Известны многодисковые планетарные двухрядные вариаторы, содержащие комплекты фрИКционных 1конических пар дисков внутреннего контакта.
Предлагаелплй вариатор отличается от пзвеетных тем, что сателлиты вариатора выполнены в виде зубчатых колес, одни из которых - колеса первого ряда - установлены на валах, несущих диски меньшего диаметра, и связаны с ними носредством на/кимных устройств, а другие - колеса второго ряда - выполнены полыми, и в них установлены диски большего диаметра. Для осу1цествлен:1я регулирования передаточного отношения полые сателлить установлены в поворотной обойме, соосной водилу вариатора, так, что изменение передаточного отноитения происходит посредством поворота обоймы относительно 1водила вокруг их общей оси.
Это иозволяет иовысить к.п.д., упростить регулирование передаточного отношения и )асширить его диапазон.
Для изменения предельн|,1х значений передаточного отношения зубчатые зацепления в обоих рядах вариатора могут быть сделаны как наружными, так и внутренними, в любом сочетании.
%геньщего диаметров, чем достигается одновременная концентричность всех дисков в из комплектов, при 3одяшая к работе их в режиме муфты. Это дополнительно повышает к.п.д. вариатора.
На фиг. I изображена прпнципиально-констр 1чтивная схема вариатора и взаимосвязь его элелгентов с применением шестеренных нар только наружного зацепления прц соосном положении ведуи;их и ведомых конических днеKOii; «а фиг. 2 - то же, разрез ио А-Л на фиг. , п)и несоосном положении едуни1х л ведомых конических дисков; на фиг. 3 и 4 - кинематические схемы вариатора в случае )KOM6miHpOiBaHHoro применения шестерен с наружным 11 внутренним зацеплениями.
Вариатор состоит из центрального вала 1 с жестко закрепленной на нем солнечной шестерней 2, находгицейся в постоянном зацеплении с зубчатыми колесами 3 на втулках -4 валов 5. Дентральный вал / и валы 5 установлен1)1 в водила 6. Зубчатые колеса 3 снабжены винтовыми к лакамн осевого нажатия. Рабочие винтовые поверхности этих кулаков сопряжены в местах (7 с аналогичными впнтовымн кулаками нажимных фланцев 7. Фланцы 7 насажены на шлицы валов 5 и имеют свободу осевого перемещения. Между зубчатыми колесамн 5 и фланцами 7 установлены пружины 8 предварительного
поджатия многодисковых компле ктов. На шлицах валов 5 установлены конические диски 9 меньшего диаметра, между которыми поме1цены диски 10 большего диаметра с конической или тороидальной отбуртовкой для контакта с дисками 9. Весь комплект дисков заключен между упорным буртом б вала 5 и упорным коническим фланцем 11 на другом 1конде вала 5. От бур то ванные диски 10 снабжены наружными шлицами и установлены во внутренней шлицованной полости зубчатых колес 12, выполненных полыми и находящихся в постоянном зацеплении с центральной шестерней 13, жестко закрепленной на центральном валу 14, соосном с центральным валом /.
Зубчатые колеса 12 установлены на подшипниках в расточках поворотной обоймы 15, которая снабжена элементом в (первичным сектором, зубчатым сектором или любой другой деталью). С элементом в соединен не показанный на чертеже механизм любой конструкции, обеспечивающий изменение угла Y (см. фиг. 2), характеризующего относительное положение водила IB обоймы.
Вариатор в случае л ;есткой установки водила работает следующим образом. При вращении вала 1 крутящий момент передается с солнечной шестерни 2 на зубчатые колеса 3, которые винтовыми кромками Б местах а создают пропорциональную подведенному д-шменту силу осевого нажатия на пакет дисков 9 и 10. Возмол ные зазоры между последними выбираются иод действие1М нажимного устройства 16. Усилие осевого нажатия благодаря буртам б и фланцам // замыкается на валах 5, не нагружая подшипники валов и зубчатых колес. Крутящий момент -передается с нажимных фланцев 7 на валы 5 и диски 9 и далее последовательно посредством сил тренпя на диоки 10, зубчатые колеса 12, центральную шестерню 13 и вал 14.
