КОРОБКА ПЕРЕДАЧ Советский патент 1969 года по МПК B60K17/08 

Описание патента на изобретение SU251390A1

Данное изобретение относится к области автотракторостроения, в частности к коробкам передач транспортных машин.

Известные коробки передач транспортных машин содержат ведущий вал, параллельный ему промежуточный вал и соосный промежуточному ведомый вал, установленные «а ведущем и промежуточном валах шестерни постоянного зацепления, включаемые фрикционным,и муфтами, установленные в корпусе коробки передач и соединенные с ведомыми элементами фрикционных муфт свободного хода и дифференциальный механизм.

Однако в таких коробках передач число (Передач, переключаемых под нагрузкой без разрыва потока мощности, мало отличается от количества фрикционных муфт -переключения. Дифференциальный механизм, применяемый в этих конструкциях, не увеличивает общее передаточное число коробки передач на всех передачах -переднего хода, а используется лишь для -реверса. Увеличение количества передач приводит к усложнению конструкции, значительному увеличению числа фрикционных муфт и муфт свободного хода.

Описываемая коробка передач отличается тем, что соединенные с муфтами свободного хода ведомые элементы фрикционных муфт соединены соответственно с центральными шестернями дифференциального механизма, одна

из которых свободно установлена на промел уточном валу, другая лкестко соединена с ним, а водило дифференциального механизма соединено с ведомым валом коробки передач.

Кроме того, на тромел уточном валу установлена муфта сцепления для соединения свободно установленной центральной шестерни дифференциального механизма с промежуточным валом.

Такое выполнение коробки передач позволяет увеличить число передач, переключаемых под нагрузкой.

На фиг. 1 изобрал ен один из конструктивных вариантов предлагаемой коробки передач

с двумя фрикционными муфтами включения передач; на фиг. 2 - одна из возмолсных конструктивных схем коробки передач с четырьмя фрикционными муфтами. На ведущем валу 1 расположены две фрикционные муфты 2 и 3. Ведомые элементы муфты 2 через трубчатый вал 4 соединены с поДВИЖ1НОЙ обоймой 5 муфты свободного хода 6. Неподвижная обойма 7 муфты свободного хода 6 заблокирована на корпус 8 коробки передач. Ведомые элементы муфты 3 через трубчатый вал 9 соединены с подвижной обоймой 10 муфты свободного хода Л. Неподвижная обойма 12 этой муфты заблокирована на корпус. Ведомые элементы муфты 2

межуточный вал 15 связаны с солнечной шестерней 16 дифференциального механизма. Коронная шестерня 17 через подвижную шестерню 18, расноложенную на шлицах трубчатого вала 9, связана с ведомыми элементами муфты 3. Таким образом, ведомые элементы фрикционной муфты 2, связанные с подвижной обоймой 5 муфты свободного хода 6, соединены в то же время через шестерни 13, 14 и вал 15 с одной из шестерен 16 дифференциального механизма, а ведомые элементы фрикционной муфты 3 соединены через шестерню 18 с другой шестерней 17 дифференциального механизма.

Мощность через сателлиты 19 и водило 20 передается на выходной вал 21. Ыа выходном валу расположена шестерня 22, которая через паразитную шестерню может соединяться с шестерней 18. При передвижении зубчатой муфты 23 вправо дифференциальный механизм блокируется и вращается с валами 15 н 21 как одно целое.

Коробка нередач работает следующим образом.

При включении муфты 2 мощность через шестерни 13 и 14, промежуточный вал 15 передается на шестерню 16. дифференциального механизма. Коронная шестерня 17 через шестерню 18 и трубчатый вал 9 затормаживается муфтой свободного хода 11. Мощность на выходной вал 21 нередается через водило 20. Так работает коробка передач на первой передаче.

Вторая передача включается замыканием фрикционной муфты 3. Мощность через трубчатый вал 9, шестерни 18 и 17, сателлиты 19 передается на водило 20 и выходной вал 21. Солнечная шестерня 16 через промежуточный вал 15, шестерни 14 и 13 затормаживается муфтой свободного хода 6. При переключении передач разрыва потока мощности на выходном валу не нроизойдет, так .как он будет передаваться фрикционной муфтой 2 до тех .пор, пока момент, развиваемый муфтой 5, не будет достаточен для разблокирования муфты свободного хода 11 и соответственно заблокирования муфты свободного хода 6.

Третья передача получается включением обеих фрикционных муфт одновременно. В этом случае мощность на выходной вал 21 будет передаваться двумя потоками через шестерни 13 и И, шестерни 18, 17 и суммироваться дифференциальным механизмом, передаточное .число которого будет другим, чем в первых двух случаях.

