Известны аналого-дискретные системы управления асинхронным электроприводом рудничной подъемной машины при его работе в двигательном режиме и в режиме динамического торможения, содержащие выпрямители, первый из которых подсоединен к роторной обмотке двигателя, второй - к одной фазе роторного сопротивления, а выходы выпрямителей подключены к входным цепям усилителя через блок управления. В качестве датчика информации о параметрах движения подъемной машины использован тахогенератор. Известно также управление асинхронным двигателем с фазным ротором при помощи выпрямленного напряжения ротора, которое подается непосредственно в статор или на обмотку управления дросселя насыщения, включенного в статорную цепь.
В предложенном устройстве в блоке управления используется дифференцирующий элемент, вход которого подключен к выходу первого выпрямителя через запирающий элемент, элемент токовой отсечки, вход которого подключен к выходу второго выпрямителя, элемент уставки по ускорению, элементы коррекции и задержки по времени, входы которых подключены к запирающему узлу. Выходы всех элементов подсоединены ко входу решающего узла. Это повышает точность и надежность управления при различных значениях статического момента.
На фиг. 1 приведен один из вариантов блок-схемы предложенного устройства; на фиг. 2 - принципиальная электрическая схема устройства; на фиг. 3 - релейная характеристика магнитных усилителей.
На фиг. 1 приняты следующие обозначения: 1 - запирающий элемент, 2 - дифференцирующий элемент, 3 - элемент задержки по времени, 4 - элемент коррекции, 5 - элемент токовой отсечки, 6 - элемент уставки по ускорению, 7 - решающий элемент, 8 - усилитель.
Устройство работает следующим образом.
В запирающем элементе 1 теряется незначительная и постоянная по величине часть напряжения ротора Uн, поэтому можно считать, что выпрямленное напряжение ротора прикладывается к входу дифференцирующего элемента 2. Как известно, э.д.с. в роторной обмотке асинхронного двигателя является линейной функцией скорости и убывает в двигательном режиме при увеличении скорости и в режиме динамического торможения при уменьшении скорости. Поэтому производная выпрямленного напряжения ротора, получаемая на выходе дифференцирующего элемента, пропорциональна ускорению подъемной машины в двигательном режиме и ее замедлению в режиме динамического торможения Эта величина фактического ускорения (замедления) сравнивается в решающем элементе 7 с величиной уставки по ускорению, и если уставка больше фактической величины, то через усилитель 8 подается импульс на включение контактора ускорения.
После подачи напряжения на двигатель включение первого контактора ускорения должно происходить с выдержкой времени, достаточной для окончания переходного процесса, обусловленного скачкообразным появлением напряжения в роторе, а также необходимой для натяжения кинематической схемы подъемной машины. Это обеспечивается путем подачи в элемент 7 с выхода элемента 3 сигнала, накладывающего запрет на включение первого контактора ускорения в течение заданного промежутка времени. Запуск элемента задержки по времени может быть произведен любым способом, сигнализирующим о включении двигателя в сеть переменного или постоянного тока, например, путем подачи на его вход выпрямленного напряжения ротора, как это показано на фиг. 1 пунктирной линией. Чтобы получить линейный закон изменения скорости во времени, уставка по ускорению должна несколько возрастать при включении каждого последующего контактора ускорения. Подобная корректировка производится элементом 4, например, в функции выпрямленного напряжения ротора (т.е. скорости) путем подачи в элемент 7 с выхода элемента 4 сигнала такой полярности, что он вычитается из уставки по ускорению и, таким образом, уставка возрастает в двигательном режиме с ростом скорости и в режиме динамического торможения с уменьшением скорости. Благодаря этому повышается точность отработки тахограммы. Если под действием опускающегося груза машина начнет разворачиваться с ускорением больше уставки, то контакторы ускорения включаться не будут. По достижении скорости 93-95% от номинальной напряжение ротора снизится настолько, что элемент 1 не пропустит его на вход элемента 2. Схемой этой будет воспринято как отсутствие ускорения, контакторы начнут включаться в максимально возможном темпе, и ротор будет закорочен. Благодаря этому повысится надежность управления.
