Изобретение относится к колесам-резервуарам для транспортных средств, в частности, для тракторов, и точнее к колесам, служащим резервуаром для перевозки жидкости, применяемой, например, в сельском хозяйстве и допускающим ее отбор и при движении транспортного средства.
Известны колеса-резервуары для транспортных средств, выполненные из двух дисков с установленной в их канавках эластичной щиной, образующих резервуар для газа и жидкости, и имеющие осевые и радиальные коммуникационные средства, обеспечивающие при их взаимодействии противоположно направленные потоки газа и жидкости.
Внутренний диск этих колес выполнен за одно целое с осью транспортного средства, что делает невозможным демонтаж колеса без удаления из пего лсидкости. Затруднено также включение и выключение агрегатов, связанных с каналами для подачи в колесо газа и жидкости. Кроме того, тракторы, оборудованные этими колесами-резервуарами, имеют увеличенную щирину колеи.
Предлагаемое колесо-резервуар отличается тем,.что, с целью обеспечения его демонтажа без удаления из него жидкости, внутренний диск имеет осевой выступ, снабженный средствами для установки на нем внешнего диска и деталями крепления к оси транснортного средства, причем осевые коммуникационные средства размещены в указанном выступе. Для повыщения удобства управления потоками жидкости и газа осевые коммуникационные средства установлены в выступе внутреннего диска с возможностью продольных перемещений в одну сторону - до совпадения выходных отверстий с радиальными коммуникационными средствамп и в другую сторону - до перекрытия их.
Габаритные размеры описываемого колесарезервуара не превышает размеров обычного колеса.
Для защ,иты внутренней поверхности щины от действия перевозимой химически активной жидкости она снабжена эластичной оболочкой в форме незамкнутого тора с заплечиками для соединения с бортами шины. Кроме того, внутренние поверхности шины и дисков колеса, с целью защиты их от действия жидкости, могут быть снабжены пластмассовой оболочкой в виде развернутого тора, края которого имеют два кольцеобразных буртпка для закрепленпя на осевом выступе внутреннего диска.
На фиг. 1 изображе1 0 описываемое колесорезервуар, разрез; на фиг. 2 - то же, в другом варианте выполнения; на фиг. 3 и 4 - осевые коммуникационные средства выступа виутреппего диска колеса, в ра: рсзе; на фиг.
5 и 6 - варианты выполнения внутренней пластмассовой оболочки колеса-резервуара.
Колесо трактора содержит внутренний 1 и вненший 2 диски, образующие для газа и жидкости и снабженные канавками .3 для установки бортов эластичной шины 4. Внутренннй диск / имеет в центральной части осевой выстун 5, ограниченный фланцем 6 {см. фиг. 1), нрикренлеиным болтами 7 к фланцу 8 оси 9 транснортного средства. На осевом выстуие внутреннего диска, оканчивающемся цанфой 10, смонтирован внешний диск 2 колеса, вынолиенный в центральной части в форме стуницы //, центральное коническое отверстие которой сонрягается с коническим хвостовиком цаифы 10. Герметичность этого соединения обеснечивается унлотнениями 12. Стуница внещнего диска кренится на цанфе гайкой 13.
По другому варианту вынолнения (см. фиг. 2) осевой выстуи в виде цанфы 10 является нродолжением внутреннего диска /, прикренлеиного носредством шнилек 14 к фланцу 8 оси колеса. В обоих случаях осевой выстун снабжен осевыми коммуникационнымн средствами в виде двух концентрично установленных трубок-наружной 15 для отбора жидкости и внутренней 16, оканчивающейся норшнем 17 - для нодачи в резервуар газа (сжатого воздуха от комнрессора). Обе трубки выполнены подвижными в нродольном направлении и снабжены выходными отверстиями. В нроточках цапфы неподвижно установлены уплотннтельные кольца 18, обеспечивающие герметичность соединения.
Между внутренним и внешним дисками на цапфе 10 свободно установлена муфта 19 с двумя кольцевыми нроточками 20 и 21, сообщающимися через соответствующие радиальные каналы 22 и 23 цапфы 10 с выходными отверстиями осевых коммуникационных средств. С противоноложной стороны к нроточкам муфты 19 присоединены радиально расположенные трубка 24 для нодачи газа и трубка 25 для отбора жидкости, изогнутые так, что их наконечники, вынолнецные из гибкого материала, расположены в средней плоскости колеса.
Таким образом, трубки 24 и 25 в сочетании с проточками 20 и 21 муфты и каналами 22 и 23 цанфы образуют радиальные коммуникационные средства, обеспечивающие при взаимодействии с осевыми средствами иротивоположно направленные нотоки газа и жидкости в емкости, образованной дисками и шиной колеса.
Для обеспечения полного отбора жидкости из колеса на заборном наконечнике трубки 25 смонтирован противовес 26, удерживающий трубку в нижнем положении при вращении колеса и ма ксимально приближающий ее к внутренней поверхности щины. Износ шины в месте контакта ее с трубкой может нредотвращаться установкой защитной прокладки 27, например приклеенной к внутренней поверхности шины.
