Известны устройства для обучения машинописи и другим работам, требующим выполнения механических операций в заданной последовательности и определенным образом, содержащие счетно-решающий блок, блок информации, блок программы и панель с клавишами. Однако эти устройства не позволяют дифференцировать подготовку обучаемых, изменить темп обучения и облегчи гь учет ошибок и т. п.
Предложенное устройство отличается от известных тем, что в нем сигнальные лампочки табло индикации соединены с клавиатурой аппарата, причем расположение и обозначение ламп аналогично расположению и обозначению клавиатуры аппарата.
Это позволяет производить самостоятельное обучение «вслепую и информировать обучаемого о правильности выполнения задания.
На чертеже показана блок-схема устройства.
Устройство состоит из счетно-решающего устройства 1, блока программы 2, табло индикации 3 и телеграфного аппарата 4.
Счетно-решающее устройство 1 предназначено для распознавания ответов учащегося при отработке им знаков, для подсчета количества ответов и допущенных ошибок, для определения и установки скорости подачи знаков в зависимости от количества допущенных учащимся ощибок. На передней панели счетно-рещающего устройства расположены четыре тумблера для установки одного из четырех рел имОВ работы тренажера и четыре
лампочки для контроля скорости работы учащегося.
Блок программы 2, содержащий лентопротяжный механизм ,с перфолентой и устройство съема кода, предназначен для хранения и
ввода обучающей программы -в счетно-решающее устройства и табло индикации. Устройством хранения программы является перфолента аппарата. Лентопротяжный механизм обеспечивает щаговое продвижение перфоленты с одной из четырех скоростей, определяемых счетно-рещающим устройством. Для продвижения ленты использована верхняя плата трансмиттерной приставки аппарата с зубчатым колесом. Код с перфоленты снимается
при помощи пяти пружинящих контактов.
Табло индикации 3 предназначено для высвечивания положения и обозначения нажатой клавиши (первый режим работы)., для высвечивания подлежащих отработке знаков
(второй и третий режимы работы и для высвечивания положения и обозначения клавиши, которую необходимо для исправления ошибки (четвертый режим работы). Табло состоит из сигнальных лампочек, раснию клавишей телеграфного аппарата. Каждая лампочка обозначена соответствующим символом (буквой, цифрой, знаком).
Устройство обеспечивает выполнение четырех режимов тренировки при обучении навыкам работы на телеграфном аппарате.
Первый режим. Самоконтроль при озна.комлении с клавиатурой аппарата.
В этом режиме работают телеграфный аппарат и табло илдикации. Согласно заданию, на отработку группы знаков «вслепую учащийся нажимает клавиши аппарата. При этом код нажатой клавиши с аппарата СТА поступает на дешифратор табло индикации, который выдает сигнал подсвета знака, соответствующего нажатой клавише. Немедленный самоконтроль действий обеспечивает быстрое приобретение навыков работы «вслепую.
Второй режим. Отработка последовательно появляющихся на табло индикации знаков.
В этом режиме подача следующего знака обеспечивается только после правильной отработки предыдущего. Работают все блоки тренажера. Счетно-решающее устройство анализирует ответы учащегося и управляет продвижением перфоленты блока программы. При правильном ответе в блок программы выдается сигнал продвил ения перфоленты на один шаг, при ошибочном ответе такого сигнала нет. Устройство съема кода блока программы выдает код заданий на дешифратор табло, где он нреобразуется в сигнал подсвета подлежащего отработке знака. В соответствии с высвечив.аемыми на табло знаками учащийся нажимает «вслепую клавиши аппарата. Высвечивание очередного знака на табло означает, что отработка предыдущего знака выполнена нравильно. Темп работы определяется учащимся и может быть любым.
Возможность самоконтроля носле каждого выполнения действия стимулирует заинтересованность и активность учащегося. При малом количестве ошибок достигается быстрое прохождение программы.
Третий режим. Отработка автоматически предъявляемых тренажером знаков со скоростью, определяемой подготовкой учашеГО.СЯ (режим адаптации по скорости).
В зависимости от степени подготовки учащегося ему предлагается одна из четырех скоростей подачи знаков. Работают все блоки треналсера. Па табло индикации высвечиваются подлежащие отработке знаки, время высвета которых определяется счетно-решающим устройством. Последнее распознает ответы учащихся, подсчитывает количество ответов и допущенных ошибок, определяет и устанавливает скорость продвижения перфоленты блока программы (скорость автоматической подачи подлежащих отработке знаков).
В этом режиме тренировки учащийся работает со скоростью, задаваемой тренажером. Подсчетом количества допущенных ошибок тренажер определяет подготовку учащегося и устанавливает соответственную скорость автоматической подачи знаков. Скорости переключаются в зависимости от результата отработки учащимся последовательности из 15 знаков, составляющих эти программы.
Если учащийся на данном этапе не допустил ошибки, т. е. своевременно и правильно нажимал на клавиши по программе, задаваемой с табло, то счетно-решающее устройство позволяет увеличить скорость подачи знаков на одну ступень.
Если была допущена одна ошибка, счетнорешающее устройство принимает решение сохранить прежнюю скорость, если две ошибки и более - скорость уменьшается на одну ступень.
Четвертый режим. Передача телеграммы с заданного текста.
Работают все блоки тренажера. Текст телеграммы нанесен на перфоленту блока программы. В процессе передачи перфолента передвигается синхронно с отрабатываемыми знаками телеграммы. Счетно-решающее устройство сравнивает коды нажатой клавиши и перфоленты. Если они совцадают, то на блок программы подается сигнал продвижения ленты на один шаг. Табло индикации при этом не светится.
Если допущена ошибка, на табло индикации высвечивается положение и обозначение клавиши, которую необходимо нажать для устранения ошибки. По исправлении о шибки знак гаснет, а перфолента продвигается на один шаг. Темп работы учащегося в этом произвольный. Помощь в виде высвета нужной клавиши способствует уменьшению количества ошибок, допускаемых учащимся при работе «вслепую.
Предмет изобретения
Устройство для обучения навыкам работы на телеграфном аппарате, содержащее счетно-решающее устройство, табло индикации, блок программы и телеграфный аппарат, огличающееся тем, что, с целью повышения эффективности процесса обучения путем информации обучаемого о правильности в-ьшолнения задания при работе с аппаратом «вслепую, сигнальные лампочки табло индикации соединены с клавиатурой телеграфного аппарата, причем расположение и обозначение ламп аналогично расположению и обозначению клавиатуры аппарата.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АДАПТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ НА КЛАВИАТУРЕ ПЕРФОРАТОРА | 1971 |
|
SU315196A1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР СКОРОСТИ ВЫДАЧИ | 1973 |
|
SU385310A1 |
Тренажер телеграфиста | 1987 |
|
SU1430979A1 |
Устройство для контроля за обучением телеграфистов | 1987 |
|
SU1539818A1 |
Тренажер телеграфиста | 1987 |
|
SU1479953A2 |
АДАПТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ РАБОТЫ НА КЛАВИШНЫХ ПРИБОРАХ | 1970 |
|
SU287425A1 |
Обучающее устройство | 1986 |
|
SU1328836A1 |
Устройство для обучения радиотелеграфистов | 1982 |
|
SU1072284A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1988 |
|
SU1569862A1 |
Устройство для обучения операторов | 1991 |
|
SU1785026A1 |
Авторы
Даты
1968-01-01—Публикация