Изобретение предназначено для использования в сейсморазведке.
Сейсмические наземные боны предназначены для механизации смотки и размотки сейсмического кабеля при работе сейсмостанции на профиле. Все операции: размотка кабеля с катушек, расстановка вручную сейсмоприемников при переездах сейсмостанции, заменяются перевозкой волоком кабеля вместе с сейсмоприемниками, что позволяет исключить эти трудоемкие операции из процесса работ и повысить производительность сейсмостанции.
Существующие сейчас конструкции бонов обладают рядом недостатков. Они весят до 3 г; неудобны в обращении с ними; имеют большие размеры контейнеров сейсмоприемников, что затрудняет протаскивание бонов волоком в лесной местности; после переезда необходимо переворачивать контейнеры вручную, чтобы обеспечить вертикальную ориентировку сейсмоприемииков; боны трудно перевозить волоком из-за их тяжести и громоздкости. В очень большой степени эти недостатки связаны с формой и конструкцией применяемых контейнеров.
жен вес бонов, снижена нагрузка на крюк у тягачей, они более удобны в обращении при перевозке до профиля и на профиле, дешевле в изготовлении, не требовательны к уходу и обслуживанию.
Предложенный сейсморазведочный бон отличается от известных тем, что внутренняя полость контейнера имеет форму равнобокой трапеции с основаниями, перпендикулярными
оси бона, с утолщенными стенками со стороны оснований трапеции, в которых расположены цилиндрические отверстия для прохода и закрепления оболочки бона и размещения головных частей сейсмоприемников.
Наземный бон, в котором применены данные контейнеры, предназначен для работы с сейсмостанцией типа СС-24П, но может применяться и с иными станциями. Бон в целом изготавливается на базе непрерывного стального троса длиной 600 пог. м, который воспринимает все нагрузки, возникающие при перемещении бона волоком. Через каждые 3 м по всей длине троса с ним соединяются контейнеры сейсмоприемников в количестве
192 шт. Параллельно тросу в боне проходит магистраль или сейсмическая коса, аналогичная по устройству с косами, применяемыми на сейсмических станциях в настоящее время. Коса изготовлена из провода с полихлорвикаждые 3 м магистраль бона имеет отводы из двух проводов, каждый длиной 1,5-2 м для подключения сейсмоприемника. Отводы выведены через внутреннюю полость контейнеров сейсмонрнемников наружу, и их концы подключены к сейсмоприемникам типа СМ-2 конструкции ВНИИгеофизика. Магистраль и трос расположены внутри защитного шланга из резины или полиэтилена. Шланг состоит из отдельных кусков длиной около 3 м, на концах которых вставлены внутрь металлические втулки с буртиком. В собранном виде на боне каждый контейнер сейсмоприемника удерживает и соединяет два соседних конца кусков шланга.
С отводами магистрали соединяется электромагнитный сейсмоприемник СМ-2, предназначенный для приема упругих колебаний почвы и преобразования их в электрические колебания. Конструкция его позволяет вмонтировать его в сейсмическую косу без какихлибо дополнительных ориентирующих устройств.
Нагрузки, возникающие при перевозке бона волоком от трения шланга по грунту и снегу, воспринимаются контейнерами сейсмонриемников и через них передаются внутрь на тяговый стальной трос. Каждый контейнер воспринимает нагрузки примерно с 3 ж длины шланга.
Контейнер описанного бона предназначен для защиты от повреждений проводов-отводов, соединяющих магистраль с сейсмоприемниками, и головных частей сейсмонриемников при открытом расположении остальной части корпусов сейсмонриемников и защите их собственными корпусами. Это обстоятельство нозволило отказаться от размещения полностью всего корпуса сейсмоприемников внутри контейнера и значительно уменьшить вес и габариты контейнера.
Контейнер предназначен для работы с двумя сейсмоприемниками, включенными на одни и те же провода косы. Это сделано по той причине, что в бонах с одиночными сейсмоприемниками при перевозке бона волоком и произвольном переворачивании бона вокруг его оси возможен отрыв некоторых сейсмоприемников от грунта, т. е. они не будут соприкасаться с грунтом, что нарушает их нормальную работу. Если же сейсмоприемннки расположены симметрично с противоположных сторон бона, то при любом переворачивании бона всегда хотя бы один из них будет в полном контакте с грунтом и будет нормально работать.
Предложенное устройство представлено на чертеже (вид в плане).
Корпус 1 контейнера состоит из двух половин, изготовленных литьем из легкого снлава, например дюралюминия, или отформованных из пластмассы. Половины могут быть одинаковыми или неодинаковыми по своим размерам и соединяются вместе двумя болтами с
гайками; головки болтов могут быть утоплены внутрь корпуса.
В собранном виде контейнер устанавливается в местах расположения проводов-отводов магистрали, и основное его назначение - размещение внутри него запаса проводов и защита этих проводов и головных частей сейсмоприемников от механических повреждений.
