Устройство для указания курса летательного аппарата Советский патент 1929 года по МПК G01C21/00 G01C21/22 

Описание патента на изобретение SU8030A1

При навигации воздушных судов особо затруднительным является такого рода да распознавание и учет сноса, вызванного боковый ветре л, по отношению к курсу, проложёйному по карте, с поправками на компас (склонение, девиация), т..-е. локсодромии, при котором имелась бы возможность в любой момент без сложных расчетов определить тот компасный курс, который, при данном сносе воздушного судна, ведет к цели полета.

Для этого предлагалось особому наблюдателю следить за боковым перемеш,ением земных предметов по отношению к самолету, при помош,и визирного приспособления и отклонение их от курса, пролетаемого самолетом, переносить на подвижной указатель на компасе, предварительно установленный в положение, соответствующее полету без сноса, а летчику-стараться править самолетом таким образом, чтобы стрелка компаса постоянно совпадала с этим указателем. Если таким образом удастся добиться того, что смещение земных предметов будет происходить параллельно курсу летательного Аппарата без сноса, то летчику достаточно лишь придерживаться компасного курса, задаваемого положением указателя на компасе, чтобы с достаточной точностью привести самолет к месту назначения при условии, что снос до этого времени не изменится.

Этот способ имеет, однако, то неудобство, что для навигации необходимо иметь двух человек, притом хорошо сработавшихся между собою.

Более удобным является способ навигации, в котором находят применение как принцип наблюдения перемещения земных предметов, так и перенесение величины этого перемещения на розетку компаса; этот способ настолько прост, что им свободно может пользоваться один пилот.

Этот способ навигации, как известно, характеризуется тем, что оптическим путем получаются действительные изображения подвижной части компаса и пролетаемой местности; видимое из изображения пролетаемой местности направление смещения земных предметов пе:реносится оптически или механически на изображение компаса и, наконец, воздушное судно приводится соответствующими поворотами в такое положение, в кбтором направление смещения изображений земных предметов совпадает ; «видимым, из изображения компаса направлением полета без сноса.

Настоящее изобретение и кас,ается устройства для указания курса летательного аппарата, основного (устройства) на последнем способе. В основном это устройство сводится к тому, что два оптических прибора отбрасывают изображение компаса и, соответственно, пролетаемой местности на проекционный экран, напр., матовые стекла, целесообразно расположенные вплотную друг к другу на высоте глаза и в направлении зрения летчика, таким образом, чтобы он мог легко наблюдать их, нЙ отвлекаясь, на-сколько возможно, от наблюдения за горизонтом, необходимым для соблюдения равновесия, и за другими приборами. Каждый экран снабжен поворотными указателями, чгвязанными друг с другом для однозначущей перестановки} дающими возможность переносить направление смещения земныХ предметов на изображение компаса.

Предлагаемое устройсто показано на прилагаемых чертежах, где фиг. 1 и 2 изображают продольный разрез приспособлений, служащих для получения действительных изображений компаса и земной поверхности; фиг. 3 изображает оба приспособления так, как.они видны от летчика, и фиг. 4-б - схему решения заданной навигационной задачи в плоскости карты или компаса; фиг. 7-8 дают изображения на экранах, соответствующие фиг. 4-б, в том виде, как они были бы видны в приспособления} по фиг. 1-3; и фиг. спереди на другую комбинацию экранов.

Приспособление, изображенное на фиг. 1 и служащее для воспроизведения изображения компаса-, состоит из камеры 1, внутри которой изображение карданно - подвещенного компаса 2, освещаемого, в случае надобности, лампами 3, отбра &ывается посредством линзы 4 и плоского зеркала 5 на матовую пластинку 6, с установленным на ней вращающимся указателем. Крыщка 15 на камере 1 допускает возможность перестановки укрепленного на подвижной части компаса указателя 16, служащего для отметки компасного курса. Таким образом, изображение компаса на экране будет зеркальным изображением оригинала.

Фиг. 2 показывает подобную же камеру 8, в которой отбрасывается на матовую плаСтинку 13, с укрепленным на ней вращающимся указателем, изображение земной поверхности, при помощи зеркала 11 и линзы 9.

Как видно из фиг. 3, указатели 7 и 14 связаны между собою соединител ной планкой 15 и, кроме того, экран 6, воспринимающий изображейие. кфмпаса, снабжен непсчвижной меткой 17, Воказывающ й направление продольной оси летательного аппарата.

