1
Изобретение относится к способам анализа смазочных масел и может быть использовано при определении загрязненности работавших моторных масел с целью установления срока его смены в двигателях внутреннего сгорания.
Известен способ определения содержания загрязнений центрифугированием заключающийся в весовом определении д нерастворимого осадка, полученного путем центрифугирования раствора мас-ла в бензине С }
Недостатком способа являются большая длительность и неточность вслед- J5 ствие неполного осаждения мелкодис персных частиц загрязнений.
Известен фотометрический способ, заключающийся в определении оптической плотности раствора масла в бен- 20 зине С 2 .
Однако данный способ требует применения растворителя и не учитывает влияния дисперсности загрязнений.
Известен способ определения качества моторных масел, заключающийся в том, что пробу наела разбавлляют в бензине и наносят каплю раствора масла на фильтровальную бумагу. После впитывания раствора в бумагу сравнивают цвет образовавшегося пятна с. цветом эталонов с известными степенями загрязнения СЗ }
Недостатком способа является отсутствие точной количественной характеристики загрязненности масла.
Известен способ определения каче ства масел по методу масляного пятна, который заключается в том, что испытуемое наело разбавляют базовым наслон и добавляют 10 вес.% концентрата сажи. ГГосле диспергирования сажи в масле полученные масляные суспензии нагревают при различных температурах (от 200 до 270°С) 3 ч. После охлаждения при комнатной температуре каплю масляной суспензии наносят на хронатографическую бумагу. Соотношение между диаметром масляноУо пятна и диаметром центрального ядра является по казателем диффузии масла и сажи С J Однако метод масляного пятна, как и другие способы, основан лишь н линейном измерении площадей отдельных зон масляного пятна и на их визу альной оценке,в силу чего дает лишь качественную оценку загрязненности и относительную оценку диспергирующей .способности. Известен также способ определения загрязненности смазочного масла, заключающийся в том, что на фильтровальную бумагу наносят каплю масла , взятую из системы смазки двигателя. Затем бумагу высушивают и определяют концентрацию примесей по отношению внутреннего диаметра кольца пятна к диаметру ядра 5 J. Недостатком известного способа является то, что он не дает точной количественной оценки содержания загрязнений j так как отношение диаметров пятна и ядра фактически характеризует только диспергирующие свойства масла. Цели изобретения - повышение точности количественной оценки загрязненности работавшего масла. Поставленная цель достигается темл что в способе определения качества смазочного масла путем нанесения капли испытуемого масла на фильтровальную бумагу с последующим высушиванием ее и замером диаметров образовавшихся масляного пятна и ядра ц согласно изобретению дополнител но определяют оптическую плотность ядра и зоны диффузии масляного пятна и о качестве масла судят по степени загрязненности и диспергирующей способности, которые определяют по формулам Б%.МЬ,-Ъ,), где С - степень загрязненности мас- ла, см ; fltj диспергирующая способность масла,, j диаметр пятна, см{ диаметр ядра, см; оптическая плотность зоны диффузии оптическая плотность зоны ядра Производят оценку качества ;смазочного масла марки М-10 Г, ЦС (ТУ 38101-5 8-75), работавшего в двигателе 6ЧН12/14{ отбирают ТРИ пробы масла (через 10, 100 и 266 ч работы), Способ осуществляется следующим образом. После тщательного перемешивания берут каплю масла и наносят на беззольный фильтр Синяя лента (диаметр фильтра tO мм). В течение 10 мин каплю высушивают и с помощью универсального фотометра типа ФМ-56 (измерения ведут в белом свете) определяют оптическую плотность (фотометрическую характеристику) зоны диффузии масляного пятна и ядра, после чего производят два параллельных замера и определяют среднее значение оптической плотности. Затем с помощью линейки замеряют диаметры пятна и ядра. Имея значения оптических плотностей зоны диффузии и ядра, а также диаметров ядра и пятна, по приведенным выше формулам определяют степень загрязненности масла и его диспергирующую способность. В табл. 1 приведены результаты заеров и расчетов.
