4 1
со со
СП
СО
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер телеграфиста | 1987 |
|
SU1418800A1 |
Тренажер телеграфиста | 1989 |
|
SU1601620A1 |
Тренажер телеграфиста | 1985 |
|
SU1314366A1 |
Тренажер телеграфиста | 1987 |
|
SU1497632A1 |
Тренажер телеграфистов | 1985 |
|
SU1314367A1 |
ТРЕНАЖЕР ТЕЛЕГРАФИСТА | 1991 |
|
RU2024069C1 |
Тренажер телеграфиста | 1989 |
|
SU1649590A1 |
Тренажер телеграфиста | 1990 |
|
SU1721621A2 |
Тренажер радиооператоров | 1984 |
|
SU1280429A2 |
БОРТОВОЙ ТРЕНАЖЕР ВОЖДЕНИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2010 |
|
RU2433483C1 |
Изобретение относится к устройствам, предназначенным для тренировки операторов слепым методом работы на клавиатуре телетайпа, и является усовершенствованием основного изобретения по авт.св. N1314366. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей тренажера с повышением точности контроля путем определения типа ошибок, допускаемых обучаемым. Тренажер телеграфиста содержит блок 1 ввода ответов, блок 2 сравнения, блок 3 счетчиков /для формирования цифровой информации/, блок 4 счетчиков /для формирования буквенной информации/, дешифраторы 5 и 6, блок 7 предъявления учебной информации, переключатель 8, блок 9 динамического формирования вопросов, блок 10 регистрации, блок 11 классификации ошибок зон клавиатуры, блок 12 классификации ошибок буквенной части клавиатуры, блоки 13 и 14 индикации классифицированных ошибок цифрового ряда и буквенной части клавиатуры соответственно. Введение блоков 11 и 12 позволяет выявить горизонтальные, смежные, симметричные и вертикальные ошибки, которые фиксируются в блоках 13 и 14. Случайные ошибки определяются путем вычитания из числа неправильных /ошибочных/ ответов в блоке 10, суммы ошибок, имеющихся в блоке 13/14/. 2 з.п.ф-лы, 5 ил.
14)
Изобретение относится к автоматике, в частности к обучающим устройствам, предназначенным для тренировки операторов слепым методом работы на клавиатуре телетайпа, и является усовершенствованием известного устройства по авт.св. N8 1314366.
Целью изобретения является расширение дидактических возможностей тренажера с повышением точности контроля путем определения типа ошибок, допускаемых обучаемым. Это позволяет применить соответствующие корректирующие задания, исключающие ошибки и сокращающие время обучения.
На фиг„1 представлена структурная схема тренажера; на фиг.2 - функциональная схема блока классификации ошибок зон (цифрового ряда) клавиатуры (левая половина цифрового ряда, идентичная правой);на фиг.З - схема блока классификации ошибок буквенной части клавиатуры (левая половина клавиатуры, идентичная правой); на фиг.4 - схема блока динамического формирования вопросов; на фиг.З - схема блока регистрации.
Тренажер телеграфиста содержит блок 1 ввода ответов, выполненный в виде клавиатуры телеграфного аппарата, блок 2 сравнения, блок 3 счетчиков (для формирования цифровой информации), блок 4 счетчиков (для формирования буквенной информации), первый и второй дешифраторы 5 и 6, блок 7 предъявления учебной информации, переключатепь 8, блок 9 динамического формирования вопросов, блок 10 регистрации, блок 11 классификации ошибок зон клавиатуры, блок 12 классификации ошибок буквенной части клавиатуры, блок 13 индикации классифицированных ошибок (цифрового ряда) и блок 14 индикации классифицированных ошибок (буквенной части клавиатуры).
Блок 1 имеет клавиши со съемными шильдиками, кнопки Пуск и Сброс (не показаны).
Блок 3 включает первый и второй кольцевые счетчики 15 и 16 (с предварительной установкой) и переключатели правая - левая и включено - выключено правой части,левой части и всего цифрового ряда (не показаны).