Прн относительном -положении водила и обоймы, обеспечивающем концентричность валов 5 и колес 3, многодисковые комплекты работают как фрикционные муфты. При этом угловые скорости дисков 9 и W одинаковы, а сами диски контактируют по кольцевым участкам отбуртовки дисков 10. Передаточное отношение вариатора получают посредством поворота обоймы относительно водила вокруг их общей оси. При .воздействии механизма регулирования на элемент в обоймы и повороте последнего на некоторый угол у относительное положение дисков 9 и 10 во всех комплектах изменяется на одинаковую величиМу так, что область контакта дисков располагается вокруг точек f, расстояние которых до геометрических осей валов 5 и зубчатых колес 12 становится равными соответственно радиусам р трения дисков 9 и радиусам R трения дисков 10. Передаточное отношение в этом случае определяется, кроме шестеренных пар, соотношением радиусов р я R. Диапазон регулирования вариатора обусловливается диапазоном изменения переменного радиуса р дисков 9. Изменение суммарного осевого размера многодискового комплекта при вдвигании дисков компенсируется осевым ходом нажимного фланца 7.
Вариатор в режиме трехзвенного дифференциала работает при подведении крутящих моментов к трем главным соосным элементам, т. е. к валам / и 14, а также к водилу 6.
Вариатор в режиме планетарной передачи работает при полном затормаживании одного из центральных валов / или М и подведении крутящего момента к друго1му центральному валу и водилу 6.
Как показано на фиг. 3, вариатор выполнен аналогично вариатору на фиг. 1 и 2, но отличается тем, что центральная шестерня }3, находящаяся в зацеплении с зубчатыми колесами 12, выполнена в виде коронной щестерни
с внутренними зубьями. Зубчатые колеса 12 в соответствии с этим снабжены зубчатыми венцами, консольно расположенными относительно подшииников сателлитов. Центральная шестерня 2 выполнена в двух вариантах с наружными (сплошные линии на фиг. 3) или внутренними (пунктирные линии) зубьями.
КЗК показано на фиг. 4, вариатор выполнен с внутренним зацеплением шестерни 2 и зубчатых колес 3 при наружном зацеплении полых зубчатых колес 12 с центральной шестерней 13.
Работа вариаторов, показанных на фиг. 3 и 4, происходит аналогично работе вариатора на фиг. 1 и 2. Штрих-пунктирные линии г ня
фиг. 3 и 4 показывают, какие элементы вариатора изменяют при повороте относительное положение для регулирования передаточного числа.
Предмет изобретения
1.Фрикционный многодисковый планетарный двухрядный вариатор, содержащий комплекты фрикционных конических пар дисков
внутреннего контакта, отличающийся тем, что, с целью повышения к.п.д., упрощения регулирования передаточного отношения и расщирения его диапазона, сателлиты вариатора выполнены в виде зубчатых колес, одни из которых - колеса первого ряда - установлены на валах, несущих диоки меньшего диаметра, и связаны с ними посредством иажимных устройств, а другие - колеса второго ряда - выполнены полыми, и в них установлены дискп большего диаметра, и для осуществления регулирования передаточного отношения полые сателлиты установлены в поворотной обойме, соосной водилу вариатора, так, что изменение передаточного отношения происходит посредством поворота обоймы относительно водила вокруг их общей оси.
йены как наружными, так и внутренними, п любом сочетании.
3. Вариатор по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что он выполнен с одинаковыми расстояниями от оси вариатора до осей фрикционных
дисков как большего, так и меньшего диаметров, чем достигается однс1временная концентричность всех дисков в каждом из комплектов, приводяш ая к работе каждого из них в режиме , что дополнительно повышает к.п.д. варпатора.
.
Авторы
Даты
1969-01-01—Публикация