Изобретение относится к парусному судоходству, а конкретно к конструкции рангоута и парусов системы Динариг,
Цель изобретений - расширение функциональных возможностей и обеспечение безопасности парусного вооружения.
На фиг,1 схематически изображены две секции мачты парусного вооружения, выдвинутых на максимальную высоту; на фиг.2 - максимально опущенные две секции мач- ты в момент уборки-постановки паруса на нижней секции; на фиг.З - разрез одной секции мачты с правым разрезанным намоточным цилиндром; на фиг.4 схема проводки тросов на части мачты (справа) и фиксирующие направляющие частей (слева); на фиг,5 - обтекатель, продольный разрез; на фиг.6 - сечение А-А на фиг.З; на фиг.7 - сечение Б-Б на фиг.4, фиксирующие направляющие; на фиг.8 - сечение В-В на фиг.5; на фиг.9 - рей с частью обтекателя, поперечный разрез; на фиг.10 - рей с частью обтекателя, узел I на фиг.1.
Парусное вооружение состоит из мачты 1, включающей секции 2 с реями 3 и лебед- ками 4, тросы 5 которых заведены на блоки 6 и закреплены на нижних оконечностях секций 7, снабженных блоками 8, через которые пропущены тросы 9, зафиксированные на кронштейнах блоков 6 и закрепленные на нижних оконечностях секций 2. Внутри мачты 1 находятся намоточные цилиндры, концевые секции 10 которых зафиксированы в приводах 11, размещенных на- крышках 12 секций 2. Срединные секции 13 с поперечными разъемами (не показаны) намоточных цилиндров входят в секции 10 и подвешены к торцам секций 10 цилиндров на канатах (не показаны). Внутри цилиндров размещены ликтросы 14, сое- диненные на разных высотахсэластичными канатами 15, закрепленными другими концами на торцах секций 10. Части 2 мач„ты 1 снабжены наверху направляющими 16, а внизу-направляющими 17. Секции 7 имеют направляющие 18, входящие в направляющие 16 и 17 и служащие для размещения тросов 5 и 9. В реях 3 выполнены наружные продольные пазы 19, в которые входят захваты 20 концевых секций 21 обтекателей, в последние входят срединные секции 22 с поперечными разъемами (не показаны) обтекателей, подвешенных кторцам обтекателей на канатах 23. Внутри обтекателей размещены ликтросы 24, соединенные на разных высотах с эластичными канатами 25, закрепленными другими концами на торцах секций 21. Ликтросы 24 своими концами зафиксированы на ползунах 26, соединенных с горизонтальными ликтросами 27 и
фалами 28. Намоточные цилиндры и обтекатели снабжены ликпазами 29, через которые пропущены паруса 30. Фалы 28 заведены на намоточные барабаны 31, соединенные с приводами 11, а нижние и верхние части соединены тросами убирания (не показаны), заведенными на приводы 32.
Парусное вооружение эксплуатируется следующим образом.
При приближении шторма, опасного для судна, лебедки 4 (фиг.1) расстопарива- ются, тросы 5 медленно сматываются с них, а тросы убирания наматываются на свои приводы 32 и стягивают секции 2 и 7 мачты 1. Срединные секции 13 цилиндров и 22 обтекателей, подвешенные на канатах 23, опускаются вниз, эластичные канаты 15 и 25 сжимаются и стягивают ликтросы 14 и 24, а значит, и паруса 30 в тройную гармошку, так как ликпазы 29 допускают складывание парусов 30 в нетолстую гармошку. После полного утапливания секций 2, 7 мачты 1 друг в друге, которое ограничивается упорами (не показаны), фалы 28 стравливаются с намоточных барабанов 31, включаются приводы 11 намоточных цилиндров и сложенные в гармошки паруса 30 наматываются на цилиндры, подтягивая к ачте 1 при помощи ползунов 26 по пазам 19 обтекатели, как это показано на фиг.2. При необходимости поставить парус нужной секции мачты 1 рас- стопариваются концевые секции 10 намоточных цилиндров, включаются фало- вые намоточные барабаны 31, которые вращаются от приводов 11. С помощью барабанов 31 фалы 28 выбираются, тянут через ползуны 26, скользящие своими захватами 20 в пазах 19, ликтросы 27 и тем самым разматывают парус 30, как это показано на нижней секции мачты 1 на фиг.1, ематыаая парус 30 с намоточных цилиндров. После установки секций 21, 22 в полностью выдвинутое положение (фиг.2, верхняя секция мачты 1) расстопариваются приводы 32 тросов убирания, включаются лебедки 4, которые выбирают тросы 5, выдвигающие среднюю секцию 7 мачты 1. Секция 7 своими блоками 8 напрягает тросы 9, закрепленные на кронштейнах 6 и внизу секции 2, которая этими тросами 9 тоже выдвигается. При этом срединные секции 13 намоточных цилиндров и секции 22 обтекателей, подвешенные на канатах 23, частично выходят из концевых секций 10 намоточных цилиндров и секций 21 обтекателей, а ликтросы 14 и 24 распрямляются , натягивая эластичные канаты 15 и 25. После полного натяжения ликтросов 14 и 24 парус 30 также полностью распрямляется и принимает рабочую форму, а лебедки 4 застопариваются. Аналогичным образом ставятся паруса 30 любой другой секции мачты 1. Лебедки А могут быть снабжены обтекателями.
