В известных глобоидных передачах, содержащих глобоидный червяк и колесо, мгновенные контактные линии зацепления располагаются на обкатной зоне боковой поверхности от головки до ножки зуба колеса. Поэтому мгновенный контакт в моменты входа элементов пары в зацепление и выхода из зацепления осуществляется практически по всей высоте зуба колеса одновременно, что вызывает вибрацию передачи при пересопряжении зубьев.
Предлагаемая глобоидная передача отличается от известных тем, что входная часть обкатной зоны боковой поверхности зуба колеса срезана под углом Pi к линии межосевого перпендикуляра, величина которого определяется по зависимости:
p arcctg 1 cos,,-;;,cos,. Risla- i- 2Slni2
где / i--радиус окружности впадин зуба колеса; RS - радиус окружности выступов зуба колеса; yi - угол между межосевым перпендикуляром и линией, соединяющей ось вращения червяка с крайней входной точкой обкатной зоны, расположенной на окружности радиуса у2 - угол между межосевым перпендикуляром и линией, соединяющей ось вращения червяка с точкой обкатной зоны,
отстоящей от крайней входной точки обкатной зоны на расстоянии, соответствующем повороту червяка на один шаГ, и расположенной на окружности радиуса R.
Выходная часть обкатной зоны боковой поверхности зуба колеса может быть срезана под углом Ра к линии межосевого перпендикуляра, величина которого определяется из зависимости:
p,r.arcctg ° °i ,
RI sin -( sin Tfa
где Уз - угол между межосевым перпендикуляром и линией, соединяющей ось вращения червяка с точкой обкатной зоны, отстоящей от крайней выходной точки обкатной зоны на расстоянии, соответствующем повороту червяка на один щаг, и расположенной на окружности радиуса Rz, Y - угол между межосевым перпендикуляром и линией, соединяющей ось вращения червяка с крайней выходной точкой обкатной зоны, расположенной на окружности радиуса Ri. Эти отличия позволяют снизить виброактивность передачи. фиг. 3 - разрез по впадине другого зуба червячного колеса и по В-В. Каждое положение контакта на витке червяка 1, характеризуемое углом g (см. фиг. 1),
связано с положением точки контакта на зу- 5 мостью:
t arcsin slnE(l -
cos $ ) COS «у X
Kfj 4)-cos (s + a) -(1-4)COS«o 1 - I yCOS(i -f a J - COS a 1 X sIn2Uos2a(l -a)2 + бе колеса 2, характеризуемым углом -у (сМ. фиг. 2). Эта связь выражается следующей зависи
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ГЛОБОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА С ПОНИЖЕННОЙ ВИБРОАКТИВНОСТЬЮ | 1969 |
|
SU253511A1 |
ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ СПИРОИДНАЯ ФРЕЗА | 1996 |
|
RU2095204C1 |
Способ нарезания зубьев колес модифицированных червячных глобоидных передач | 1968 |
|
SU294415A1 |
Способ изготовления колеса модифицированной глобоидной передачи | 1986 |
|
SU1328092A1 |
Способ профилирования пары инструментов,предназначенных для обработки глобоидной передачи | 1984 |
|
SU1321534A1 |
Фреза-летучка | 1981 |
|
SU965652A1 |
Червячная передача | 1989 |
|
SU1679086A1 |
Сборная червячная фреза для обработки глобоидных червячных колес | 1972 |
|
SU547302A1 |
Глобоидная передача и способ ее изготовления | 1990 |
|
SU1762048A1 |
Глобоидная передача | 1980 |
|
SU896283A1 |
где |((2)
A-межосевое расстояние; /-передаточное число; Rj.-радиус торовой поверхности, на которой находят положение точки контакта;« :-профильный угол червяка, переменный
по ф;
Ф-угол поворота колеса; а р-угловая величина модификации витка червяка, переменная по ф; а -первая производная от по ф . Обкатная зона боковой .поверхности зуба колеса срезана, причем в обкатной зоне 3 срез 4 (см. фиг. 2) выполнен во входной части, а в зоне 5 срез 6 (см. фиг. 3) выполнен в выходной части.
Протяженность среза по ширине зуба колеса принимается соответствуюпдей повороту червяка на один угловой шаг.
Углы YI и Y2 подсчитывают но формулам (1) и (2), подставляя величины TI (радиус торовой поверхности впадин зуба) и Rjy (радиус торовой поверхности выступов зуба) и
,. / 360° 51 -Ор; §2 - Яр|.где ар-половина рабочего угла обхвата червяка; г - число зубьев колеса.
Углы Y.-i и Y подсчитывают также по формулам (1) и (2), подставляя величины Т2 5
D е360°
ATi;s3-«р; 54 арОпределив углы YI; Ya , 4,, находят необходимые углы среза Pi и ра входной и выходной частей обкатной зоны по зависимостям:
и arcctg ico3-a-/.cos-r.
RiSin-si - R sln-iz
, afcctg 1 °«-Г4-.созтз(4)
предмет изобретения
что, с .целью снижения виброактивности передачи, входная часть обкатной зоны боковой поверхности зуба колеса срезана под углом PI к линии межосевого перпендикуляра, величина которого определяется из зависимости:
p, arcctg .созь
lS n-fl-/ 2sin-f2
где 1 - радиус окружности впадин зуба колеса; R -радиус окружности выступов
зуба колеса; YI - угол между межосевым перпендикуляром и линией, соединяющей ось вращения червяка с крайней входной точкой обратной зоны, расположенной на окружности радиуса R, уа - угол между межосевьга
перпендикуляром и линией, соединяющей ось вращения червяка с точкой обкатной зоны, отстоящей от крайней входной точки обкатной зоны на расстоянии, соответствующем повороту червяка на один шаг, и расположенной на окружности радиуса R.
1 COS 74 -Да COS 7з
:arcctg 1 sin-f4 - 2 sinks:
где Ys - угол между межосевым перпендикуляром и линией, соединяющей ось вращения червяка с точкой обкатной зоны, отстоящей от крайней выходной точки обкатной зоны на расстоянии, соответствующем повороту червяка на один шаг, и расположенной на окружности радиуса v - угол между межосевым перпендикуляром и линией, соединяющей ось вращения червяка с крайней выходной точкой обкатной зоны, расположенной на окружности радиуса R-.
Даты
1969-01-01—Публикация