Известны планетарные коробки передач транспортных средств, в частности грузовых автомобилей, которые обеспечивают получение пяти передач переднего хода и одной передачи заднего.
Известные передачи содержат входной и выходной валы, два сцепления, ведущие элементы которых соединены с входным валом, четыре тормоза, соединенных невращающимися элементами с корпусом коробки передач, планетарный механизм. Последний включает три солнечные, три коронные шестерни и два водила с установленными на них сателлитами. Одна из солнечных шестерен связана с ведомым элементом одного сцепления, другая - с ведомым элементом второго сцепления и с вращающимся элементом одного из тормозов, а третья - с вращающимся элементом второго тормоза. С вращающимися элементами остальных тормозов соединены две коронные шестерни. Третья коронная шестерня связана с водилом, соединенным с выходным валом. Второе водило соединено с вращающимся элементом одного из тормозов.
Особенность описываемой коробки передач заключается в том, что второе водило соединено с третьей из указанных солнечных шестерен, а установленные на нем одновенцовые сателлиты находятся в зацеплении со второй солнечной шестерней и третьей коронной шестерней. Двухвенцовые сателлиты, установленные на первом водиле, находятся в зацеплении с третьей солнечной шестерней, с одной из первых двух коронных шестерен и с одновенцовыми сателлитами, находящимися в зацеплении с первой солнечной шестерней и со второй из двух указанных первыми коронных шестерен.
Такое выполнение планетарной коробки передач улучшает распределение ее передаточных чисел и повышает к.п.д. планетарного механизма.
На чертеже изображена кинематическая схема коробки передач, с сечениями по А-А, Б-Б и В-В.
Входной вал 1 соединен с ведущими элементами сцеплений 2 и 3. С ведомыми элементами упомянутых сцеплений соединены соответственно солнечные шестерни 4 и 5. Солнечная шестерня 4 находится в зацеплении с одновенцовыми сателлитами 6 на водиле 7, которые зацеплены с коронной шестерней 8, соединенной с водилом 9, жестко связанным с выходным валом 10. Водило 9 несет два ряда зацепляющихся между собой одновенцовых 11 и двухвенцовых 12 сателлитов. Одновенцовые сателлиты находятся в зацеплении с солнечной шестерней 5 и коронной шестерней 13, а двухвенцовые - с солнечной шестерней 14, соединенной с водилом 1 и коронной шестерней 15. С корпусом коробки передач (на чертеже не показан) соединены невращающимися элементами тормоза 16-19. Вращающиеся элементы упомянутых тормозов соединены соответственно с солнечными шестернями 4 и 14 и водилом 7, коронными шестернями 15 и 13.
Первая передача образуется при включении сцепления 3, передающего вращение со входного вала 1 на солнечную шестерню 4, и тормоза 18, останавливающего коронную шестерню 15. При этом вращение солнечной шестерни 4 передается через сателлиты 6 на водило 7 и солнечную шестерню 14. Последняя ведет сателлиты 12, которые, обкатываясь, по неподвижной коронной шестерне 15, увлекают за собой водило 9 и коронную шестерню 8. Направляющие вращения выходного вала 10 и входного вала 1 совпадают, но вал 10 вращается медленнее вала 1.
Чтобы получить вторую передачу, включают сцепление 2, передающее вращение со входного вала на солнечную шестерню 5 и тормоз 19, останавливающий коронную шестерню 13. При этом ведомые солнечной шестерней 5 сателлиты 11 обкатываются по неподвижной шестерне 13, увлекая за собой водило 9 и выходной вал 10, вращающийся в ту же сторону, что и вал 1, но с меньшей скоростью.
На третьей передаче остается включенным сцепление 2, и включается тормоз 17, останавливающий солнечную шестерню 14. При этом солнечная шестерня 5 ведет сателлиты 11, которые, в свою очередь, ведут сателлиты 12. Последние, обкатываясь по неподвижной шестерне 14, увлекают за собой водило 9 и выходной вал 10, который вращается в том же направлении, что и вал 1, но с меньшей скоростью.