Передача заднего хода .получается перемещением шестерни 18 по шлицам вправо. При включении муфты 3 мощность через трубчатый вал 9, шестерню 18, паразитную шестерню и шестерню 22 будет передаваться на выходной вал 21. При блокировке дифференциального механизма зубчатой муфтой 23 .коробка получает диапазон передач, в пределах которого имеются две передачи, переключаемые фрикционными муфтами 2 и 3. При включении одной из этих муфт мощность на выходной вал передается -парами шестерен 13 и 14 или 18 и 17. При этом промежуточный вал 21 и шестерни дифференциального механизма вращаются как одно целое.

Таким образом, предлагаемая коробка нередач имеет пять передач и два диапазона. В пределах первого из них имеются три передачи, переключаемые фрикционными муфтами, в пределах -второго - две .передачи.

При увеличении числа фрикционных муфт Е .коробках передач, построенных по предлагаемой схеме, число .передач, переключаемых

фрикционными муфтами без разрыва потока мощности, резко возрастет.

Коробка передач, изображенная «а фиг. 2, включает фрикционные муфты 2, муфты свободного хода 6 и //, дифференциальный механизм и муфту блокировки .23. Ведомые элементы муфт 2 через шестерни 13, 14, 24 и 25 связаны с муфтой свободного хода 6 и через вал 15-с одной из шестерен /б дифференциального механизма, ведомые же элементы

муфты 26 непосредственно и Л1уфты 27 через шестерни 28, 29, 30 и 31 связаны с муфтой свободного хода .11 и через трубчатый вал 32--с другой шестерней 33 дифференциального механизма. На выходной вал 21 мощность передается с коробки дифференциала. Эта схема позволяет иметь уже двенадцать передач и два дианазона. В первом диапазоне имеются восемь передач. Эти передачи получаются при включении муфт 2, 24, 26, 27 порознь, а 2 и 27, 2 и 26, 24 и 27, 24-26 попарно. Во втором диапазоне при блокировке дифференциального механизма муфтой 23 получаются еще четыре передачи.

Предмет изоб.ретения

1.Коробка передач, преимущественно для транспортных машин, содержащая ведущий

вал, параллельный ему -промежуточный вал и соосный промежуточному ведомый вал, установленные на ведущем и промежуточном валах шестерни постоянного зацепления, включаемые фрикционными муфтами,, установленные в корпусе коробки передач и соединенные с ведомыми элементами фрикционных муфт муфты свободного хода и дифференциальный механизм, отличающаяся тем, что, с целью увеличения числа передач, .переключаемых

под нагрузкой, соединенные с муфтами свободного хода -ведомые элементы фрикционных муфт соединены соответственно с центральными .шестернями дифференциального механизма, одна из которых свободно устаповлена на промежуточном валу, другая жестко соединена с ним, а водило дифференциального механизма соединено с ведомым валом коробки передач.

муфта сцепления для соединения свободно установленной центральной шестерни дифференциального механизма с промел уточным валом.

Похожие патенты SU251390A1

название год авторы номер документа
Коробка передач транспортного средства 1980
  • Костарев Евгений Иванович
  • Подрез Вячеслав Владимирович
SU1044480A1
ТРЕХСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 1962
SU147461A1
МОТОРНО-ТРАНСМИССИОННЫЙ МОДУЛЬ 2011
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Новоселов Владимир Васильевич
  • Голофаст Сергей Леонидович
RU2478045C1
ГИБРИДНЫЙ СИЛОВОЙ АГРЕГАТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Гулиа Нурбей Владимирович
RU2357876C1
МНОГОДИАПАЗОННАЯ ТРЕХПОТОЧНАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ НА ОСНОВЕ ПЯТИЗВЕННОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА 2014
  • Давыдов Виталий Владимирович
RU2554922C1
МНОГОДИАПАЗОННАЯ ТРЕХПОТОЧНАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ НА ОСНОВЕ ДВУХ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ 2013
  • Давыдов Виталий Владимирович
RU2555583C2
Коробка передач транспортного средства 1980
  • Селивановских Владимир Александрович
  • Кудрявцев Валерий Борисович
SU893604A1
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ДВОЙНЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ 2020
  • Золотарев Дмитрий Николаевич
  • Мохов Павел Игоревич
  • Калимуллин Эмиль Рамилевич
RU2738665C1
Двухскоростной привод 1988
  • Скорик Анатолий Иванович
  • Стрюк Николай Алексеевич
  • Прокопенко Валентин Михайлович
SU1749584A1
Коробка передач транспортного средства 1987
  • Довнар Олег Казимирович
SU1512817A1

Иллюстрации к изобретению SU 251 390 A1

Реферат патента 1969 года КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Формула изобретения SU 251 390 A1

3 ft 2

7 7 / / 7 Л

Щ 15 23 6 17jg го 22

3 $ J8

I I I

I

Рие.

2

13

15 I

252329 32 33

28 26

27

ЗО

I/

7/

4Lij Q о

/6

fus.2

SU 251 390 A1

Даты

1969-01-01Публикация