Коробка передач транспортного средства Советский патент 1989 года по МПК B60K17/08 

Описание патента на изобретение SU1512817A1

Изобретение относится к транспортному ма1ниностроению в частности к ступенчатым, переключаемым под нагрузкой коробкам передач, используемым на таких транспортных средствах как тракторы и аналогичные самоходные маитны.

Цель изобретения - новышение надежности работы путем снижения числа г идронасосов при одновременном повышении экономичности.

На фиг. 1 представлена гидравлическая схема коробки передач траненортного средства; на фиг. 2 - элемент коробки передач с вариантом вынолнения источника рабочей жидкости.

Коробка передач транспортного ередства содержит корпус 1, входной вал 2, свя- : анн151Й с дви1-ателем 3, выходной вал 4, связанный с движителем 5, дифференциальный механизм 6 с входным звеном 7, например солнечной шестерней, связанной с входны.м валом 2, выходным звеном 8, например водилом, связанным с выходным залом 4, и промежуточн1 1м звеном 9, па- н|)име() коронной шестерней, связанным с г| дромотором 10, два гидронасоса 11 и 12, многопозицнонный распределитель 13 и гид- П Обак 14. Нагнетательные магистрали 15 и 16 гидронасосов И и 12 связаны с нагнетательной магиетралыо 17 гидромотора 10, каждый гидронасос 11 и 12 снабжен но крайней мере двумя фрикционными муфтами 18 и 19, 20 и 21, установленными между валами 22, 23 гидронасосов и корпусом 1, а также между валами 22, 23 и приводным валом 24 с шестеренными г.ередачами 25, 26, связанным с входным ва;юм 2, а мпогсчюзипионный распределитель 13 ста11овлен между источником 27 рабочей жидкости и гидробаком 14 с од- noJ сторон.ы и фрикцио ьчыми муфта.ми i8, 19 и 20, 21 -- с другой. Возможна ч:таповка и дополнительных фрикционных муфт 28, 29 и т. д. между валами 22, 23 и нриводным валом 24, снабженным донолнительными 1г;естеренпЫ- ми передачами 30, 31 и т. д., что определяется необходимым чнс.лом требуемых передач (на схеме дополн1Г1-ельные фрик- нионные муфты 28, 29 и дополнительные П1естеренные передачи 30, 31 показаны топкой линией). Нелесообразпо между нагнета- те;и-.ной магистра.пыо 17 гидро.мотора 10 и гидробаком 14 устанавливать регулятор 32 расхода, а также источник 27 рабочей жидкости выполнять в виде отвод1 ого канала 33 сливной магистрали 34 гидромотора 10, и к.чаиана 35, установленного в уномянутой магистрали 34 между отводным каналом 33 и п дробаком 14 (фиг. 2).

Коробка передач транспортного средства работает следуюнщм образом.

Работает предложенная коробка передач по принципу двухпоточной 1-идромеханическои передачи с постоянной мощностью, передаваемой механической ветвью, и переменной мощностью, передаваемой гидравлической ветвью, которые суммируются дифференциальным механизмом 6. Постоянство мощности, передаваемой механической ветвью, обеспечивается за счет постоянной скорости входного звена 7 дифференциального механизма 6, связанного с входным валом 2. Переменность мощности, передаваемой гидравлической ветвью, обеспечивается за счет переменности скорости промежуточного звена 9 дифференциального механизма 6, что достигается за счет переключения позиций многопозиционного

распределителя 13, выборочно связывающего посредством фрикционных муфт 18-21, 28, 29 и т. д. гидронасосы 11, 12 с корпусом . или входным валом 2 через различные шестеренные передачи 25, 26, - 30, 31 и т. д. При этом при связи гидронасосов II, 12 с корпусом 1 они оста- новлень и не подают рабочей жидкости в гидромотор 10, который также не получает вращения, тормозя и промежуточное звено 9. При выборочной связи гидрона5 сосов 11 и 12 с входным валом 2 через различные щеетеренные передачи 25, 26, 30, 31 и т. д. они за счет различной скорости вращения подают различное количество рабочей жидкости в гидромотор 10, который благодаря этому получает раз0 личную скорость вращения, приводя и свя- с ним промежуточное звено 9 с различной скоростью. Постоянная скорость входного звена 7, суммируясь с переменной скоростью промежуточного звена 9, приводят выходное звено 8 дифференциаль5 ного механизма 6 с различными ступенчато изменяемыми скоростями, осуществляя тем еамым и ступенчатое регулирование скорости транспортного средства. Количество ступенчато изменяемых передач, обеспе0 чиваемых транспортному средству предложенной коробкой передач, равно произведению числа фрикционных муфт 18, 19, 28 и т. д. гидронасоса 11 на число фрикционных муфт 20, 21, 29 и т. д. гидронасоса 12. При установке между нагне5 тательной магистралью 17 и гидробаком 14 регулятора 32 расхода возможно бесступенчатое регулирование скорости транспортного средства в определенных пределах, например между ступенчатыми скоростями, за счет слива части рабочей жидкости,

величина которой бесступенчато регулируется регулягором 32 расхода, от гидромотора 10 в гидробак 14.