Для получения четвертой передачи включают сцепление 2 и тормоз 16, останавливающий солнечную шестерню 4. Солнечная шестерня 5 ведет сателлиты 11, которые, в свою очередь, ведут сателлиты 12. Последние через солнечную шестерню 14 передают вращение водилу 7, заставляющему сателлиты 6 обкатываться по неподвижной солнечной шестерне 4 и вести коронную шестерню 8, водило 9 и выходной вал 10. Направления вращений валов 1 и 10 совпадают, но вал 10 вращается медленнее вала 1. На пятой передаче включаются оба сцепления 2 и 3. При этом планетарная передача вращается как одно целое.
На всех передачах переднего хода соотношение между угловыми скоростями входного и выходного валов постепенно убывает от первой до пятой передачи, становясь на пятой передаче равным 1.
В нейтральном положении все тормоза и сцепления разомкнуты, и вращение со входного вала 1 на выходной вал 10 не передается.
Чтобы получить передачу заднего хода, включают сцепление 3 и тормоз 19, останавливающий коронную шестерню 13. При этом солнечная шестерня 4 ведет сателлиты 6, передающие вращение на водило 7 и шестерню 14. Последняя ведет сателлиты 12, которые, в свою очередь, ведут сателлиты 11, обкатывающиеся по неподвижной шестерне 13 и увлекающие за собой водило 9 и коронную шестерню 8. Направление вращения выходного вала 10 не совпадает с направлением вращения вала 1, а угловая скорость вала 10 меньше угловой скорости вала 1. Можно получить еще две дополнительные передачи заднего хода, одна из которых образуется при включении сцепления 3 и тормоза 17, а другая - при включении сцепления 2 и тормоза 18. Эти передачи могут быть использованы для некоторых транспортных машин, которым необходима высокая маневренность при движении задним ходом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Планетарная коробка передач | 2017 |
|
RU2646982C1 |
Планетарная коробка передач | 1980 |
|
SU905548A1 |
МОДУЛЬНАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2005 |
|
RU2298713C1 |
БОРТОВАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) | 1995 |
|
RU2121936C1 |
АВТОМОБИЛЬНАЯ МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2012 |
|
RU2508486C1 |
Трансмиссия автомобиля | 1980 |
|
SU961551A3 |
МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА | 2007 |
|
RU2340544C1 |
СОСТАВНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2005 |
|
RU2304240C2 |
Планетарная коробка передач | 1990 |
|
SU1716219A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1992 |
|
RU2068516C1 |
Планетарная коробка передач, преимущественно для транспортных средств, обеспечивающая получение пяти передач переднего хода и одной передачи заднего хода, содержащая входной и выходной валы, два сцепления, ведущие элементы которых соединены с входным валом, четыре тормоза, невращающиеся элементы которых соединены с корпусом коробки передач, и планетарный механизм, включающий в себя три солнечные шестерни, одна из которых соединена с ведомым элементом одного сцепления, другая - с ведомым элементом второго сцепления и с вращающимся элементом одного из тормозов, а третья - с вращающимся элементом второго тормоза, три коронные шестерни, две из которых соединены с вращающимися элементами остальных тормозов, а третья - с водилом, соединенным с выходным валом, второе водило, соединенное с вращающимся элементом одного из указанных тормозов, и установленные на водилах сателлиты, находящиеся в зацеплении с соответствующими солнечными и коронными шестернями, отличающаяся тем, что, с целью повышения к.п.д. планетарного механизма и улучшения распределения передаточных чисел коробки передач, второе водило соединено с третьей из указанных солнечных шестерен, установленные на нем одновенцовые сателлиты находятся в зацеплении со второй из указанных солнечных шестерен и с третьей из указанных коронных шестерен, а установленные на первом водиле двухвенцовые сателлиты находятся в зацеплении с третьей солнечной шестерней, с одной из первых двух коронных шестерен и с установленными на том же водиле одновенцовыми сателлитами, находящимися в зацеплении с первой солнечной шестерней и со второй из двух указанных первыми коронных шестерен.
Авторы
Даты
1968-08-13—Публикация
1965-04-16—Подача