ПРИБОР ДЛЯ ОРИЕНТИРОВКИ САМОЛЕТА Советский патент 1927 года по МПК G01C21/06 

Описание патента на изобретение SU3475A1

Предлагаемое изобретение предназначается для ориентировки самолета посредством измерения вертикальных и горизонтальных углов до земных предметов, главным образом, при полетах на больших высотах над морем, степью и т.п. местностями, где имеется мало ориентировочных предметов.

На чертеже фиг. 1 изображает вертикальный разрез прибора, фиг. 2 - то же - перспективный вид.

Прибор состоит из зрительной трубки 1, соединенной посредством кремальеры 2 и конической шестерни 3 с вращающимся цилиндром 4. На боковой поверхности цилиндра помещена бумажная лента, разделенная по вертикали на 16, а по горизонтали на 90 частей. В промежутках между этими делениями обозначены расстояния (горизонтальные проекции) от самолета до земных предметов, при визировании последних в трубу, под различными углами с высот: 600, 800, 1000, 1200, 1400, 1600, 1800, 2000, 2200, 2400, 2600, 2800, 3000, 3500 и 4500 метров, а также вертикальные углы в градусах (от 0° до 90°). Зубчатки кремальеры и шестерни рассчитаны таким образом, что при повороте трубы на 90°. цилиндр делает полный оборот. Цилиндр помещен внутри коробки 5, служащей кожухом прибору, при чем осью цилиндра служит проходящая через центр цилиндра трубка 6. В стенке коробки имеется вертикальная щель 7, закрытая стеклом или прозрачным целлюлоидом. Вдоль щели перемещается рамка 8, служащим для отсчета расстояний и снабжения указателем, устанавливаемым по шкале высот, находящейся сбоку щели 7. В верхней части прибора помещается лимб 9 с компасными делениями, нанесенными против часовой стрелки. Лимб имеет насеченные края и для установки компасного курса самолета вращается от руки на коробке 5, к которой прикреплен указатель 10. Лимб удерживается на крышке прибора с помощью шайбы 11, привинченной к крышке коробки 5 и удерживающей втулку 12, нижняя часть которой входит в трубку 6, проходящую через цилиндр, и имеет квадратное отверстие 13. Верхняя часть втулки соединена с указателем пеленгов 14 (горизонтальных углов) и с круглым уровнем 15.

Для установки прибора на самолете служит металлический стержень 16, отвесно укрепленный на борту или на носу гондолы (на морских самолетах). В верхней части стержня должен быть квадрат и опорное кольцо 17. При одевании прибора на стержень квадрат должен войти в отверстие втулки, а указатель пеленгов расположиться назад, точно по оси самолета. При вращении прибора указатель пеленгов остается неподвижным.

Если прибор находится в строго отвесном положении, то при наводке трубы на отдаленный земной предмет наблюдатель получает одновременно горизонтальный угол (пеленг) и расстояние до этого предмета. Для удобства наблюдений прибор устанавливается на уровне шеи наблюдателя. Все части выполняются из немагнитного металла.

Прибор позволяет ориентироваться по местным предметам как имеющимся на карте, так и по не нанесенным на карту; если самолет летит над морем, то произведенное однажды наблюдение земного предмета, имеющегося на карте, дает возможность определить местоположение самолета. Определив пеленг от земного предмета на самолет и расстояние до этого предмета и отложив на карте эти величины, получают местонахождение самолета в момент пеленгования. Повторное пеленгование того же самого предмета позволяет определить направление полета (также угол сноса и абсолютную скорость) и проложить это направление на карте. В этом случае не требуется знать положение земного предмета, и определение направления полета может быть произведено, напр., по буйку, сброшенному на воду.

В полете над сушей определение угла сноса можно производить, наблюдая смещение земных предметов относительно нитей зрительной трубы, поставленной в вертикальное положение. Абсолютную скорость можно определить, устанавливая трубу на 45° и по вертикали.

Похожие патенты SU3475A1

название год авторы номер документа
Зрительная с переменным увеличением труба для самолетов 1924
  • Ильтонов А.Е.
  • Титов Л.Г.
SU1813A1
Учебное пособие для упражнения в решении навигационных задач в классной обстановке 1935
  • Иванов Ю.П.
SU45113A1
Устройство для указания курса летательного аппарата 1927
  • Г. Юнкерс
SU8030A1
ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ САМОЛЕТА 1926
  • Молчанов П.А.
SU5754A1
Прибор для указания курса самолета 1927
  • Кудрявцев Н.Ф.
SU5980A1
Указатель места и направления 1925
  • П. Аулер
SU2533A1
Прибор для записи пути самолета на карте 1944
  • Логунов С.С.
SU67848A1
Прибор для обучения летчиков и штурманов визуальной ориентировке и компасной навигации 1947
  • Волченко Г.Ф.
SU88001A1
Приспособление к теодолиту для определения направления меридиана по солнцу 1940
  • Каврайский В.В.
SU59480A1
Астрономическая труба для совместного определения широты времени и азимута 1933
  • Ходорович П.А.
SU49306A1

Иллюстрации к изобретению SU 3 475 A1

Формула изобретения SU 3 475 A1

1. Прибор для ориентировки самолета, характеризующийся применением зрительной трубы 1, соединенной, при помощи кремальеры 2 и конической шестерни 3, с цилиндром 4, поворотным на оси 16 и покрытым бумагой, разграфленной на клетки с нанесенными в них величинами горизонтальных проекций расстояний от самолета до земных предметов, получаемыми при наведении на последние зрительной трубы под различными углами с определенных высот, и величинами вертикальных углов в градусах, каковой цилиндр 4 помещен внутрь коробки 5 с вертикальной щелью 7, снабженной подвижной в ней рамкой 8 с указателем, служащим для установки рамки по расположенной рядом со щелью шкале высот.

2. В охарактеризованном в п. 1 приборе применение в верхней его части лимба 9 с компасными делениями, поворотно укрепленного на коробке 5, снабженной указателем 10 курса.

3. В охарактеризованном в п.п. 1 и 2 приборе применение при лимбе 9 указателя 14 пеленгов, насаженного на ось 16 и располагаемого по направлению оси самолета.

SU 3 475 A1

Авторы

Кудрявцев Н.Ф.

Даты

1927-08-31Публикация

1925-09-03Подача