Изобретение относится к технике измерений и может использоваться в автомобильной, сельскохозяйственной, авиационной, нефтеперерабатывающей и других отраслях промышленности, где необходимо проводить оперативный анализ качества моторного масла.
Известен способ оценки загрязненности механическими примесями моторного масла двигателя внутреннего сгорания (патент RU 2301414, G01N 11/10 от 20.06.2007), по которому путем измерения времени перемещения чувствительного элемента в измерительной емкости с пробой масла, взятой из картера двигателя, и сравнением ее с составленной заранее функциональной зависимостью для данного сорта масла, пробу масла из картера двигателя делят на две части, одну из которых доводят до оптимальной температуры термически и измеряют время перемещения чувствительного элемента, а другую обрабатывают ультразвуком до достижения ею оптимальной температуры, измеряют время перемещения чувствительного элемента, причем замер времени перемещения чувствительного элемента в измерительной емкости производят для обеих частей проб масла раздельно в верхней и нижней половинах измерительной емкости, сравнивают разность времени перемещения чувствительного элемента, произведенную отдельно в верхней и нижней половинах измерительной емкости, с пробами масла, прогретыми ультразвуком и термически, с заранее составленной функциональной зависимостью для подобных условий и производят оценку загрязненности масла механическими примесями.
Недостатком данного способа является отсутствие автоматизации контроля.
Известен способ определения необходимости замены масла в дизелях путем нанесения капли испытуемого масла на фильтровальную бумагу, в котором наличие активной присадки определяют по отношению наружного диаметра пятна к внутреннему диаметру внешнего кольца пятна, измеренных через десять минут после нанесения капли при температуре масла и бумаги в пределах 30-60°C, а концентрацию механических примесей определяют по отношению внутреннего кольца пятна к диаметру ядра при тех же условиях (а.с. №201768, МПК G01N 30/94).
Недостатки этого способа: сравнение пятен производят визуально, что снижает достоверность результатов оценки качества масел.
Известен способ определения качества моторного масла по пятну на фильтровальной бумаге, при котором на фильтровальную бумагу наносят каплю масла, взятую щупом из системы смазки. При этом характеристики качества масла находят по отношению наружного диаметра пятна к внутреннему диаметру внешнего кольца пятна, а также по отношению внутреннего диаметра внешнего кольца пятна к диаметру его ядра (Хмелевой Н.М. Справочник мастера-наладчика. - М.: Россельхозиздат, 1980, - с. 127-129.).
Недостатки указанного способа: полученные пятна часто не имеют четкой формы круга, что существенно влияет на определяемые характеристики качества масла и, следовательно, на достоверность результата его проверки.
Существует способ определения качества масла на основе сравнения пятна оцениваемого масла с эталонными пятнами (Остриков В.В., Белогорский В.В. Смазочные моторные масла и контроль их качества // Техника в сельском хозяйстве. - 2007. - №2, - с. 40-41).
Недостатки этого способа: сравнение пятен производят визуально, что также снижает достоверность результатов оценки качества масел. При этом отсутствует возможность быстрого ввода информации в компьютер.
Известен компьютерный способ оценки качества моторного масла, при котором после получения пятна оцениваемого масла фиксируют его внешний вид с возможностью ввода полученных данных в компьютер. Затем вводят их в компьютер и сравнивают при помощи компьютера с внешним видом эталонов, предварительно введенных в компьютер (патент ЕР №0571295, G01M 33/28).
Недостатком известного способа является то, что он малоинформативен. В частности, этот метод не позволяет получить данные об остаточном ресурсе масла.
Наиболее близким по технической сути к предлагаемому способу является компьютерный способ определения качества моторного масла, заключающийся в том, что на лист фильтровальной бумаги наносят каплю масла, взятую щупом из системы смазки, после получения пятна на бумаге фиксируют его внешний вид с возможностью ввода полученной информации в компьютер и сравнивают его при помощи компьютера с внешним видом эталонных пятен, предварительно введенных в компьютер, на основании чего определяют качество масла, при этом эталонным пятнам, введенным в компьютер, присваивают соответствующую наработку масла с начала эксплуатации, фиксируют наработку оцениваемого масла с начала эксплуатации при сравнении оцениваемого пятна с эталонным, а при фиксации наработки оцениваемого масла одновременно определяют его остаточный ресурс (патент RU 2390774, G01N 33/28).