Если в процессе разгона или замедления величина напряжения Uт, пропорциональная току ротора, превысит заданную величину, то с выхода элемента 5 в решающий элемент будет подан сигнал, накладывающий запрет на включение очередного контактора ускорения, пока ток не станет меньше заданной величины. Структура блок-схемы может отличаться от рассмотренного варианта при условии соблюдения описанной логики действия. Так, в определенных условиях целесообразно подать в решающий элемент сигналы по скорости, пути и т.п.
Использование напряжения и тока ротора в качестве датчика необходимых параметров позволяет исключить из схемы тахогенератор и осуществлять автоматически разгон в двигательном режиме и замедление в режиме динамического торможения одними и теми же средствами, что существенно упрощает схему управления.
Описанной блок-схеме соответствует, например, принципиальная электрическая схема (фиг. 2). На чертеже обозначены статорные контакторы В, H и ДТ, реле дуговой блокировки РДБ, контакты командоконтроллера K1, K2, K3, K4, K5, контакторы ускорения У1, У2, У3, У4, У5, У6, подъемный двигатель ПД, выпрямители B1 и В2, магнитные усилители МУ1 и МУ2 соответственно с управляющими обмотками смещения OCM1 и ОСМ2, положительной связи ОПС1 и ОПС2 напряжения ОН1 и ОН2, ускорения ОУ1 и ОУ2, токовой отсечки ОТ1 и ОТ2, реле ускорения РУ1 и РУ2 соответственно с катушками напряжения PH1 и РН2 и токовыми катушками РТ1 и РТ2, кремниевые стабилитроны CK1 и CK2 и CK3, полупроводниковые диоды Д1, Д2 и Д3, конденсаторы С1, С2 и С3, установочные сопротивления R1, R2, R3 и R4, экономические сопротивления СЭ1, СЭ2, СЭ3, СЭ4, СЭ5 и СЭ6. Выходные цепи элементов 2, 3, 4, 5, 6 (фиг. 1) подключены на вход магнитных усилителей МУ1 и МУ2. Последние благодаря положительной обратной связи через обмотки ОПС1 и ОПС2 имеют релейную характеристику, приведенную на фиг. 3, где Uвых - выходное напряжение усилителей, iу - результирующий ток управляющих обмоток, iо.н - ток обмоток напряжения, io.у - ток обмоток ускорения.
Схема работает следующим образом.
После включения одного из статорных контакторов В, H или ДТ включается реле дуговой блокировки РДБ и, если замкнут контакт K1 командоконтроллера, через обмотку управления ОН1 усилителя МУ1 начинает протекать ток iо.н. Часть этого тока, численно равная току io.y, составляет уставку по ускорению. Одновременно появляется напряжение в роторе подъемного двигателя ПД, которое выпрямляется выпрямителем B1. Выпрямленное напряжение пробивает запирающий элемент - кремниевый стабилитрон CK1 - и прикладывается к сопротивлениям R1 и R2 за вычетом падения напряжения на стабилитроне CK1. Элемент задержки по времени выполнен на конденсаторе C1 и сопротивлении R3; в момент появления напряжения между точками а и б через управляющие обмотки ОУ1 и ОУ2 и сопротивление R3 начинает протекать ток заряда конденсатора С1, который в течение заданного промежутка времени превосходит по величине уставку по ускорению и, таким образом, препятствует включению усилителя МУ1. В дальнейшем разряд конденсатора С1 происходит через диод Д1, минуя обмотки ОУ1 и ОУ2, что не влияет на работу схемы. Дифференцирующий элемент выполнен на конденсаторе С2. Заряд этого конденсатора происходит через диод Д2 и стабилитрон CK2, позволяющий существенно уменьшить постоянную времени обмоток ОУ1 и ОУ2, до величины напряжения между точками б и в за вычетом падения напряжения на стабилитроне CK2. Диод Д3 препятствует протеканию тока заряда через обмотки ОУ1 и ОУ2. Если после включения одного из статорных контакторов подъемная машина начала двигаться, например, с ускорением в двигательном режиме или с замедлением в режиме динамического торможения больше уставки, то сразу же по окончании заряда конденсатора С2 начнется его разряд через диод Д3 и обмотки управления ОУ1 и ОУ2, причем ток разряда будет пропорционален ускорению (замедлению) и будет превосходить по величине ток уставки. При этом усилитель МУ1 будет удерживаться в отключенном состоянии. Когда ускорение (замедление) снизится до величины уставки, ток обмоток ОУ1 и ОУ2 также снизится до величины iо.