Корпус контейнера также: а) соединяет друг с другом и закрепляет соседние концы щланга, образуя этим защитную оболочку бона в местах расположения отводов магистрали; б) служит для соединения сейсмоприемНИКОВ 2 с контейнером и защиты головных частей сейсмоприемников; в) через посредство металлического хомутика 3 и болта 4 с гайками все нагрузки, действующие в целом на защитную оболочку бона, передаются на
тяговый трос 5, и осуществляется связь контейнера с тросом бона.
При соединении ноловин контейнера внутри него образуется одна большая внутренняя полость, имеющая в плане форму равнобокой
транецни. В отличие от контейнеров других типов такая форма внутренней полости позволяет увеличить объем полости внутри контейнера для размещения проводов нутем удаления внутренних перегородок, уменьщить размеры контейнера, облегчает доступ к проводам внутри контейнера, позволяет максимально снизить вес контейнера при сохранении достаточной жесткости тонких стенок, облегчается технология отливки форм контейнера.
Передняя стенка контейнера со стороны меньшего основания трапеции сделана толще боковых стенок, и в ней просверлено цилиндрическое отверстие 6. Стенка большего основания трапеции также утолщена, и в ней
просверлены три отдельных отверстия, два нз которых предназначены для размещения и закрепления в них головных частей сейсмонриемников. Отверстия, расположенные в основаниях трапеции напротив друг друга,
служат для пропуска и закрепления бона. Они имеют кольцевые канавки, необходимые для уплотнения зазоров между шлангом н корпусом контейнера, и удерживают шланг при сжимании половин контейнера. В передней и задней части трапецеидальной полости выполнены поперечные неглубокие канавки, в которых разл1ещаются буртики втулок 7 шланга, удерживающие их на месте в собранном контейнере.
Головные части сейсмоприемников закреплены в промежуточных втулках 8, но можно закреплять сейсмонриемники, вставляя непосредственно их головные части в увеличенные отверстия контейнера. Закрепление сейсмоприемника производится завинчиванием винта Я конец которого входит в кольцевую канавку промежуточной втулки 8. Это позволяет сейсмоприемнику поворачиваться, будучи в соединении с контейнером, а также обтеинера и, если необходимо, позволяет ставить его прямо на грунт в случае зависания контейнера над углублением в грунте.
На корпус сейсмоприемника, с целью защиты его от износа, может быть поставлено защитное кольцо 10 из износостойкого материала или весь корпус может выполняться из такого материала.
Контейнер соединяется с тросом посредством хомутика 3, надетого отверстиями на его концах на болт 4, стягивающий половины контейнера, при этом хомутик затягивается дополнительной гайкой 11, посаженной на тот же болт, что позволяет снимать одну половину контейнера, не отсоединяя его от троса. Хомутик охватывает только трос 5, а магистраль размещается сбоку, по обе стороны болта, для удобства она может обматываться щпагатом и изолироваться от попадания воды путем обмотки матерчатой лентой с жировой смазкой.
Предмет изобретения
Сейсморазведочный наземный бон, содержащий контейнеры сейсмоприемников, сейсмоприемники, сейсмическую магистраль, тяговый трос и защитный шланг, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности в работе, внутренняя полость контейнеров сейсмоприемников выполнена в виде равнобокой трапеции с основанием, перпендикулярным оси бона, с утолщенными стенками со стороны оснований трапеции, в одной из которых расположены цилиндрические отверстия для прохода и закрепления оболочки бона и размещения головных частей сейсмоприемников, укрепленных параллельно оси бона.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СЕЙСМОРАЗВЕДОЧНЫЙ НАЗЕМНЫЙ БОН | 1967 |
|
SU201675A1 |
ТРАНСПОРТЕР СЕЙСМИЧЕСКИХ ПРИЕМНИКОВ | 1994 |
|
RU2096811C1 |
СЕЙСМИЧЕСКАЯ КОСА | 1993 |
|
RU2061245C1 |
ТРАНСПОРТЕР СЕЙСМИЧЕСКИХ ПРИЕМНИКОВ | 1972 |
|
SU329490A1 |
Способ ведения сейсморазведочных работ | 1959 |
|
SU127428A1 |
Морская секционная сейсмокоса | 1980 |
|
SU1012168A1 |
Сейсмическая коса для работы в водных бассейнах | 1964 |
|
SU475582A1 |
СПОСОБ СЕЙСМОРАЗВЕДКИ С ИМПУЛЬСНЫМИ ПОВЕРХНОСТНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ | 1986 |
|
SU1407259A1 |
Способ проверки цифровой пьезосейсмографной косы и устройство для его осуществления | 1978 |
|
SU903780A1 |
Секция сейсмической косы | 1978 |
|
SU769467A1 |
Даты
1968-01-01—Публикация