СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ ЗАМЕНЫ МАСЛАВ ДИЗЕЛЯХ Советский патент 1967 года по МПК G01N30/94 

Описание патента на изобретение SU201768A1

Настоящее изобретение относится к области испытания дизельных масел, в частности, к определению наличия активных присадок и механических загрязнений в масле.

Известны способы оценки качества масел, использующихся в дизелях, методом нанесения капли испытуемого масла на фильтровальную бумагу с дальнейшим определением его качества по цвету пятна. Недостаток известного способа заключается в том, что он дает не полную характеристику рабочего масла.

Цель настоящего изобретения - получить более полную оценку качества рабочего масла.

Отличительной особенностью изобретения является то, что качество дизельного масла оценивают по отношению диаметров концентрических колец пятна и самого пятна в выбранных условиях.

Таким образом, способ сводится к тому, что на лист фильтровальной бумаги наносят определенной величины каплю масла, взятую из системы смазки двигателя. Носледняя образует на фильтровальной бумаге неоднородное пятно.

Окраска, размеры, число концентрических колец зависят от наличия загрязнений и содержания активной (несработавшейся) присадки в масле. Чем больше примесей в масле, тем темнее ядро. В зависимости от концентрации активной присадки в масле изменяется диаметр ядра, а также его форма, наличие и размеры концентрических колец масляного пятна.

Скорость распространения пятна на фильтровальной бумаге определяет время проведения опыта, т. е. время наблюдения за изменением размеров пятна.

При температурах масла и бумаги в пределах 30-50°С размеры пятна интенсивно увеличиваются в первые 10 мин. Затем изменяется только наружный диаметр пятна. Поэтому в полевых условиях вполне достаточно проследить за изменением размеров пятна в течение 10 мин.

Влияние температуры капли масла, отличной от температуры бумаги, заметно только в первые минуты. В дальнейщем скорость распространения пятна определяется только температурой бумаги и окружающего воздуха, вследствие того, что капля масла быстро приобретает температуру окружающей среды.

следуемому способу. При температурах выше 60°С (100, 150, 200°С) происходит изменение цвета концентрических колец пятна, уменьшается абсорбция частиц загрязнения волокнами бумаги, падает вязкость масла и увеличивается его диффузия в порах бумаги. Скорость распространения концентрических колец выравнивается, а их границы или совпадают, или теряют свои очертания.

Оценка качества масла предлагаемым способом становится затруднительной. Границы колец выделяются наиболее четко при температурах масла и бумаги, лежаших в пределах 30-60°С.

Скорость распространения пятна в толше фильтровальной бумаги зависит от содержания в масле различных смол, концентрации присадки, механических примесей и т. п.

При этом скорость изменения внутреннего диаметра d-i приближается к скорости изменения диаметра D, и при очень высокой концентрации присадки (т. е. при высокой степени дисперсности частиц в масле) характер изменения размеров di и D пятна лочти совпадают.

Измерив наружный диаметр пятна и внутренний диаметр внешнего кольца пятна, по их отношению находят наличие активной присадки. А отношение внутреннего диаметра внешнего кольца пятна к диаметру его ядра характеризует концентрацию механических примесей. При этом испытания проводят через 10 мин после нанесения капли при температуре, лежаш,ей в пределах 30-60°С.

Предмет изобретения

Способ определения необходимости замены масла в дизелях путем нанесения капли испытуемого масла на фильтровальную бумагу, отличающийся тем, что, с целью повышения точности оценки качества масла, наличие активной присадки в последнем определяют по отношению наружного диаметра пятна к внутреннему диаметру внешнего кольца пятна, измеренных через десять минут после нанесения капли при температуре масла и бумаги в пределах 30-60°С, а концентрацию механических примесей определяют по отношению внутреннего кольца пятна к диаметру ядра при тех же условиях.

Похожие патенты SU201768A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИСПЕРГИРУЮЩЕ-СТАБИЛИЗИРУЮЩИХ СВОЙСТВ И ЗАГРЯЗНЕННОСТИ МАСЕЛ 2006
  • Гурьянов Юрий Анатольевич
RU2312344C1
ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА МОТОРНОГО МАСЛА 2015
  • Семенов Владимир Владимирович
  • Ханжонков Юрий Борисович
  • Асцатуров Юрий Георгиевич
RU2582296C1
СПОСОБ ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКИ РАБОЧИХ СВОЙСТВ РАБОТАЮЩИХ МОТОРНЫХ МАСЕЛ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ МЕТОДОМ "МАСЛЯНОГО ПЯТНА" 2014
  • Дунаев Анатолий Васильевич
  • Соловьев Сергей Александрович
RU2563206C1
ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННЫЙ СПОСОБ ДЛЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА МОТОРНОГО МАСЛА 2015
  • Семенов Владимир Владимирович
  • Ханжонков Юрий Борисович
  • Асцатуров Юрий Георгиевич
RU2587756C1
Устройство для определения качества масла 1971
  • Сердечный Василий Николаевич
SU455272A1
Способ определения качества смазочного масла 1980
  • Данилова Елена Владимировна
  • Турбина Асилия Ивановна
  • Галанова Алла Васильевна
SU989481A1
Способ экспресс-анализа присадок, смазочных материалов, технических жидкостей, включая отработанные (варианты) 2019
  • Нигматуллин Виль Ришатович
  • Нигматуллин Ильшат Ришатович
  • Нигматуллин Ришат Гаязович
  • Нигматуллин Расул Вильевич
  • Нигматуллин Дамир Ильшатович
RU2731818C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИСПЕРГИРУЮЩЕ-СТАБИЛИЗИРУЮЩИХ СВОЙСТВ СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ 2005
  • Гурьянов Юрий Анатольевич
RU2269776C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И КАЧЕСТВА СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ 2010
  • Нигматуллин Ришат Гаязович
  • Нигматуллин Виль Ришатович
  • Нигматуллин Ильшат Ришатович
  • Костенков Дмитрий Михайлович
  • Пелецкий Сергей Сергеевич
  • Хафизова Алина Галимовна
RU2470285C2
Способ проверки качества моторного масла 1983
  • Скибневский Константин Юрьевич
  • Костенко Степан Иосифович
  • Татулашвили Бадри Сергеевич
SU1091063A1

Реферат патента 1967 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ ЗАМЕНЫ МАСЛАВ ДИЗЕЛЯХ

Формула изобретения SU 201 768 A1

SU 201 768 A1

Даты

1967-01-01Публикация