Способ определения характеристик продольной управляемости и устойчивости самолетов Советский патент 2006 года по МПК G01M9/00 

Описание патента на изобретение SU1839900A1

Предлагаемое изобретение относится к экспериментальным методам аэродинамики и статической аэроупругости.

Известен способ определения характеристик продольной управляемости и устойчивости самолетов на их упруго-динамически подобных моделях, имеющих единственную степень свободы - поворот вокруг центра тяжести модели в ее плоскости симметрии. На этих моделях при выбранном ряде значений скорости потока отклоняют руль высоты и каждый раз фиксируют угол атаки α модели, угол отклонения руля высоты δ, возможно, распределение давления , соответствующие моменту равенства подъемной силы силе веса модели Y=G, когда вертикальная реакция подвески на модель R=0, то есть соответствующие моменту "свободного" полета модели, аналогичного установившемуся горизонтальному полету натурного самолета.

Известный способ по авт. св. СССР № 1839874 весьма прост, надежен, а при определении основных измеряемых параметров: подъемной силы Y углов атаки α и балансировочных углов отклонения руля δбал, соответствующих свободному полету, весьма точен. Известный способ позволяет весьма точно определить критическое значение скоростного напора реверса рулей высоты по зависимости δбал=f(q) при M=const, но не позволяет с необходимой точностью (а иногда вообще не позволяет) определить такие производные, как, например, Cyα, mzα, mzδ, Cyδ, mzCy. Он не позволяет также прямо оценить влияние распределения масс и перегрузки на деформации и аэродинамические нагрузки упругого самолета.

Целью предлагаемого способа является расширение числа определяемых параметров и обеспечение высокой точности их определения. Более конкретно: можно сказать, что целью способа является определение наряду с α, δ, Y (и по их значениям) производных Cyα, Cyδ, mzα, mzδ, mzCy, величин Cyo, mzo, определение балансировочных кривых, нейтральной центровки самолета, влияния распределения масс и перегрузок на указанные характеристики.

По существу предлагаемый способ отличается от упомянутого тем, что указанные цели достигаются посредством максимально возможного (при испытаниях в около- и сверхзвуковых аэродинамических трубах) перетяжеления модели, установкой ее при каждом фиксированном значении скорости потока на ряд заданных углов крена γ, отклонением руля высоты (дискретным или непрерывным по времени), измерением реакции R подвески на модель в направлении подъемной силы, измерением углов атаки α и углов отклонения руля высоты δ, в том числе, соответствующих свободному полету модели (когда R = 0 и Y=G Cos γ), повторением указанных операций при изменении положения центра тяжести модели (в пределах ±10% САХ от исходного).

Рассмотрим указанные отличия более подробно. Главная особенность метода - это возможность определения ряда аэродинамических производных, как правило, условных для свободно летящего упругого самолета. В данном случае они определены на модели, у которой деформации под действием сил тяжести гораздо меньше деформаций под действием аэродинамических нагрузок. Это связано, в частности, с особенностями воспроизведения в аэродинамической трубе на упругоподобной модели сил тяжести самолета. Это в свою очередь связано с масштабом ускорений модели, который в дозвуковых аэродинамических трубах обычно меньше 1, а в сверхзвуковых - больше 1. Обычно "сверхзвуковые" флаттерные модели "перетяжелены", в том смысле, что соотношение масштабов масс Km, плотности Kρ, линейных размеров KL вместо желательного Km/KρKL3=1 больше 1. Предлагается для наших целей "перетяжелять" модели в указанном смысле в максимально возможное число (в 5÷10) раз, естественно, без нарушения обводов модели и ее жесткостных характеристик, и, естественно, только при испытаниях в около- и сверхзвуковом потоке. При этом вследствие отмеченных причин прогибы горизонтально расположенной (γ = 0) свободно летящей упругой модели, обусловленные распределенными силами тяжести, хотя, возможно, и будут меньше прогибов под действием аэродинамических сил, но все же вес модели будет достаточно велик, чтоб хотя бы при γ = 0 значения α и δбал не были очень малыми. Тогда, меняя при каждом фиксированном значении числа М и q угол крена модели γ от нулевого значения до значения γ≃90° и, отклоняя при фиксированном значении γ руль высоты, мы измеряем величины αi, δi, Ri, в частности, соответствующие моменту равенства подъемной силы проекции веса модели на направление действия подъемной силы G·Cos γ. Очевидно, что при выбранном значении M и q изменение γ от нулевого значения до γ≃90° характеризует влияние изменения от 1 до 0 перегрузки, действующей на модель. При этом производные Cyα, Cyδ, mzα, mzδ остаются неизменными, а меняются лишь величины α и δбал, а также, в меньшей степени, Cyo, mzo. Последние могут быть определены при каждом значении γ, о чем будет сказано в дальнейшем, следовательно, изменение α и δбал с изменением γ непосредственно определяет влияние распределенных масс модели и перегрузки на измеряемые характеристики. В случае, когда масштаб ускорений слишком велик (больше 20), а "перетяжеление" невелико (менее 5), уловить влияние изменения перегрузок указанным способом не представляется возможным. Операция же поворота по углу крена γ остается при этом целесообразной - для определения балансировочных значений α и δбал, соответствующих "свободному" полету модели, когда Y=G·Cosγ и R = 0. При испытаниях в дозвуковых аэродинамических трубах операция поворота по углу крена также целесообразна - для приведения в соответствие прогибов модели и натуры под действием сил тяжести.