Для обяснения пользования приспособлением и способа его работы, иллюстрируемого фиг. 5-8, будет рассмотрено решение следующей навигационной задачи по фиг. 4.

Воздушное судно имеет задание лететь из пункта А в пункт В, что соответствует по карте курса а 53 по отношению к географическому меридиану, обозначенному направлением is - S. Пусть будет угол склонения компаса в среднем для пунктов Л и JS-|-5°. Пусть для определенного таким образом магнитного курса 48° девиация равна-(-8° и, таким образом, если бы не было бокового ветра, судну следовало бы лететь по курсу без сноса .

Пусть скорость воздушного судна по отношению к воздуху выразится отрезом АС. При боковом ветре, величина и направление которого заданы отрезком CD, воздушное судно, летящее с углом а своей продольной оси. по отношению к меридиану, попадает вместо пункта С (на направлении в В) в пункт D и земные предметы смещаются под углом DAG р к продольной оси летательного аппарата.

Чтобы бороться со сносом, летчик должен совместить продольную ось летательного аппарата с направлением АЕ, определяющимся из треугольника скоростей AEF, где АЕ АС скорость воздушного судна относительно воздуха и скорость ветра. Направленное таким образом воздушное судно передвигается по правильному курсу AFK; его продольная ось -составляет с меридианом угол «о. Новый угол сноса ъоо6щ& не равен вышеупомянутому углу сноса р, и, таким образом, его определение не служит мерилом требуемого яугла опережения отсюда также становятся ясными трудности воздушной навигаций, в особенности над однообразной,трудно различимой или незнакомой местностью.

В противовес этому изобретение дает возможность легко и просто определять правильное направление оси воздушного судна, как это видно из фиг. 5-9.

Фиг. 5 представляет воздушное судно, летящее из пункта А по направлению к Д вместе -с увеличенным изображением его компаса. Продольная ось воздушного судна лежит параллельно направлению-4В; она образует угол а с меридианом и угол р с направлением полета (стрелка Pi). Стрелка 16 на розетке компаса установлена согласно курсу без сноса на угол aj - 40° и, поэтому, совпадает s- постоянной маркой 17, указывающей направление продольной оси судна.. Кажущееся пёремещение земных предметов происходит, как это доказывают стрелки .Т, в направлении, противоположном направлению полета, обозначенному стрелкой Р под углом р к оси воздушного судна.

Фиг. 7 показывает изображение в навигационном приспособлении.

соответствующее этому полету, при чем, как уже было упомянуто, изображения компаса и пролетаемой местности проектируются зеркально относительно оси воздушного судна. Если переставить указатель 14, а с ним и указатель 7, какэто указано на чертеже, в направлении перемещения земных предметов, то угол между указателями 7 и 16 будет соответствовать углу сноса р.

Для того, чтобы перевести теперь, воздушное судно, на правильный путь, пилот поворачивает его рулем поворота до тех пор, пока указатель 16 и указатель 7, переставляемый в соответствии, с наблюдаемым изображением перемещения земных предметов, не покроют друг друга (фиг. 8). В этот момент воздушное судно заняло положение, изображенное на фиг. б, когда направление перемещения земных предметов (стрелки )-параллельно избранному направлению полета (стрелка РЗ), заданному указателем 16, т.-е. воздушное судно двигается по правильному курсу в направлении на В. Пилоту теперь необходимо лишь наблюдать за тем, чтобы указатель 14 занимал бы все время положение, параллельное направлению перемещения земных предметов, и чтобы оба указателя 7 и 16 перекрывали друг друга.

При поворотах воздушного судна компасный угол (между северным концом, стрелки и постоянной меткой 17) увеличивается и может случиться, что вследствие этого изменится также и девиация (принятая в вышеприведенном примере равной -{- 8°). В этом случае указатель 16 после поворота не будет больше точно указывать направление А-В, а будет отклоняться от него на величину разности девиаций. В большинстве случаев это отклонение настолько мало, что им можно пренебречь, с другой же стороны его легко можно принять во внимание тем, что по определенному после поворота компасному углу берется из таблиц новая девиация, определяется снова компасный курс из

величины склонения и девиации, на него ставится указатель 16 и изображение вновь установленного указателя снова приводится в совпадение с направлением перемещения земных предметов. Точно таким же образом можно, разумеется учитывать при длинных перелетах и изменение склонения.

