Предлагаемое изобретение предназначается для ориентировки самолета посредством измерения вертикальных и горизонтальных углов до земных предметов, главным образом, при полетах на больших высотах над морем, степью и т.п. местностями, где имеется мало ориентировочных предметов.
На чертеже фиг. 1 изображает вертикальный разрез прибора, фиг. 2 - то же - перспективный вид.
Прибор состоит из зрительной трубки 1, соединенной посредством кремальеры 2 и конической шестерни 3 с вращающимся цилиндром 4. На боковой поверхности цилиндра помещена бумажная лента, разделенная по вертикали на 16, а по горизонтали на 90 частей. В промежутках между этими делениями обозначены расстояния (горизонтальные проекции) от самолета до земных предметов, при визировании последних в трубу, под различными углами с высот: 600, 800, 1000, 1200, 1400, 1600, 1800, 2000, 2200, 2400, 2600, 2800, 3000, 3500 и 4500 метров, а также вертикальные углы в градусах (от 0° до 90°). Зубчатки кремальеры и шестерни рассчитаны таким образом, что при повороте трубы на 90°. цилиндр делает полный оборот. Цилиндр помещен внутри коробки 5, служащей кожухом прибору, при чем осью цилиндра служит проходящая через центр цилиндра трубка 6. В стенке коробки имеется вертикальная щель 7, закрытая стеклом или прозрачным целлюлоидом. Вдоль щели перемещается рамка 8, служащим для отсчета расстояний и снабжения указателем, устанавливаемым по шкале высот, находящейся сбоку щели 7. В верхней части прибора помещается лимб 9 с компасными делениями, нанесенными против часовой стрелки. Лимб имеет насеченные края и для установки компасного курса самолета вращается от руки на коробке 5, к которой прикреплен указатель 10. Лимб удерживается на крышке прибора с помощью шайбы 11, привинченной к крышке коробки 5 и удерживающей втулку 12, нижняя часть которой входит в трубку 6, проходящую через цилиндр, и имеет квадратное отверстие 13. Верхняя часть втулки соединена с указателем пеленгов 14 (горизонтальных углов) и с круглым уровнем 15.
Для установки прибора на самолете служит металлический стержень 16, отвесно укрепленный на борту или на носу гондолы (на морских самолетах). В верхней части стержня должен быть квадрат и опорное кольцо 17. При одевании прибора на стержень квадрат должен войти в отверстие втулки, а указатель пеленгов расположиться назад, точно по оси самолета. При вращении прибора указатель пеленгов остается неподвижным.
Если прибор находится в строго отвесном положении, то при наводке трубы на отдаленный земной предмет наблюдатель получает одновременно горизонтальный угол (пеленг) и расстояние до этого предмета. Для удобства наблюдений прибор устанавливается на уровне шеи наблюдателя. Все части выполняются из немагнитного металла.
Прибор позволяет ориентироваться по местным предметам как имеющимся на карте, так и по не нанесенным на карту; если самолет летит над морем, то произведенное однажды наблюдение земного предмета, имеющегося на карте, дает возможность определить местоположение самолета. Определив пеленг от земного предмета на самолет и расстояние до этого предмета и отложив на карте эти величины, получают местонахождение самолета в момент пеленгования. Повторное пеленгование того же самого предмета позволяет определить направление полета (также угол сноса и абсолютную скорость) и проложить это направление на карте. В этом случае не требуется знать положение земного предмета, и определение направления полета может быть произведено, напр., по буйку, сброшенному на воду.
В полете над сушей определение угла сноса можно производить, наблюдая смещение земных предметов относительно нитей зрительной трубы, поставленной в вертикальное положение. Абсолютную скорость можно определить, устанавливая трубу на 45° и по вертикали.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Зрительная с переменным увеличением труба для самолетов | 1924 |
|
SU1813A1 |
Учебное пособие для упражнения в решении навигационных задач в классной обстановке | 1935 |
|
SU45113A1 |
Устройство для указания курса летательного аппарата | 1927 |
|
SU8030A1 |
ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ САМОЛЕТА | 1926 |
|
SU5754A1 |
Прибор для указания курса самолета | 1927 |
|
SU5980A1 |
Указатель места и направления | 1925 |
|
SU2533A1 |
Прибор для записи пути самолета на карте | 1944 |
|
SU67848A1 |
Прибор для обучения летчиков и штурманов визуальной ориентировке и компасной навигации | 1947 |
|
SU88001A1 |
Приспособление к теодолиту для определения направления меридиана по солнцу | 1940 |
|
SU59480A1 |
Астрономическая труба для совместного определения широты времени и азимута | 1933 |
|
SU49306A1 |
1. Прибор для ориентировки самолета, характеризующийся применением зрительной трубы 1, соединенной, при помощи кремальеры 2 и конической шестерни 3, с цилиндром 4, поворотным на оси 16 и покрытым бумагой, разграфленной на клетки с нанесенными в них величинами горизонтальных проекций расстояний от самолета до земных предметов, получаемыми при наведении на последние зрительной трубы под различными углами с определенных высот, и величинами вертикальных углов в градусах, каковой цилиндр 4 помещен внутрь коробки 5 с вертикальной щелью 7, снабженной подвижной в ней рамкой 8 с указателем, служащим для установки рамки по расположенной рядом со щелью шкале высот.
2. В охарактеризованном в п. 1 приборе применение в верхней его части лимба 9 с компасными делениями, поворотно укрепленного на коробке 5, снабженной указателем 10 курса.
3. В охарактеризованном в п.п. 1 и 2 приборе применение при лимбе 9 указателя 14 пеленгов, насаженного на ось 16 и располагаемого по направлению оси самолета.
Авторы
Даты
1927-08-31—Публикация
1925-09-03—Подача