Конструкция парусного вооружения позволяет значительно повысить безопасность парусного судна и продолжать рейс на курсе .галфвинд под двигателем в штормовых условия с убранными или частично убранными парусами, так как устройство позволяет уменьшить высоту мачт более чем вдвое и резко уменьшить опрокидывающий момент, действующий на судно, так как уменьшается еще и площадь рангоута, на который воздействует штормовой ветер. Кроме того, в сложных метеоусловиях выгодней вообще убрать часть парусов и утопить соответствующие секции мачт с тем, чтобы оставшаяся часть парусов работала по-прежнему эффективно, ибо зарифление парусов приводит к снижению аэродинамического качества этих парусов.
Конструкция парусного вооружения позволяет регулировать профиль, а значит, и аэродинамическое качество парусов при любых курсах судна относительно ветра и при ветре любой силы, так как с помощью лебедок А парусу данной секции можно задать любое пузо (профиль),
Предлагаемая конструкция парусного вооружения приводит к двум положительным эффектам: при необходимости вести судно прямо против ветра путем резкого уменьшения высоты голого рангоута можно значительно снизить воздушное сопротивление судна; наличие жестких обтекателей на наружных боковых шкаторинах парусов значительно улучшает аэродинамическое качество последних и парусное судно сможет на курсе бейдевинд идти к ветру под углом не 48, а несколько меньшим углом,
Формула изобретения
Парусное вооружение, включащее поворотную пустотелую мачту с прорезями,
жестко закрепленные на мачте реи с направляющими для верхней и нижней шкато- рин парусов, намоточные цилиндры внутри мачты и паруса, состоящие из двух половин, пропущенных через прорези мачты и с возможностью наматывания на цилиндры, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и обеспечения безопасности парусного вооружения, мачта выполнена телескопической
с поперечными разъемами и снабжена лебедками перемещения секций мачты, при этом каждая верхняя секция входит в нижнюю, и в верхней части каждой установлены блоки, а под блоками по образующим секций мачты - полые направляющие, фиксирующие секции мачты от вращения, причем основание каждой верхней секции соединено тросами, которые запасованы в блоки первой нижней секции с кронштейнами блоков второй снизу секции или с лебедками, причем тросы пропущены в полостях упомянутых направляющих, а намоточные цилиндры выполнены телескопическими и полыми с ликпазами и поперечными разъемами, а между рей, установлены с возможностью перемещения вдоль них полые телескопические обтекатели, выполненные с ликпазами, поперечными разъемами и захватами на их концах, которые входят в пазы рей, причем боковые шкаторины парусов выполнены с литросами, которые заведены в полые намоточные цилиндры и в полые обтекатели, и с эластичными канатами, которые одними своими концами прикреплены к торцам цилиндров, а другими соединены с ликтросами на разной высоте.
11
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ "ЛИКШТОК" | 1994 |
|
RU2084374C1 |
Парусное вооружение | 1990 |
|
SU1837032A1 |
ЛОПАСТЬ-ПАРУС ВЕТРЯНОГО АГРЕГАТА (ВАЮ) | 1997 |
|
RU2131996C1 |
Устройство для изгиба мачты парусного судна | 1986 |
|
SU1369987A1 |
Судовой аэродинамический движитель | 1980 |
|
SU931587A1 |
Ветросиловая установка судна | 1980 |
|
SU1084187A1 |
СУДОВОЕ ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ | 2003 |
|
RU2259303C2 |
ПАРУСНО-МОТОРНОЕ СУДНО "ТОРМАРАН" | 2014 |
|
RU2557120C1 |
ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ МАЧТОВОГО СУДНА | 1992 |
|
RU2050306C1 |
МОРСКОЙ ПАРОМ | 2002 |
|
RU2276645C2 |
Изобретение относится к парусному судоходству, а конкретно к конструкции рангоута и парусов. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей и обеспечение безопасности парусного вооружения. Парусное вооружение содержит поворотную телескопическую пустотелую мачту 1 с прорезями, жестко закрепленные на мачте реи 3 с направляю/ 5 30 щими для верхней и нижней шкаторин парусов, намоточные цилиндры внутри мачты и паруса, Мачта 1 выполнена с поперечными- разъемами и снабжена лебедками 4 перемещения секций мачты. Направляющие фиксируют секции мачты отвращения. : Намоточные цилиндры выполнены телескопическими и полыми с ликпазами и поперечными разъемами. Между рей 3 установлены с возможностью перемещения вдоль них полые телескопические обтекатели с ликпазами, поперечными разъемами и захватами на их концах. Обтекатели состоят из средней 22 и концевых секций 21. Парусное вооружение позволяет уменьшать высоту мачты, регулировать профиль парусов, а обтекатели улучшают аэродинамическое качество парусов. 10 ил. Ё О ел ю 00 ОФиг. 2
Фиг.д
зо т я
Фиг.б
Фаг. 7
7725
Фиг. 8
I
Фиг. 10
Крючков Ю.С | |||
и Перестюк И.Е | |||
Крылья океана, Л.Судостроение, 1983, с | |||
Устройство двукратного усилителя с катодными лампами | 1920 |
|
SU55A1 |
рис | |||
Нивелир для отсчетов без перемещения наблюдателя при нивелировании из средины | 1921 |
|
SU34A1 |
Способ очищения сернокислого глинозема от железа | 1920 |
|
SU47A1 |
Авторы
Даты
1991-05-30—Публикация
1986-08-25—Подача