Недостатком способа является большая погрешность, так как степень сходства эталонных и измеряемых пятен определяется визуально без применения средств автоматизации.
Задачей изобретения является возможность осуществления непрерывного автоматизированного контроля, повышение точности, оперативности и достоверности измерений.
Технический результат от использования данного способа связан с разработкой электронной системы для оценки состояния моторного масла двигателей внутреннего сгорания, что позволяет контролировать качество работы двигателя, оставшийся ресурс работы масла до его замены.
Поставленная задача достигается тем, что оптико-электронный способ определения качества моторного масла заключается в том, что проводят дозацию подаваемой на анализ пробы, на ленту из фильтровальной бумаги наносят каплю масла, ленту перемещают в положение захвата изображения с последующим освещением капли масла, осуществляют обработку изображения капли с помощью компьютера и из полученного цифрового изображения выделяют сигнал одной центральной строки, проводят преобразование Фурье данной строки, а полученное преобразование автоматически сравнивают с эталонными и по результату сравнения формируют интегральный показатель загрязненности моторного масла.
Принцип предлагаемого способа поясняется с помощью функциональной схемы устройства, представленной на фиг. 1.
На фиг 1. представлены картер двигателя 1 с маслом в картере 2, электромеханический клапан 3 дозации масла из картера двигателя, устройство управления электромеханическим клапаном 15, катушка для ленты из фильтровальной бумаги 4, капля масла из картера двигателя 5, направление движения 6, ПЗС-матрица 7, осветительный блок 8, объектив 9, лента из фильтровальной бумаги 10, термодатчик 11, шаговый двигатель 12, усилитель 13, аналого-цифровые преобразователи 14, 17, блок управления электромеханическим клапаном 15, DSP-процессор 18, блок управления осветительным блоком 19, блок управления шаговым двигателем 21, цифроаналоговые преобразователи 16, 20, 22, ЭВМ 23, цифровой индикатор 24, интерфейс взаимодействия с внешними устройствами 25.
Устройство работает периодически (раз в неделю, в месяц или по пробегу). ЭВМ 23 через цифроаналоговое устройство 16 и устройство управления электромеханическим клапаном 15 подает сигнал управления электромеханическим клапаном 15 дозации масла 2 из картера двигателя 1, причем данный сигнал управления подается после остановки двигателя и в момент, когда температура масла, снимаемая термодатчиком 11, составляет 50°C. При этом с термодатчика 11 через усилитель 13 и аналого-цифровой преобразователь 14 информация о температуре масла поступает в ЭВМ 23, работа которой осуществляется по заданному алгоритму.
В момент открытия электромеханического клапана 3 из картера двигателя 1 масло 2 в виде капли 5 направляется на ленту из фильтровальной бумаги 10 и на ней происходит растекание капли в течение 10 минут, после чего ЭВМ 23 при помощи аналого-цифрового преобразователя 22 и блока управления шаговым двигателем 21 включает шаговый двигатель, при помощи которого катушка для ленты 4 перемещает ленту из фильтровальной бумаги по направлению 6 в положение захвата изображения.
Далее ЭВМ 23 при помощи цифроаналогового преобразователя 20 и блока управления осветительным устройством 19 включает осветительный блок 8, выполненный из светодиодов. Изображение капли масла при помощи линзы 9 и ПЗС-матрицы 7 проходит оцифровку в аналого-цифровом преобразователе 17 и поступает в DSP-процессор 18, который проводит обработку изображения: выделяют сигнал одной центральной строки и проводят Фурье-преобразование данной строки, а полученное преобразование автоматически сравнивают с эталонными.
Результаты обработки изображения из DSP-процессора 18 поступают в ЭВМ 23.
Регистрация и обработка изображения капли масла осуществляется через 10, 60, 120 минут и через сутки. Полученные данные усредняются ЭВМ 23, и в результате цифровой обработки и сравнения показаний с существующими стандартами ЭВМ 23 формируется результат измерений в виде интегрального показателя загрязненности моторного масла для вывода на цифровой индикатор 24, а также для дистанционной передачи результата на внешние устройства через интерфейс взаимодействия с внешними устройствами 25.
