЮ) | 1997 |
|
RU2131996C1 |
Устройство для изгиба мачты парусного судна | 1986 |
|
SU1369987A1 |
Парусное вооружение | 1986 |
|
SU1652186A1 |
ЯХТА | 2010 |
|
RU2426670C1 |
ПОЛИМАРАН | 1992 |
|
RU2051061C1 |
Парусное вооружение | 1979 |
|
SU783123A1 |
ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ МАЧТОВОГО СУДНА | 1992 |
|
RU2050306C1 |
Парусное вооружение судна | 1979 |
|
SU829478A1 |
Парусное вооружение "биплан | 1980 |
|
SU992319A1 |
Гибкий крыло-парус | 2019 |
|
RU2721428C1 |
Изобретение относится к парусному делу, к оснащению парусных судов, преимущественно крейсерных гоночных яхт, к устройствам крепления бермудского грота к м,эчте. Сущность: парус выполнен с разъемом вдоль по высоте, передняя, лобовая чгють его узкой, прямоугольной в плане формы надета и закреплена на мачте. Для обеспечения использования традиционных однослойных парусов с креплением ликтросом в передней кромке передняя лобовая часть паруса закреплена задними кромками по всей длине на ликпазе. Для регулирования формы паруса изгибом мачты ликпаз выполнен гибким в плоскости Vis™6a мачты. Для более надежного крепления ликпаза на мачте лобовая часть паруса выполнена в виде гибкой тканевой трубы, надетой на мачту. Внутрь трубы введена трубка, жестко закрепленная на тыльной стороне ликпаза. Для уменьшения парусности внутри лобовой части паруса проведены фалы, одним концом закрепленные на тыльной стороне ликпаза и через блоки, проведенные внутри мачты, к степсу мачты, где выведены на утки. 5 з.п. ф-лы, 6 ил.
Ж
20
/7
фие%
20
22
гз
24
p#Ј. 3
Ф&&43& 3J
if
/J
Я
/5
23
cpt/&5
J
Катера и яхты, 1984, № 111, с.40 | |||
Механический грохот | 1922 |
|
SU41A1 |
Авторы
Даты
1993-08-30—Публикация
1990-07-02—Подача