Блок 4 включает первый и второй кольцевые счетчики 17 и 18 и переключатели правая - левая,
чено - выключено правой части, левой части и всей клавиатуры горизонтального ряда и горизонтальный ряд - - вся клавиатура (не показаны).
Блок 13 включает индикаторы (счетчики) 19, 20, 21 соответственно горизонтальных, смежных и симметричных ошибок левой и правой руки. 10 Блок 14 включает индикаторы (счетчики) 22-25 соответственно горизонтальных, смежных, симметричных и вертикальных ошибок левой и правой руки.
15 Блок 11 содержит элементы И 26 выделения горизонтальных ошибок,элементы 27 выделения смежных ошибок, элементы И 28 выделения симметричных ошибок и первый, второй и тре- 20 тийэлементы ИЛИ 29-31. Блок 12 содержит элементы И 32 выделения горизонтальных ошибок, элементы И 33 выделения смежных ошибок, элементы И 34 выделения симметричных ошибок, 25 элементы И 35 выделения вертикальных ошибок и первый и четвертый элементы-ИЛИ 36-39.
Блок 9 содержит генератор 40 импульсов (с высокой частотой следо- 30 вания), одновибратор 41 и элемент И 42.
Блок 10 содержит счетчик 43 числа правильных ответов, счетчик 44 числа неправильных ответов, счетчик 45 числа ответов (с регулируемым числом счета), элемент ИЛИ 46 и индикатор 47 Стоп.
Устройство работает следующим образом.
Предварительно переключатель 8 устанавливают в положение Цифры, а переключателями в блоке 3 счетчики 15 и 16 включаются последовательно, образуя единый кольцевой счетчик, обеспечивающий работу всего-цифрового ряда клавиатуры. Переключатель на счетчике 45 блока 10 устанавливают в положение 300.
Включают питание.Запускается генератор 40 блока 9 о На табло блока 7 высвечивается индикатор Цифры, предписывающий обучаемому работать на цифровом ряду клавиатуры блока 1 правой и левой руки.
Обучаемый нажимает кнопку Сброс, устанавливая счетчики в исходное состояние, а затем кнопку Пуск, обеспечив подачу импульса на одно- вклю- вибратор 41 блока 9. Импульс с выхо35
40
45
50
55
35
40
45
50
55
дя однопиПратора 41 поступит на вход элемента И 42, обеспечив прохождение через него импульсов с выхода генератора ДО, которые через переключатель 8 подаются на вход блока 3, обеспечивая случайное состояние счетчиков 1,5. 16. На одном и выходов дешифратора 5, соответствующем данному состоянию счетчика 15, 16, появится единичный потенциал, который поступит на соответствующий вход блока 7, высветив на табло его цифрового ряда (под знаком - цифрой) моторную характеристику (MX), например, Л4 (левая четвертым) , на соответствующий вход первой группы входов блока 11, обеспечив подготовку соответствующих элементов И для выдачи информации при допущении обучаемым ошибки (в нашем примере элементов 27г, 27Э и 28, соответствующих MX Л5, ЛЗ и Л4) и на соответствующий данной MX один из вторых входов группы блока 2.
Обучаемый по высвеченной MX (Л4) выполняет движение на цифровом ряду клавиатуры блока 1, т.е. производит удар четвертым пальцем левой руки по клавише. При ударе по клавише присходит замыкание контакта микровыключателя (с полюсом источника питания) , обеспечивающего появление импульса на одном из выходов блока 1.
Если обучаемый правильно выполни движение, то импульс с выхода Л4 блока 1 поступит на соответствующий вход блока 11, т.е. ни на один из входов элементов 27, 27Э, 28з единичный потенциал не будет подан (ошибки нет). На первом выходе блока 2 появится импульс, который постпит на первый вход блока 10, зафиксировав в счетчике 45 ответ (отработку движения), в счетчике 43 зафиксировав правильный ответ, и на вход одновибратора 41 блока 9, импульс с выхода которого обеспечит кратковременное погашение MX, перевод в новое случайное состояние счечика 15, 16, подготовку блока 11 для выдачи информации при допущении обучаемым ошибки и последующее высвечивание на цифровом ряду табло блока 7 следующей MX.