у и усилитель МУ1 включится. В результате включится также реле РУ1, катушка напряжения которого РУ1 является нагрузкой усилителя МУ1. Реле РУ1 надежно удерживается во включенном положении токовой катушкой PT1 независимо от состояния усилителя МУ1 до тех пор, пока не включится контактор У1 который блок-контактами переключает свою катушку на питание через экономическое сопротивление СЭ1 и подает напряжения на обмотку ОН2 усилителя МУ2. Процесс включения контактора У2 протекает аналогично включению контактора У1 с той разницей, что он регламентируется усилителем МУ2 и реле РУ2. Как видно из схемы, нечетные контакторы - У1, У3, У5 - включаются усилителями МУ1 и реле РУ1, четные контакторы - У2, У4, У6 - включаются усилителем МУ2 и реле РУ2. Элемент коррекции выполнен на сопротивлениях R3 и R4, которые определяют составляющую тока в обмотках управления ОУ1 и ОУ2, пропорциональную напряжению между точками а и б. Напряжение, пропорциональное току ротора, выпрямляется выпрямителем В2 и сглаживается конденсатором С3. Элемент токовой отсечки выполнен на стабилитроне CK3, который, будучи включен на это выпрямленное и сглаженное напряжение, пробивается, когда ток ротора превысит заданную величину и через обмотки OT1 и ОТ2 усилителей накладывает запрет на включение очередного контактора ускорения. Как следует из рассмотренной схемы, функции решающего элемента в данном случае выполняют управляющие обмотки магнитных усилителей путем алгебраического суммирования поступающих сигналов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ШАХТНОЙ ПОДЪЕМНОЙ УСТАНОВКИ | 1969 |
|
SU257583A1 |
Устройство для включения генераторов на параллельную работу | 1960 |
|
SU136442A1 |
УСТРОЙСТВО МАКСИМАЛЬНОЙ ТОКОВОЙ ЗАЩИТЫ | 1970 |
|
SU288104A1 |
Устройство для управления и защиты преобразователя | 1986 |
|
SU1403281A2 |
Устройство для защиты агрегата бесперебойного питания | 1991 |
|
SU1774427A1 |
ПАТЛГШ-ИХИИЧЕСКАГ!с'-^ьЛИО 1 tKAУСТАНОВКА для | 1970 |
|
SU263058A1 |
УСТРОЙСТВО для РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ | 1968 |
|
SU218389A1 |
Устройство для управления электровозом тушильного вагона коксовой батареи | 1960 |
|
SU133049A1 |
Устройство защиты радиоприема в условиях сложной электромагнитной обстановки корабля, судна | 2019 |
|
RU2723434C1 |
РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ СИНХРОННОГО ГЕНЕРАТОРА | 1966 |
|
SU215307A1 |
1. Аналого-дискретная система управления асинхронным электроприводом, например, рудничной подъемной машины при его работе в двигательном режиме и в режиме динамического торможения, содержащая выпрямители, первый из которых подсоединен к роторной обмотке двигателя, второй - к одной фазе роторного сопротивления, а выходы выпрямителей подключены к входным цепям усилителя через блок управления, отличающаяся тем, что, с целью повышения точности и надежности управления при различных значениях статического момента, указанный блок содержит дифференцирующий элемент, вход которого подключен к выходу первого выпрямителя через запирающий узел, элемент токовой отсечки, вход которого подсоединен к выходу второго выпрямителя, элемент уставки по ускорению, элементы коррекции и задержки по времени, входы которых подключены к запирающему узлу, причем выходы всех элементов подсоединены ко входу решающего узла.
2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что дифференцирующий элемент состоит из конденсатора, запирающий узел и элемент токовой отсечки состоят из полупроводниковых стабилитронов, элементы уставки по ускорению и коррекции - из сопротивлений, элемент задержки по времени содержит цепочку RC, а решающий узел представляет собою алгебраический сумматор.
Авторы
Даты
1968-07-12—Публикация
1966-05-10—Подача