ВИНТОРУЛЕВАЯ ОТКИДНАЯ КОЛОНКА СУДНА^ у ,.;••'"-^^'^'^-^^>&^;^п^садя-'-'•ЛКОТЕКА Советский патент 1967 года по МПК B63H25/42 

Описание патента на изобретение SU205629A1

Известны винторулевые откидные колонки для судов, содержащие Z-образный привод от двигателя к гребному винту, .механизм ловорота баллера с гребным винтом, механизм для изменения заглубления гребного винта и механизм для воаприятия силы тяги гребного винта.

Известна также винторулевая откидная колонка, у которой механизм для восприятия силы тяги гребного .винта состоит из двух упоров с выступами в нижней части, входящими в зацепление с корпусом колонки, двух торсионов, поджимающих упоры к корпусу колонки, гидравлического демпфера и устройства для автоматического управления упорами, содержащего кулачковый диск и два толкателя, которые попеременно выводят один из упоров из за1цепления с .корпусом колонии.

Особенно1стью предложенной колонки является то, что устройство для автоматического управления упорами выпошнено в виде выступов, расположенных на упорах и взаимодействующцх с соответствующими им профилированными пазами на корпусе колонки, причем каждый выступ представляет собой самоустааавливающийся кулачок, связанный пальцем с упором. При таком выполнении колонки обеспечивается надежная одновременная работа обоих упоров и упрощается конструкщя колонки.

На фиг. 1 изображена винторулевая колонка, продольный разрез (гондола с гребным винтом повернута на 90°); на фиг. 2 - кинематическая схема колонки; иа фиг. 3 - гидравлическая схема выдвижения баллера; на фиг. 4 - общий вид колонки, установленной на судне; на фиг. 5-разрез по линии А-Л на фиг. 4 (крапление упора на опорном корпусе цапфы колонки); на фиг. 6 - разрез демпферного тормозного устройства по линии Б - Б на фиг. 4; на фиг. 7 - частичный поперечный разрез колонки по выступам упоров и паза.м в ее корпусе.

Винторулевая откидная колонка с выдвижньш баллером содержит: 2-О|бразную механическую передачу к :гребному винту; механизм поворота баллера; механизм выдв1ижения баллера; механизм восприятия упора гребного винта; демпферное тормозное устройство.

Характерная для колонок Z-образная механическая передача предназначена для сообщения крутящего момента гребному винту / от двигателя 2 через ведущий вал 3, верхнюю пару конических шестерен 4, 5, размещенную в

верхней части корпуса 6 колонки, вертикальный вал 7, нижнюю пару конических шестерен 8, 9 н гребной вал ,10, находящиеся в гондоле //. Вал 7 выполнен телескопическим для возможности изменения заглубления гребного

Механизм поворота баллера 12 предназначен для изменения направления упор-а гребного .винта на любой угол путем поворота баллера с гондолой и гребным IBHHTOM вокруг вертикальной ООН колоНКИ. Механизм состоит нз электродвигателя 13 и редуктора 14, расположенных в корпусе судна, телескопического карданного вала 15, комеенсирующего смещение осей прИ откидывании колонки И связывающего редуктор с тихоходной червячной парой, содерж ащей червячные -колеса 16 и 17, смонтированной в нижней Части 18 корпуса колонки. Червячное колесо 17 червячной пары соединено с втулкой 19 поворота баллера.

Механизм выдвижеиия баллера предназначен для подъема и опускания баллера с гондолой и гребным винтом при i-iSMeHeHHn осадки судн-а. Он состоит из электродвигателя 20 (см. фиг. 3), насоса 21, управляющего золотника 22, трубопроводов 23 с арматурой, гидрозамка 24 для удержания баллера в поднятом положении и лидроцилиндра 25, который Образован полостью нижней части 18 -корпуса колонки. Порщень 26 гидроцилиндра неподвижно прикр-еплен к баллеру. Гидроцилиндр 25 и порщень 26 образуют подщипниковую пару .

Механизм восприятия упора гребного винта предназначен для передачи упора корпусу судна. Он состоит из двух упоров 27, 28, подвешенных на опорных втулках 25,50, профильных пазов 31 на корпусе колонки и двух торсионов 32. Выступы упоров 27, 28 образованы самоустан-авливающимися профильными кулачками 33 с пальцами 34, а профильные пазы 31 выполнены с помощью накладок .55. Упоры подвещены на опорных корпусах 36, 37 цапф 5:5, 39 колонки. Один из них подвешен с помощью опорных втулок 29, а другой - посредством втулок 30.