Если обучаемый неправильно выполнил движение на цифровом ряду
0
5
0
5
0
5
0
5
0
5
клавиатуры бпока 1 , вместо JI4 проич-. вел удар по клавише, гоотяртстную- щей моторной характеристике, например, ЛЗ, то импульс с выхода (ЛЗ) блока 1 поступит на соответствующий вход второй группы яходов блока 11 - на вход элемента 27}. Импупьс с выхода элемента 27, через элемент ИЛИ 30 поступит на второй вход блока 13, зафиксировав в индикаторе 20 смежную ошибку. Импульс с выхода блока 1 поступит также на соответствующий из первых входов блока 2, обеспечив появление импульса на его втором выходе. Импульс с второго выхода блока 2 поступит на второй вход блока 10, зафиксировав в счетчике 44 неправильный ответ, а в счетчике 45 - ответ (произведенное обучаемым движение). На цифровом ряду табло блока 7 продолжает вы-- свечиваться неправильно отработанная MX. Она будет высвечиваться до правильного выполнения движения обучаемым.
При выполнении обучаемым 300-го удара по клавишам цифрового ряда блока 1 на выходе счетчика 45 появится импульс переполнения, который засветит индикатор 47 Стоп, предупреждающий обучаемого (преподавателя) о снятии показаний со счетчиков 43, 44 и индикаторов 19,21,20.
В зависимости от количества и типа допущенных ошибок, зафиксированных индикаторами 19, 20 и 21, преподаватель выбирает упражнения, которые обучаемому следует самостоятельно проработать, чтобы добиться устранения ошибки. Случайные ошибки определяются разностью числа неправильных ошибок и суммы типовых ошибок, зафиксированных индикаторами.
По числу правильных движений судят о степени выработки навыка ориентировки на цифровом ряду клавиатуры .
Аналогично производится выработка навыка ориентирования на буквенной части клавиатуры. Для этого переключатель 8 устанавливают в положение Буквы, а счетчики 17 и 18 включаются последовательно, образуя единый кольцевой счетчик, обеспечивающий работу всей буквенной части клавиатуры. Переключатель на счетчике 45 блока 10 устанавливают в положение 600.
На табло блока 7 высвечивается индикатор Буквы, предписывающий обучаемому работать на всей буквенной части клавиатуры блока 1 обеими руками.
Обучаемый нажимает кнопку Сброс а затем Пуск,обеспечив подачу с выхода генератора 40 на вход блока 4 импульсов, которые приводят счетчики 17, 18 в случайное состояние. На одном из выходов дешифратора 6, соответствующих данному случайному состоянию счетчиков 17, 18, появится единичный потенциал, который поступит на вход блока 7, высветив, например, в горизонтальном (основном) ряду под буквой П моторную характеристику Л2 вбок (левым вторым вбок), на соответствующий первый вход группы блока 12, обеспечив подготовку соответствующих элементов И (32-j ,35i7 ,3515 и 35 соответствующих MX Л2, JI2 вверх вбок, Л2 вниз вбок и П2 вбок) для выдачи информации при допущении обучаемым ошибки (при ответе) и на соответствующей данной MX один из третьих входов группы блока 2.
