Устройство .может быть использовано в области стаикостроен 1я и обш,его машиностроения, в коробка.х передач металлорежущих станках и др. машин.
Известны устройства для переключения зубчатых колес, в которых селекторный диск взаимодействует с рычагами через пальцы и шарниры.
Описываемое устройство для переключения блоков зубчатых колес коробок передач отличается от известных тем, что торец селекторного диска снабжеп концентрическими поверхностями, количество 1которых равно чпслу переключаемых блоков и которые вьгполнены в виде выстулов и впадин, взаи.модействующих в двух диаметрально противоположных точках с соответствуюш,им рычагом, причем, все эти рычаги смо-нтированы на одно.м валу, ось которого перпендикулярна оси поворота селекторного диска и расположена в его диаметральной плоскости.
Такое выполнение повышает долговечность и надежность устройства.
На фиг. 1 пзображено опясываемое устройство, обш;ий вид; на фиг. 2 изображены развертки профилей селекторного диска: а-по его большому дпаметру, б-по среднему, и в - по меньшему.
иый диск /, смонт;1рованный на валу 2, с котоjibiM связан лимб 3 избирателя скорости, фиксируемьп иа корнусе 4 фиксатором 5. В кольцевую ироточку вала входит сухарь 6 рычага 7, которым управляет рукоятка включения скорости S. Па боковых стенках корпуса 4 установлен вал 9, на котором смонтированы рычаг1 JO, } и 12, соприкасающпеся (контактирующие) с торцовой поверхиостью селекторного диска /. Па торцовой поверхности селекториого диска имеются -несколько KoinieHTpH4iio расположенных иоверхностей. Число их соответствует числу переключаемых блоков.
Конфигурация каждой концентрической поверхности представляет собой ряд чередующихся в онределсиной последовательности выступов мелких ;i глубоких впадин (см. фиг. 2). Тяги рычагов /(/, // и 12 выбраны таким образом, что каждый из рычагов соприкасается (контакт;1р ет) с селекторным диском / по соответствующей новерхности. Iiaпpи iep, рычаг 10 соприкасается с поверхностью, расположсшHOii иа большей (высшей) окружности, рыча|// - с поверхностью, расположенной на средней окружносТ, ц рь1чаг 12 - с поверхностью, расиоложенной на меньшей окружности.
дшска позволило расположить рычаги 10, 11 и 12 на одной оси. Рычаги, контактирующие с селектором, через систему зубчатых колес рычагов либо неиосредствеино связаны со штангами переключения.
На рычаге 10 нарезан зубчатый сектор, который входит в зацепление с илестерией 13, сидящей на одной осп с рычагом 14. Рычаг 14 входит в зацепление со шта1Н|ГОЙ 15, на которой закреплена вилка 16 для перемещения зубчатого блока (блок на фиг. 1 и 2 не показан). 10 и 12 свободно сидят на валу 9, например на игольчатых иодшип иках. Рычаг /) закреплен ,на валу 9, на котором также жестко закреплеи рычаг 17, связанный со щтаигой У5. Одно из плеч трехплечсго рычага 12 связано со штаигой 19. На штангах 18 и 19, также как и на штанге 45, закреплены вилки, ис-ремещающие соответствующие блоки.
Работает устройство.следующим образом.
Отведен1ный. от рычагов 10, 11 и 12 селекторный диск / моУкет быть 1повернут 1вокруг своей оси лимбом 3.
Новоротом лимба 3 выбирается нужная ко-Мбииация выступов и виадин, располагаемых против соответствующих концов рычагов 10, 11 и 12. ,Угло1Вое положение лимба 3 и, следовательно, селекторного диска 1, фиксируется фиксатором 5.
Количество фиксаторных отверстий соответствует числу скорости. Таким образом, поворотом лимба 3 ироизводится предварительиый выбор требуемой скорости. Включение выбранной скорости производится рукояткой 8, которая через рычаг 7 сообщает валу 2 и селекторному диску / Постуиательное перемещение. Нри поступательно. перемещении селекторный диск соприкасается (контактирует) с рычагами 10, 11 и 12 и поворачивает их на некоторый угол вокруг вала 9. Движение от рычагов 10, 11 и 12 передается на штаиги 15, 18 и 19, на которых размещены .вилки, передвигающие зубчатые бло1ки. Во включенном положении штанги 15, 18 и 19 фиксируются в корпусе.
Конфигурация торцовых поверхностей селекторного диска 1 обеспечивает поворот того или иного рычага в нужиую сторону, либо вообще не воздействует на рычаг, что обеспечивает требуе.мое взаимное положение зубчатых блоков. Описанный мсхаииз,м пре|Д|Иазначен для преселективного управления. Нутем -небольших изменений можно этот механизм превратить в однорукояточное устройство для выборочного переключеиия скоростей. Для этого в.место лимба 3 устанавливается рукоятка, имеющая
возможность поворачиваться на «себя и от «себя, а также вокруг оси вала 2.
При повороте рукоятки на «себя диск / отводится от рычагов 10, 11 и 12, поворотом рукоятки вокруг оси вала 2 выбирается нужная
скорость и, на-конец, возвращением рукоятки в исходное положение (от «себя) происходит поступательное перемещение селекторного диска на рычаги 40, 11 и 12, в результате чего зубчатые колеса переключаются.
Т-,
Н р е д м е т и з о о р е т е и и я
Устройство для переключеаия блоков зубчатых колес коробок передач, содержащее селекторный диск, рукоятки для поворота ц поступательного перемещения этого диска, рычаги, соприкасающ.иеся с торцовой поверхностью диска и иереключающие элемеиты, отличающееся тем, что, с целью повышения его долговечности и наде/кности, торец селекторного
диска снабжен концентрическими поверхностяМ|И, -количество которых равно числу переключаемых блоков и которые выполнены в виде выступов и впадии, взаимодействующих в двух диа Метральио противоположных точках с соответствующим рычагО М, причем все эти рычаги смонтированы на одном валу, ось которого перпендикулярна оси поворота селекторного диска и расположена в его диаметральной плоскости.
/liJj LlI 7l JJ//7L:J//iCH5VLZJS j;; r
Авторы
Даты
1969-01-01—Публикация