Торсионы 32 предназначены для создания крутящего момента, постоянно прижимающего упоры к корпусу колонки. Для этОГО они предварительно закручены на некоторый угол. Один кон-ец каждого торсиона через опорную втулку закреплен во избежание провор:ачивания в опорном корпусе цапфы, а другой также через втулку закреплен в упоре.

Демпферное тормозное устройство прикреплено к опорному корпусу 36 цапфы и состоит из гидроцилиндра 40 (см. фиг. 6), щтока 41 с порщнем 42, гайки 43, с помощью которой поршень закреплен на 1ЩТ01ке, и двух клапанов 44 и 45. Клап-ан 44 расположен на щтоке 41 в левой полости гидроцилиндра и упирается в стенку 46; «лапан 45 установлен на правом торце щтока и по-ддерживается пружиной 47.

Шток соединен с цапфой 58 колонки при помощи закрепленного иа ней кривощипа 48 и сухаря 49. В щтоке имеются центральный канал а и дв-а .радиальных отверстия бив, предназначенных для подачи масла в полости Л и Б гидроцилиндра л слива из них. Для этой же цели в гидроцилиндре предусмотрены радиальные отверстия г, д, е, ж н каналы и, к, л.

Клапаны 44, 45 предназначены для перепуска масла в полости А и Б. Каждый клапан имеет жиклер 50, 51 для медленного вытеснения масла из полости при возвраи ении колоики в вертикальное положение.

Колонка -крапится к судну с помощью опорных корпусов 36, 37, на которые опираются цапфы 38, 39 колонки. При работе винторулевой колонки ее механизмы взаимодействуют следующим образом. От двигателя 2 крутящий момент через 2-о:бразную механическую передачу сообщается гребному винту /. Работа колонки на полную мощность возможна при рулении, выдвпжении баллера и откидывании. Руление судпа осуществляется поворотом баллера с гондолой и гребным винтом на требуемый угол вокруг вертикальной оси колонки, реверс - поворотом баллера на 180°. Для поворота

баллера включается электродвигатель 13 механизм.а поворота, который через редуктор 14, карданный вал 15 и червячную пару .16, 17 поворачивает втулку 19 с баллером. В случае изменения осадки судна баллер с

гондолой и гребным винтом опускается иди поднимается Еа требуемую величину заглубления путем включения электродвигателя 20, который подает масло в нижнюю или верхнюю полость гидроцилиндр-а 25.

Механизм для восприятия упора гребного виита работает следующим образом. При рабочем положении колонки упоры 27, 28 поджаты к ее корпусу усилием торсионов 52 и с помощью кулачкового зацепления препятствуют откидыванию колонки под действием силы тяги винта.

В случае наезда на препятствие, когда возникают усилия, в 1,5-2 раза превышающие силу тяги гребного винта, кулачки 55 отжимаются по наклоннььм плоскостям накладок 55, выходя из зацепления с корпусом колонки, и колонка откидывается. При откидывании она поворачивается на ца1пфах в опорных корпусах 36, 37. Демпферное тормозное устройство при работе не препятствует откидыванию колонки и задерживает ее возвращение.

Для откидывания колонки шток 41 с поршнем 42 перемещается посредством сухаря и

кривошииа из нейтрального среднего положения вправо или влево (на чертеже) в зависимости от того, в какую сторону откидывается колонка. При перемещении порщня вправо масло вытесняется из полости Л гидроцилиндра и сливается через отверстия г, д, в, а, б, и, к в полость опорного корпуса цапфы 36, не препятствуя откидыванию колонки. Так как в полости Б в это время давление масла понижается, то срабатывает клапан 44, и масло из

полости опорного корпуса 36 цапфы через отверстие в стенке 46 перепускается в эту полость.

При возвращении колонки в вертикальное положение шток с поршне.м медленно возвраиз полости Б вытесняется только через жиклер 50.