В случае если колесо длительное время не нспользуется в качестве резервуара, противовес 26 может демонтироваться для обеспечения свободной циркуляции жидкости и газа. В этом случае противовес 26, выполненный из двух полуколец, может быть установлен в чехол 28 через отверстие 29 с заглушкой внешнего диска 2 колеса и.пи таким же способом демонтирован, причем постоянная связь колеса с насосом не нарушается.
Во избежание возможного окисления деталей колеса химически активной жидкостью, перевозимой в нем, цапфа W и муфта 19 могут быть изготовлены из нержавеющей стали,
а защита внутренних поверхностей обеспечивается оболочкой 30 из эластичного материала. Тороидальная часть 31 оболочки переходит в борта 32, оканчивающиеся в центральной части кольцеобразными буртиками 33, герметично закренленными на цапфе колеса. Указанная оболочка может быть изготовлена путем формовки двух полуколец и сварки их по периметру 34. Для облегчепия монтажа оболочки на дисках У и 2 колеса имеются отверстия.
Примеиение защитной оболочки обеспечивает сохранение герметичности колеса в случае частичного отслаивания шины.
По другому варианту выполнения, соответствующему изготовлению дисков колеса из
специальных материалов или применению для них специальных нокрытий, защита шины обесиечивается нластмассовой оболочкой в форме незамкнутого тора, снабженной занлечиками 35 для соедииения с бортами шины.
Такая конструкция колеса-резервуара обеспечивает удобство его монтажа и демонтаяса без удаления из емкости жидкости. Достаточно отвернуть гайку 13 и снять колпачковые гайки болтов 7 (или шпилек 14) крепления
фланца 6 диска / (или самого диска) к фланцу 8 оси трактора, чтобы освободить диски 1 и 2 и снять колесо с оси.
При необходимости продольным перемещением осевых трубок 15 и 16 обеспечивается сообщение или разобщение соответствующих коммуникационных средств колеса с наружными трубопроводами для подачи сжатого воздуха в емкость и отбора из нее жидкости. Для сообщения осевых и радиальных коммуникационных средств с источниками питания и потребителями трубки 15 и 16 перемещаются вправо до совпадения их выходных отверстий с радиальными коммуникационными средствами (см. фиг. 4).
При монтаже колеса или проверке источников питания (компрессора, насоса) и нотребителей осевые коммуникационные средства перемещаются влево до перекрытия радиальных каналов (см. фиг. 3).
Предмет изобретения
образующих резервуар для газа и л ндкости, и имеющее осевые и радиальные коммуникационные средства, обеспечивающие гфи своем взаимодействии противоиоложно направленные потоки газа и жидкости, отличающееся тем, что, с целью обеспечения демонтажа колеса без удаления из него жидкости, внутренний диск имеет oceBoii выступ, снабженный средствами для установки на нем внешнего диска и деталями крепления к оси транспортного средства, причем осевые коммуникационные средства размещены в указанном выступе. 2. Колесо-резервуар по п. 1, отличающееся тем, что, с целью повышения удобства управления потоками жидкости и газа, осевые коммуникационные средства установлены в выступе внутреннего диска с возможностью продольных перемещений в одну сторону - до совпадения выходных отверстий с радиальными коммуникационными средствами и в другую сторону - до перекрытия их.
3.Колесо-резервуар по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что, с целью защиты внутренней поверхности шины от действия жидкости, она снабжена эластичной оболочкой в форме незамкнутого тора с заплечиками для соединения с бортами шины.
4.Колесо-резервуар по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что, с целью защиты внутренних поверхиостей шины и дисков от действия жидкости, они снабжены пластмассовой оболочкой в виде развернутого тора, края которого имеют два,кольцеобразных буртика для закрепления на осевом выступе внутреннего диска.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Колесо транспортного средства | 2020 |
|
RU2741446C1 |
Колесо-резервуар для транспортного средства | 1988 |
|
SU1562155A1 |
Колесо транспортного средства | 2020 |
|
RU2740831C1 |
Ступица колеса со встроенным редуктором | 1983 |
|
SU1322971A3 |
Колесо с раздвижным ободом | 1972 |
|
SU439414A1 |
КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1998 |
|
RU2144862C1 |
КОЛЕСО С ИЗМЕНЯЕМЫМ ДИАМЕТРОМ | 2020 |
|
RU2741159C1 |
КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2622733C2 |
Перекатываемая емкость лесного пожарного агрегата | 2016 |
|
RU2625088C1 |
ПОЧВОИЗМЕЛЬЧИТЕЛЕПОСАДОЧНЫЙ АГРЕГАТ И.Г.МУХИНА | 1997 |
|
RU2121251C1 |
30
г
з:- .,.
JS,
.
f $
.,
S/;rk..
6
.«
Фиг. 5
fiut.6
Авторы
Даты
1969-01-01—Публикация