Предлагаемый указатель имеет целью дать возможность:, руководствуясь картой, определять направление иди найти те или иные пункты в данной местности, или же наоборот-пункты и направления данной местности нанести на карту; предлагаемый указатель имеет целью также дать во время похода возможность фиксировать на карте места отправления и назначения.
Способ определения места и направления исключительно лиирь с помощью карты и компаса не точен и отнимает много времени. В известных инструментах, применяемых в геодезическом и военном деле, центры пеленгатора и компасной картушки лежат друг над другом,, при чем соединяющая их линия является одновременно осью вращения магнитной стрелки и осью вращения указателя направления (алидады). Это устройCTIBO для не специалисту, который хочет быстро и точно ориентироваться
при помощи карты, слишком сложно и трудно понятно. Кроме того, такие инструменты слишком дороги для обычных,, неспециальных целей. У предмета изобретения шкала пеленгатора и шкала компаса помещены не одна над другой, а одна сбоку другой, так что наблюдают каждую из них отдельно и благодаря этому работа по установке обеих шкал облегчается. Помещенная над градуированной шкалой пеленгатора поворотная и передвижная стрелка направления (алидада) может быть зажата в центре шкалы пеленгатора посредство.м винта, на средней оси которого находится отметочное острие,, устанавливаемое на карте в месте нахождения наблюдателя или же вообще в исходном пункте. Если карта при помощи поворотного и закрепляющегося компаса, приделанного к предмету изобретения сбоку от центра пеленгатора, будет помещена в направлении с севера на юг, то после установки отметочного
острия, на место нахождения наблюдателя,, можно определить градусы направления маршрута посредством стрелки направления (алидады, снабженной прорезью для продольного перемещения, устана1вливая конец стрелки вращением и передвижением на конечный пункт. Вследств/ie упомянутого отделения шкал, шкала компаса не служит более для непосредственного опреде ления направления, а,, главным образом, для правильного расположения карты или инструмента в направлении с севера на юг. Направление пути, относившееся прежде к шкале компаса, наименование которого также относилось к ней (как, например, северо-восточное направление), определяется здесь по пеленгатору для каждой части пути; что же касается шкалы компаса, то никаких отсчетов по ней больше не производится и только северный конец магнитной стрелки компаса устанавливается на нордовое деление его шкалы. Так как алидада,, установленная по- пеленга гору и находящаяся в неподвижном соединении с компасом, направленным с севера на юг, точно определяет направление, то для ночного пользования инструментом следует делать светящимися только северный конец компасной стрелк-и, нордовое деление компасной шкалы и лежащую на продольной оси алидады канавку. Во время похода инструмент служит, кроме того, для фиксирования важных пункттов посредством конца алидады и отметочного острия, так как он может быть прижат к карте пружиной.
На фиг. 1 изображен вид спереди и частичный разрез указателя, на фиг. 2-его вид сверху и на фиг. 3-путь следования в виде ломанной линии.
К подставке /, посредством зажимного винта 3 и гайки 4, присоединена с одной стороны алидада 2, а. с другой стороны,, посредством установочного винта 6 и гайки 7-компас 5; кроме того, снизу подставки присоединена зажимная пружина 8. Для отсчитывания делений на шкале полулимба 9, при любом угле поворота алидады 2, с севера через запад на юг и севервосток-юг, в прорези //, допускающей продольное перемещение алидады, установлена стрелка 70, вращающаяся около центра шкалы полулимба 9, находящейся на подставке /. Означенная двухсторонняя стрелка Ю автоматически участвует во вращательном движении алидады, точно указывая на шкале полулимба направление последней. Зажимной винт 3 кончается с одной стороны отметочным острием 12, установленным на месте нахождения А наблюдателя, а с другой стороны мушкой 13, составляющей визирную линию вместе со щелью 15, прорезанной в ручке 14, помещающейся на конце алидады. На другом конце алидады 2 имеется метка 19, для точной установки на конечный пункт, затем светящаяся канавка 16, для определения направления ночью,и один или несколько масштабов соответствующих картам страны,, для измерения или для приблизительного определения расстояний. При определении направления в отношении какой-лМо цели, предмет изобретения, вместо прищемления к карте, может быть и положен на нее, при чем в этом случае указателем места наблюдения, вместо отметочного штифта 12, служит острие 17 зажимной пружины 8. Конец подставки , на котором установлен компас, имеет форму пружины 18, что дает возможность особенно крепко притянуть компас 5 к подставке 1 посредством винта б и гайки 7. Если, например, предстоит выполнить переход от пункта А к О, заходя в расположенные между ними другие пункты, согласно фиг. 3, то, при помощи карты, можно уже наперед легко составить маршрутную таблицу, так что при самом переходе больше не потребуется никаких определений направления и, следовательно, пользование картою в пути отпадает. Обстоятельство это приобретает особо важное значение в опасных местностях, проходимых лишь ползком, или же находящихся под неприятельским огнем.