Аналопично происходит работа демпферпого устройства. При движении иоршня влево масло из полости Б сливается в полость корпуса цапфы 36 через отверстия ж, е, в, б, л, к. В полости /4 образуется разрежение. Клапан 45 срабатывает, перепуская масло из полости корпуса цапфы по каналу а в полость А. Возвращение колоики в вертикальное положение то-рмоз,ится с помощью жиклера 51, через вытесняется масло из полости А при движении штока с поршнем вправо, к среднему положению.

Предмет изобретения

Ви-нторулеВая откидная колонка судна, подвешенная цапфами в опорных корпусах, прикрепленных к корпусу судна, вклю чающая

Z-образный привод от двигателя к гребному винту, механизм поворота баллера, механизм изменения заглубления гребного винта и механизм восприятия силы тяги гребного в 1;нта, состоящий из двух упорОВ с выступами в нижней части, входящими в зацепление с корпусом колонки, двух торсионов, поджимающих упоры к корпусу колонки, гидравдического демпфера и устройства для автоматического управлепия у порам1и, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения надежной одновременной работы двух упоров и упрощения ковструкции колонки, устройство для автоматического управления упорами выполнено в виде выступов на упорах, взаимодействующих с соответствующими им профилированными пазами на корпусе колонкой, причем каждый выступ представляет собой самоустанавливающийся кулачОК, связанный пальцем с упорОМ.

Похожие патенты SU205629A1

название год авторы номер документа
ВИНТОРУЛЕВАЯ ОТКИДНАЯ КОЛОНКА СУДНА 1967
SU206332A1
Движительно-рулевой комплекс 1987
  • Мезенцев Олег Евгеньевич
  • Страздас Юозас-Донатас Антанович
  • Касаткин Владимир Петрович
  • Лондарев Владимир Александрович
  • Лукьянов Юрий Гаврилович
  • Нечаев Виктор Алексеевич
SU1539140A1
Откидная поворотная колонка 1982
  • Аврашков Наум Самойлович
  • Ефимов-Сосновский Александр Николаевич
  • Скрынников Владимир Иванович
  • Царьков Георгий Георгиевич
SU1104049A1
Устройство для фиксации поворотно-откидной колонки судна 1982
  • Аврашков Наум Самойлович
  • Царьков Георгий Георгиевич
SU1058832A1
ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС 1996
  • Трефилов Василий Федорович[Ru]
  • Кисляков Александр Сергеевич[Ru]
  • Страздас Юозас Донатас Антанович[Lt]
  • Файнберг Яков Григорьевич[Lt]
  • Мусникас Ромуальдас Ипполитович[Lt]
RU2107642C1
ВИНТОРУЛЕВАЯ КОЛОНКА 2018
  • Становской Виктор Владимирович
  • Казакявичюс Сергей Матвеевич
  • Цыганов Олег Анатольевич
  • Попов Алексей Владимирович
  • Становской Александр Викторович
  • Шестаков Александр
RU2681411C1
Движительно-рулевое устройство 1978
  • Овсянников Михаил Сергеевич
  • Семченков Николай Васильевич
SU787267A1
ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВАЯ КОЛОНКА 1971
SU426910A1
ЧАСТИЧНО ПОГРУЖЁННЫЙ ВИНТОРУЛЕВОЙ ПРИВОД А.Г. ДАВЫДОВА (ВАРИАНТЫ), УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ ГИДРОЦИЛИНДРА ПРИВОДА К ТРАНЦУ СУДНА И ГИДРОЦИЛИНДР 2010
  • Давыдов Александр Геннадьевич
RU2537503C2
Винторулевая колонка 2019
  • Становской Виктор Владимирович
  • Цыганов Олег Анатольевич
  • Казакявичюс Сергей Матвеевич
  • Становской Александр Викторович
  • Шестаков Александр Александрович
RU2731811C1

Иллюстрации к изобретению SU 205 629 A1

Реферат патента 1967 года ВИНТОРУЛЕВАЯ ОТКИДНАЯ КОЛОНКА СУДНА^ у ,.;••'"-^^'^'^-^^>&^;^п^садя-'-'•ЛКОТЕКА

Формула изобретения SU 205 629 A1

П Ю 9

29 323638 6 9 37 30 l /X / / / / /

чтн;; /

4 50 Фи§.6

3

29

. 1

SU 205 629 A1

Даты

1967-01-01Публикация