Принимая ось поворота модели в ее плоскости симметрии, проходящей через центр тяжести модели, что, вообще говоря, необязательно, запишем для выбранных значений M и q=const и произвольного γ=const уравнение равновесия модели

Вычитая из каждого j-го уравнения соответствующее первое (j=1) уравнение, преобразуя, получаем при каждом M и q систему уравнений:

Здесь j=1, 2...к, практически к=10÷20;

s - характерная площадь.

Решая эту систему с использованием метода наименьших квадратов, мы определим с необходимой точностью производные Cyα, Cyδ, mzα, mzδ. Подставляя в любое из j уравнений (1), (2) измеренные значения αj и δj, и определенные значения Cyα, Cyδ, mzα, mzδ, определим величины Cyo и mzo.

Целесообразность использования при γ=const всех измеряемых значений αj, δj (то есть не только соответствующих R = 0) диктуется как экономичностью и простотой таких испытаний, так и высокой их точностью, благодаря тому, что количество уравнений K может при этом быть существенно больше числа неизвестных Cyα, Cyδ, mzα, mzδ.

Возможность же использования информации при Rj≠0 связана с тем, что, как следует из анализа соответствующих линейных уравнений движения упругого самолета, сила R не влияет на производные Cyα, Cyδ, mzα, mzδ. Балансировочные же значения δбал и угол атаки α при заданном значении M, q, γ определяются реакцией Rj. Это обстоятельство принципиально важно, поскольку оно кроме прочего, позволяет проводить соответствующие измерения при произвольно больших углах атаки модели.

Наряду с указанными выше характеристиками способ позволяет определить другую весьма важную производную - mzCy. Для ее определения указанные выше операции выполняют при ряде положений центра тяжести модели (в пределах ±10% САХ от исходного положения) и произвольном значении угла крена модели.

К настоящему времени проведены весьма подробные расчеты, а также первые испытания упрощенных упруго-динамически подобных моделей. Они указывают на отсутствие флаттера моделей на "шарнирной" подвеске, когда ось поворота модели совпадает с центром тяжести модели или близка к нему, но располагается впереди аэродинамического фокуса модели. Они указывают также на относительную простоту способа, его надежность и безусловно высокую точность.