Для составления таблицы маршрутного направления, карта -располагается в направлении с севера на юг, установочное острие 12 vim 17 устанавливается на исходной пункт 7 метка /9 на конце стрелки устанавливается на промежуточный пункт В, и затем отсчитывают против стрелки 10-7 на шкале полулимба 9 градусы маршрутного направления. Такое определение Иапрэеления производится для всех промежуточных пунктов до О при чем получается следующая таблица:
А -В стрелка 7 150°
В -Ж
45°
ж-д 60° 90°
45° Б -О 90°
Все направления в этом примере расположены в полукруге север-западюг (стрелка 7) за исключением направления Е-Б, расположенного в полукруге север-восток-юг и определяемого поэтому стрелкою 77. Воздушная линия А-О имеет градусы направления 1-105°. Идущий по таблице маршрутного направления должен только держаться направления алидады 2, устанавливаемой в каждом из промежуточных конечных пунктов, при чем северный конец магнитной стрелки должен указывать на нордовое деление компасной шкалы. Во время составления таблицы и во время выполнения маршрута А-О недопустимы никакие перемещения компаса по отношению к полулимбу. Найденные при помощи визирного приспособления дальнейшие промежуточные пункты облегчают передвижение в направлении намеченного маршрута.
ПРЕДМЕТ ПАТЕНТА.
1.Указатель места и направления, отличающийся применением поворотной и закрепляемой посредством зажимного винта 3, 4 алидады 2, расположенной над полулимбом 9 со шкалой и снабженной продольной щелью 77, ось вращения каковой алидады оканчивается острием 72, служащим для установки указателя на место нахождения А наблюдателя на карте местности, для ориентировки же прибора служит соединенный с полулимбом 9 компас 5, у которого ось вращения магнитной стрелки не совпадает с осью вращения алидады 2, несущей на своем конце метку, служащую для визирования при помощи ее на конечный пункт В для определения направления на этот пункт, отсчитываемого на делениях полулимба 9 при помощи вращающейся :вл1есте с алидадой 2 стрелки 70.
2.В означенном в. пункте 1 указателе места и направления, снабжение верхнего конца зажимного винта 3 мушкой 73, а конца алидады 2 щелью 75, служащими для визирования на данный предмет.
3.При означенном в п.п. 1 и 2 указателе места и направления применение острий 7 и 77 на обоих концах стрелки Ю, с целью пользования только полулимбом 9 вместо полного лимба.
4.В означенном п.п. 1-3 указателе места и направления, снабжение зажимной пружины 8 острием 77, заменяющим острие 72 в том случае, когда прибор кладется на карту без защемления ее зажимной пружины 8.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Лаг | 1931 |
|
SU30495A1 |
Устройство для указания курса летательного аппарата | 1927 |
|
SU8030A1 |
Видоизменение пеленгатора | 1928 |
|
SU16896A1 |
ПРИБОР ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ВЫЧЕРЧИВАНИЯ ПЛАНА МЕСТНОСТИ ПРИ МАРШРУТНОЙ СЪЕМКЕ | 1931 |
|
SU28331A1 |
Прибор для прокладывания на карте пройденного пути | 1932 |
|
SU49853A1 |
Диск для радиопеленгаторов | 1929 |
|
SU27637A1 |
ПРИБОР ДЛЯ ОРИЕНТИРОВКИ САМОЛЕТА | 1925 |
|
SU3475A1 |
Прибор для определения направления астрономического меридиана | 1940 |
|
SU67877A1 |
Компас | 2018 |
|
RU2675070C1 |
Компас | 2019 |
|
RU2701879C1 |
Типо-.титогрзфия «Красный Печатник, Ленинград, Мсждународ1тъгй, 75. R патенту /4
/ .
/у
q.
46
©:zJE:
lY /
JS
&
фиг. §.
фиг. 5.
30 ца ТТ.АУЛЕРА Jf2533 фиг. I.
Авторы
Даты
1927-03-31—Публикация
1925-04-06—Подача