Изображения пролетаемой местности и компаса могут при соответствующих оптических приспособлениях лежать ни одно около другого, а одно внутри другого, как это изображает фиг. 9. В этом случае для наблюдения и перестановки от руки в месте обоих указателей 14 и 7 необходим лишь- один указатель 18, простирающийся на оба изображения 19 и 20. Наконец, можно проектировать на изображение, земной поверхности только один указатель курса 16, хотя бы в виде светящейся линии; таким образом, особые указатели становятся излишними и исчезает необходимость каких бы то ни было манипуляций с приспособлением во время полета, чем достигаются особые удобства навигации воздушного судна.

На тот случай, если снабжение розетки компаса указателем курса 16 пpeдcтaвляet затруднения или вызывает неудобства при манипулировании им,-он также .может быть связан с одним из переставляющихся указателей, или, наконец, заменен вращением одного из изображений (например вращением зеркала 5 или 11 вокруг оси луча).

Предмет патента.

1. Устройство для указания курса летательного аппарата, характеризующееся применением; двух оптических приборов, отбрасывающих, изображения компаса и пролетаемой местности на экран б, 13 и снабженных указывающими приспособлениями 7, 14, 18, служащими для переноса направления перемещения земных тпредметов на изображения компаса.

2.Видоизменение охарактеризованного в п. 1 устройства, отличающееся применением двух расположенных один возле другого экранов б и 13, служащих для приема изображений компаса и пролетаемой местности и снабженных, каждый, отдельным подвижным указателем 7, 14, каковые указатели связаны друг с другом с целью координирования их передвижений.

3.Видоизменение охарактеризованного в п. 1 устройства, отличающееся тем, что экраны 19 и 20, служащие для приема изображений компаса и пролетаемой местности расположены концентрично один внутри другого и имеют общий устанавливаемый указатель 18 (фиг. 9).

4.Видоизменение охарактеризованного в п. 1 устройства, отличающееся тем, что, вместо отбрасывания изображения всего компаса на изображениепролетаемой местности, применено отбрасывание изображения только одного указателя, задающего положение компаса, с целью устранения особых устанавливаемых указателей.

5.В охарактеризованных в п. п. 1--3 устройствах применение вместоуказателя курса 16 приспособления, дающего возможность вращения одного из изображений,-компаса или, пролетаемой местности, напр., посредством вращения отражающего зеркала 5 или 11.

фиг. 2

fiхА

ff

фиг9

Похожие патенты SU8030A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ И ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ С ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА КУРСОВ И СКОРОСТИ ЕГО ПО ОТНОШЕНИЮ К ЗЕМЛЕ, А ТАКЖЕ СКОРОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ВЕТРА 1927
  • Г. Юнкерс
SU6551A1
СПОСОБ И ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛА СНОСА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 1927
  • Г. Юнкерс
SU6541A1
Учебное пособие для упражнения в решении навигационных задач в классной обстановке 1935
  • Иванов Ю.П.
SU45113A1
СПОСОБ ДИСТАНЦИОННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ НАЗЕМНОГО (НАДВОДНОГО) ОБЪЕКТА 2020
  • Евдокимов Сергей Викторович
  • Платонов Александр Львович
  • Лутков Михаил Сергеевич
  • Куштанов Георгий Ринатович
  • Сергеев Алексей Игоревич
  • Пономарев Андрей Владимирович
RU2749194C1
СПОСОБ ЗАХОДА НА ПОСАДКУ 2002
  • Александров В.К.
RU2242800C2
КОМПЛЕКС НАВИГАЦИИ И ЭЛЕКТРОННОЙ ИНДИКАЦИИ 2003
  • Волков Г.И.
  • Коржуев М.В.
  • Родин Л.В.
  • Савин В.А.
  • Сеземов С.Н.
  • Зайцев Ю.А.
RU2215995C1
Способ магнитометрической разведки 1932
  • Кузнецов П.П.
SU34086A1
Гиромагнитный дистанционный датчик курса 1944
  • Венгеров В.А.
  • Чистяков Н.И.
SU67814A1
КОМПАС ДЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 1927
  • Немчинов В.Г.
SU6230A1
Зрительная с переменным увеличением труба для самолетов 1924
  • Ильтонов А.Е.
  • Титов Л.Г.
SU1813A1

Иллюстрации к изобретению SU 8 030 A1

Реферат патента 1929 года Устройство для указания курса летательного аппарата

Формула изобретения SU 8 030 A1

SU 8 030 A1

Авторы

Г. Юнкерс

Даты

1929-02-28Публикация

1927-02-10Подача