Формула изобретения

. Коробка передач транспортного средства, содержащая корпус, входной вал, связанный с двигателем, выходной вал, кинематически связанный с движителем, дифференциальный механизм, одно звено которого связано с входным валом, другое - с выходным валом, а промежуточное звено связано с гидромотором, всасывающая магистраль которого соединена с нагнетательными магистралями двух гидронасосов, всасывающие магистрали которых соединены с гидробаком, многопозиционный распределитель, перепускной клапан, отличающаяся тем, что, с целью повыщения надежности работы путем снижения числа гидронасосов при одновременном повышении экономичности, она снабжена по крайней мере четырьмя фрикционными муфтами с ведомыми и ведущими элементами, дополнительным гидронасосом, причем ведомые эле

менты фрикционных муфт кинематически связаны с гидронасосом, ведущие элементы двух фрикционных муфт - с корпусом, а ведущие элементы остальных фрикционных муфт кинематически с двигателем, при этом кинематическая магистраль дополнительного насоса соединена с входом многопозиционного распределителя и перепускным клапаном, выходы многопозиционного распределителя соединены с фрикционными муфтами и гидробаком.

2. Коробка по п. 1, отличающаяся тем, что выход гидромотора соединен с входом многопозиционного распределителя и входом перепускного клапана, выход кото рого соединен с гидробаком.

Похожие патенты SU1512817A1

название год авторы номер документа
Коробка передач транспорного средства 1990
  • Довнар Олег Казимирович
  • Протасеня Олег Николаевич
  • Бобровник Александр Иванович
  • Амельянчик Василий Васильевич
SU1717427A1
Механизм привода вала отбора мощности транспортного средства 1987
  • Довнар Олег Казимирович
  • Миклашевич Александр Александрович
  • Протасеня Олег Николаевич
  • Николаенко Владимир Лаврентьевич
SU1511159A1
Коробка передач транспортного средства 1985
  • Довнар Олег Казимирович
SU1368199A1
Механизм привода вала отбора мощности транспортного средства 1987
  • Довнар Олег Казимирович
  • Николаенко Владимир Лаврентьевич
  • Протасеня Олег Николаевич
  • Бобровник Александр Иванович
SU1583311A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1987
  • Довнар Олег Казимирович
  • Николаенко Владимир Лаврентьевич
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Бобровник Александр Иванович
  • Чабан Владимир Владимирович
  • Пигуль Владимир Емельянович
SU1530497A1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Грицкевич Вацлав Владимирович[By]
RU2030304C1
РЕГУЛИРУЕМАЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2002
  • Филонов Н.В.
  • Юрьева В.Л.
  • Максютов Ю.В.
  • Козырева Т.С.
  • Гиниатуллин А.Г.
  • Фазылов Р.Р.
RU2230246C2
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1985
  • Довнар Олег Казимирович
SU1255468A1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Довнар О.К.
  • Черкас А.А.
  • Амельянчик В.В.
  • Трофимович М.И.
RU2011557C1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1986
  • Довнар Олег Казимирович
SU1623888A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 512 817 A1

Реферат патента 1989 года Коробка передач транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к ступенчатым, переключаемым под нагрузкой коробкам передач, используемым на таких транспортных средствах как тракторы и аналогичные самоходные машины. Цель изобретения - повышение надежности работы путем снижения числа гидронасосов при одновременном повышении экономичности. Коробка передач транспортного средства содержит корпус 1, входной вал 2, связанный с двигателем 3, выходной вал 4, связанный с движителем 5, дифференциальный механизм 6 с входным звеном 7, связанным с входным валом 2, выходным звеном 8, связанным с выходным валом 4, и промежуточным звеном 9, связанным с гидромотором 10, два гидронасоса 11, 12, многопозиционный распределитель 13 и гидробак 14. Нагнетательные магистрали 15, 16 гидронасосов 11, 12 связаны с нагнетательной магистралью 17 гидромотора 10. Каждый гидронасос 11, 12 снабжен по крайней мере двумя фрикционными муфтами 18, 19 и 20, 21 с гидроуправлением для их выборочного соединения с корпусом 1 или входным валом 2 по крайней мере через одну силовую цепь, а многопозиционный распределитель 13 установлен для выборочного соединения фрикционных муфт 18, 19, 20, 21 с гидробаком 14 или источником рабочей жидкости 21. При этом предпочтительно между нагнетательной магистралью 17 гидромотора 10 и гидробаком 14 устанавливать регулятор расхода 32, а источник рабочей жидкости 27 выполнять в виде отводного канала сливной магистрали гидромотора 10 и клапана, установленного в сливной магистрали гидромотора 10 между отводным каналом и гидробаком 14. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения SU 1 512 817 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1989 года SU1512817A1

Коробка передач транспортного средства 1985
  • Довнар Олег Казимирович
SU1368199A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 512 817 A1

Авторы

Довнар Олег Казимирович

Даты

1989-10-07Публикация

1987-08-27Подача