Данные таблицы свидетельствуют о том, что масло M-IOTjUC может продолжать работу в дизеле , так как обладает еще достаточным запасом .диспергирующих свойств, а содержание загрязнений в нем н достигло предельного значения.
С помощью предлагаемого способа проводят также исследования масла М-ЮВй (ТУ 38 1012278-72) в дизелях типаЧН18/22и 4H12/U. Приведенными многочисленными исследователями масел с различными степенями за-.
грязненности установлено, что масло в котором степень загрязненности (Сз) превышает 5, а диспергирующая способность (Д менее 20%, подлежит замене.
Для Оценки точности способа определения качества смазочного масла в сравнении с известными способами Г5 3 и j используют масло MIOrgUCj отработавшее в двигателе 6ЧН12/1 10 и 100 ч. Полученные данные приведены в табл. 2,
Таблица 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКИ РАБОЧИХ СВОЙСТВ РАБОТАЮЩИХ МОТОРНЫХ МАСЕЛ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ МЕТОДОМ "МАСЛЯНОГО ПЯТНА" | 2014 |
|
RU2563206C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИСПЕРГИРУЮЩЕ-СТАБИЛИЗИРУЮЩИХ СВОЙСТВ И ЗАГРЯЗНЕННОСТИ МАСЕЛ | 2006 |
|
RU2312344C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИСПЕРГИРУЮЩЕ-СТАБИЛИЗИРУЮЩИХ СВОЙСТВ СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ | 2005 |
|
RU2269776C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ ЗАМЕНЫ МАСЛАВ ДИЗЕЛЯХ | 1967 |
|
SU201768A1 |
Способ экспресс-анализа присадок, смазочных материалов, технических жидкостей, включая отработанные (варианты) | 2019 |
|
RU2731818C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И КАЧЕСТВА СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ | 2010 |
|
RU2470285C2 |
ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННЫЙ СПОСОБ ДЛЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА МОТОРНОГО МАСЛА | 2015 |
|
RU2587756C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ДИСПЕРГИРУЮЩИХ И СОЛЮБИЛИЗИРУЮЩИХ СВОЙСТВ ТОПЛИВ И МАСЕЛ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2013 |
|
RU2569765C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ | 2002 |
|
RU2222012C1 |
Способ определения диспергирующих свойств моторных масел | 1976 |
|
SU654902A1 |
Из таблицы видно, что степень загрязнения и диспергирующая способ ность масла, определенные известными способами, практически одинаковые (1,35, 1,38 и 0,7, 0,72 соотве ственно). По мере работы масла в дизеле содержание загрязнений в нем растет. Повышение точности определе ния в предлагаемом способе связано с дополнительной оценкой количества загрязнений путем определения оптической плотности ядра и зоны ди фузии масляного пятна с помощью фотометрирования, так как при этом учитываются как количество мелких ч стиц загрязнений, находящихся в зоне диффузии, так и крупных, находящихся в зоне ядра. формула изобретения Способ определения качества смазочного масла путем нанесения капли испытуемого масла на фильтровальную бумагу с последующим высушиванием ее и замером диаметров образовавшихся масляного пятна и ядра, о т личающийся тем, что, с елью повышения точности оценки, доолнительно определяют оптическую лотность ядра и зоны диффузии маляного пятна и о качестве масла удят по степени загрязненности и испергирующей способности, которые пределяют по формулам с,(ь,-ъ,), где С - степень загрязненности масл2па, см Д- - диспергирующая способность масла, %t D - диаметр пятна, см; d - диаметр ядра, см; b-j - оптическая плотность зоны диффузии; Ь,, - оптическая плотность ядра. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.ГОСТ 2068it-75. 2.Зеленецкая И.С. и др. Экспрессметод определения примесей в рабо9989tBl
тавших маслах пооптической плотно- . Химия и технология топлив и сти, - Химия и технология топлиа и масеЛ| 197 f 5 с. . масел, 1977, Н 8, с. 58-60.5. Авторское свидетельство СССР
Авторы
Даты
1983-01-15—Публикация
1980-11-06—Подача