Таким образом, применение оптико-электронного способа для контроля качества моторного масла обеспечивает следующие преимущества: возможность осуществления непрерывного автоматизированного контроля, повышение точности, оперативности и достоверности измерений.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА МОТОРНОГО МАСЛА | 2015 |
|
RU2582296C1 |
СПОСОБ ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКИ РАБОЧИХ СВОЙСТВ РАБОТАЮЩИХ МОТОРНЫХ МАСЕЛ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ МЕТОДОМ "МАСЛЯНОГО ПЯТНА" | 2014 |
|
RU2563206C1 |
КОМПЬЮТЕРНЫЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА МОТОРНОГО МАСЛА | 2008 |
|
RU2390774C2 |
Способ экспресс-анализа присадок, смазочных материалов, технических жидкостей, включая отработанные (варианты) | 2019 |
|
RU2731818C1 |
Способ определения качества смазочного масла | 1980 |
|
SU989481A1 |
Способ и устройство для анализа масел и технических рабочих жидкостей и для квалифицированной оценки рабочих состояний элементов | 2014 |
|
RU2649095C2 |
СПОСОБ АНАЛИЗА ЗАГРЯЗНЕННОСТИ МОТОРНОГО МАСЛА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ДИСПЕРСНЫМИ ЧАСТИЦАМИ | 2015 |
|
RU2583351C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИСПЕРГИРУЮЩЕ-СТАБИЛИЗИРУЮЩИХ СВОЙСТВ И ЗАГРЯЗНЕННОСТИ МАСЕЛ | 2006 |
|
RU2312344C1 |
Устройство для определения качества моторного масла | 1990 |
|
SU1763976A1 |
УСТРОЙСТВО АНАЛИЗА ЗАГРЯЗНЕННОСТИ МОТОРНОГО МАСЛА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ДИСПЕРСНЫМИ ЧАСТИЦАМИ | 2015 |
|
RU2583344C1 |
Изобретение относится к технике измерений и позволяет проводить оперативный анализ качества моторного масла. Способ заключается в том, что проводят дозацию подаваемой на анализ пробы, на ленту из фильтровальной бумаги наносят каплю масла, ленту перемещают в положение захвата изображения с последующим освещением капли масла, осуществляют обработку изображения капли с помощью компьютера и из полученного цифрового изображения выделяют сигнал одной центральной строки, проводят преобразование Фурье данной строки, а полученное преобразование автоматически сравнивают с эталонными и по результату сравнения формируют интегральный показатель загрязненности моторного масла. Достигается возможность осуществления непрерывного автоматизированного контроля, повышение точности, оперативности и достоверности измерений. 1 ил.
Оптико-электронный способ определения качества моторного масла, заключающийся в том, что проводят дозацию подаваемой на анализ пробы, на ленту из фильтровальной бумаги наносят каплю масла, ленту перемещают в положение захвата изображения с последующим освещением капли масла, осуществляют обработку изображения капли с помощью компьютера и из полученного цифрового изображения выделяют сигнал одной центральной строки, проводят преобразование Фурье данной строки, а полученное преобразование автоматически сравнивают с эталонными и по результату сравнения формируют интегральный показатель загрязненности моторного масла.
КОМПЬЮТЕРНЫЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА МОТОРНОГО МАСЛА | 2008 |
|
RU2390774C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА МОТОРНОГО МАСЛА | 1996 |
|
RU2117287C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЩЕЛОЧНОГО ЧИСЛА МОТОРНЫХ МАСЕЛ | 2001 |
|
RU2183018C1 |
Устройство для определения качества моторного масла | 1990 |
|
SU1763976A1 |
Способ проверки качества моторного масла | 1983 |
|
SU1091063A1 |
Изложница с суживающимся книзу сечением и с вертикально перемещающимся днищем | 1924 |
|
SU2012A1 |
Авторы
Даты
2016-06-20—Публикация
2015-02-26—Подача