Обучаемый при высвеченной MX (Л2 вбок) выполняет движение на основно ряду буквенной части клавиатуры блока 1, т.е„ производит удар вторым пальцем левой руки, предварительно сместив его вправо, по клавише. При ударе по клавише происходит- замыкание контакта микровключателя, обеспечивающего появление импульса на одном из входов блока 10
Если обучаемый првильно выполнил движение, то импульс с выхода Л2 вбок блока 1 поступит на соответствующий вход второй группы входов блока 12, т. е. на один из элементов 327, 35 71, 25 гв, 3415 единичный потенциал не будет выдан (ошибки нет). На первом выходе блок 2 появится импульс, который поступит на первый вход блока 10, зафиксировав в счетчиках 45 и 43 ответ и правильный ответ соответственно, и на вход блока 9, импульс с выхода которого обеспечит кратковременное погашение MX, перевод в новое случайное состояние счетчика 17, 18, высвечивание на табло блока 7 следующей MX,подготовку блока 12 для выдачи информации при допущении ошибки (при ответе).
Если обучаемый неправильно выполнил движение на основном ряду буквенной части клавиатуры блока 1, вместо Л2 вбок произвел удар по клавшие, соответствующей MX, например Л2, то импульс с выхода (Л2) блока 1 поступит на соответствующий вход второй группы блока 12, на
вход элемента 32Т. Импульс с выхода элемента И 32 через элемент ИЛИ 36 поступит на первый вход блока 14, зафиксировав в индикаторе 22 горизонтальную ошибку. Импульс с вы5 хода блока 1 также поступит на со- ртветствующий из первых входов блока 2, обеспечив появление импульса на его втором выходе. Импульс с второго выхода блока 2 поступит на
Q- второй вход блока Ю, зафиксировав в счетчиках 45 и 44 ответ и непра- . вильный ответ соответственно. На табло блока 7 продолжает высвечиваться неправильно отработанная MX (до
5 правильного выполнения движения).
При выполнении обучаемым 600-го удара по клавишам клавиатуры блока 1 на выходе счетчика 45 появится импульс переполнения, который засвеQ тит индикатор 46 Стоп, предупреждающий обучаемого (преподавателя) о снятии показаний со счетчиков 43 и 44 и индикаторов 22-25.
В зависимости от количества и типа допущенных ошибок, зафиксиро5 ванных индикаторами 22-25, преподаватель выбирает упражнения, которые обучаемому следует самостоятельно проработать, чтобы добиться устранения ошибки.
По числу правильных движений судят о степени выработки навыка ориентировки на буквенной части клавиатуры.
Использование изобретения при
5 тренировке телеграфистов в период становления расширяет функциональные возможности устройства, повышает точность контроля и ускоряет процесс обучения за счет своевремен0 ного выявления и устранения типовых ошибок, возникающих при нарушении обучаемым правил работы. К типовым ошибкам относятся ошибки первого порядка - горизонтальные, вертикаль5 ные, смежные и симметричные, и ошибки второго порядка, которые рассматриваются как случайные. Работа по устранению ошибок строится не на основе длительных и однообразных
0
тренажей, как в прототипе, а на отыскании слабого звена в цепи действия МХ-Дв (моторная характеристика движение) и на целенаправленном совершенствовании связанного с ним навыка. Обучаемому дается задание, помогающее развить отстающее звено в формируемом действии, которое отрабатывается на соответствующей части клавиатуры тренажера. Формула изобретени
выходами блока классификации ошибок зон клавиатуры и блока классификации ошибок буквенной части клапнатуры соответственно.
элементы ИЛИ и первую, вторую и третью группы элементов И, входы первой и второй групп которых являются соответствующими входами первой и второй групп блока соответ5 ственно, а выходы соединены с входами соответственно первого, второго и третьего элементов И, выходы которых являются соответствующими выходами блока.
0 3. Тренажер по п.1, отличающийся тем, что в нем блок классификации ошибок буквенной части клавиатуры содержит первый, второй, третий и четвертый элементы
5 ИЛИ и первую, вторую, третью и чет- ве.ртую группы элементов И, входы первой и второй групп которого являются соответственно входами первой и второй групп блока, а выходы
о подключены к входам соответственно первого, второго, третьего и четвертого элементов ИЛИ, выходы которых являются соответствующими выходами блока Фиг. 2
Тренажер телеграфиста | 1985 |
|
SU1314366A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1989-05-15—Публикация
1987-09-28—Подача