Похожие патенты SU1839900A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТАТИЧЕСКИХ И НЕСТАЦИОНАРНЫХ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДНЫХ МОДЕЛЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2013
  • Жук Анатолий Николаевич
  • Колинько Константин Анатольевич
  • Храбров Александр Николаевич
RU2531097C1
САМОЛЕТ-ТРИПЛАН 1998
  • Шведов В.Т.
RU2172706C2
СПОСОБ НЕПАРАМЕТРИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ НЕЛИНЕЙНЫХ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЛЁТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2014
  • Григорьев Николай Валерьевич
RU2560244C1
Способ и система управления продольным движением при разбеге по взлётно-посадочной полосе и наборе высоты беспилотного летательного аппарата со специально расположенными передними и задними крыльями 2018
  • Ловицкий Лаврентий Лаврентьевич
  • Бадретдинова Айгуль Булатовна
RU2695897C1
САМОЛЕТ С ПЛАВАЮЩИМИ ЭЛЕРОНАМИ 1993
  • Разуваев Алексей Георгиевич
RU2114028C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ СИЛ И МОМЕНТОВ ПРИ УСТАНОВИВШЕМСЯ ВРАЩЕНИИ МОДЕЛИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Виноградов Юрий Александрович
  • Жук Анатолий Николаевич
  • Колинько Константин Анатольевич
  • Храбров Александр Николаевич
  • Гоман Михаил Гиршевич
RU2477460C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОДОЛЬНОЙ УПРАВЛЯЕМОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 1971
  • Амирьянц Г.А.
  • Яремчук Ю.Ф.
SU1839874A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДВЕСКИ ПОЛЫХ УПРУГО-ДИНАМИЧЕСКИ-ПОДОБНЫХ МОДЕЛЕЙ КРЫЛАТЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ТРУБАХ 1972
  • Амирьянц Геннадий Ашотович
SU1840314A1
САМОЛЕТ БАЛАНСИРНОГО ТИПА БЕЗ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ОПЕРЕНИЯ С ПОВОРОТНЫМ КРЫЛОМ 2004
  • Гайнутдинов Владимир Григорьевич
  • Русаковский Евгений Ионович
RU2277496C1
Способ определения аэродинамических коэффициентов моделей летательных аппаратов 1982
  • Мутилин Н.А.
  • Салахов М.А.
  • Белякова З.Н.
  • Юдин Г.В.
SU1130098A1

Реферат патента 2006 года Способ определения характеристик продольной управляемости и устойчивости самолетов

Изобретение относится к экспериментальным методам аэродинамики и статической аэроупругости. Сущность: способ основан на использовании упруго-динамически подобных моделей. Модель выполняют перетяжеленной в несколько раз и при заданной скорости потока изменяют распределение массовых сил, действующих в направлении подъемной силы. После этого, при каждом значении угла крена, независимо друг от друга изменяют величины углов отклонения руля высоты и атаки. Одновременно с этим измеряют во всех узлах подвески поперечные силы, действующие на модель, а также силу лобового сопротивления, воспринимаемую одним из шарнирных узлов. Затем указанные операции повторяют при измененном расстоянии от указанного шарнирного узла до центра тяжести модели и определяют характеристики устойчивости и управляемости. Технический результат: повышение точности эксперимента и расширение числа определяемых параметров.

Формула изобретения SU 1 839 900 A1

Способ определения характеристик продольной управляемости и устойчивости самолетов, основанный на использовании упруго-динамически подобных моделей, закрепляемых в одной или нескольких точках по длине фюзеляжа и имеющих возможность поворота в плоскости симметрии моделей, а также включающий отклонение руля высоты и измерение реакции подвески в направлении подъемной силы, отличающийся тем, что, с целью повышения точности эксперимента и расширения числа определяемых параметров, модель выполняют перетяжеленной в несколько раз и при заданной скорости потока изменяют распределение массовых сил, действующих в направлении подъемной силы, например, устанавливая ряд фиксированных значений углов крена модели, затем при каждом значении угла крена независимо друг от друга изменяют величины углов отклонения руля высоты и атаки и одновременно с этим измеряют во всех узлах подвески поперечные силы, действующие на модель, а также силу лобового сопротивления, воспринимаемую одним из шарнирных узлов, после чего указанные операции повторяют при измененном расстоянии от указанного шарнирного узла до центра тяжести модели и определяют, используя, например, метод наименьших квадратов, характеристики устойчивости и управляемости.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года SU1839900A1

Авт
св
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОДОЛЬНОЙ УПРАВЛЯЕМОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 1971
  • Амирьянц Г.А.
  • Яремчук Ю.Ф.
SU1839874A1

SU 1 839 900 A1

Авторы

Амирьянц Г.А.

Даты

2006-05-20Публикация

1972-09-29Подача