Предлагаемое приспособление щя аранжировки музыкальных произведений предназначено для музыкантов, обладающих знанием элементарного курса теории музыки и знакомых со всеми инструментами военного оркестра, но не имеющих достаточных теоретических знаний из области гармонии и инструментовки.
На чертеже фиг. 1, 2 и 3 изображают приспособление в трех проекциях; фиК 4 И 5-таблицы переложения безтранспоиировки и с транспонировкой от 1 до 86.
Приступая к переложению, необходимо, просмотрев nkecy, найти .тон, который, строго считаясь с объёмом духовых инструмеь тов, в особенн.ости, медных, был бы удобен для пьесь и не превышал бы для инструментов в тоне В-4 диэзов ийи бемолей.
Если, пьесу лучше поднять или опустить, но из-за предполагаемой трудности переложения с транспонировкой, не оставлять ту тональность, в которой пьеса написана; следует отметить, что, пользуясь предлагаемым ключом-стороной В с поставленными там цифрами, трудность эта отпадает. При той же тональности или транспонировке в любой из тонов записывание производится машинально. Когда тон, выбран, следует проставить ключи и тональности для всех инструментов. При
малом знакомстве со сравнением тональностей инструментов разных строев, должно воспользоваться ключом-- стороной А и таблицей № 1. По выборе тона для инструментов в тоне В, .он укажет трны для инструментов в тоне Es (альты, валторны) и С (басы). Например: инструментом в тоне В нужно писать в тоне ми бемоль мажор. Взяв ключ и повернув к себе стороной А, следует поставить острый угол с буквой В на нужную тональность, в данном случае на ми бемоль мажор (3 бемоля). Острый угол с буквой С кажет на 5 бемолей- это тональность ( бемоль мажор), в которой нужно писать басам. Угол с буквой ES показывает тональность (2 бемоля) С бемоль мажор для инструментов в тоне s..
Проставив ключи и -знаки можно приступать к переложению. Имеются два способа вести переложение - без транспонировки ,и с транспонировкой. В первом случае, т.-е- при переложении без транспонировки выделить по таблице № 2а и 26 (фиг. 4) (1. аккомпанемент) гармонию сумеет каждый музыкант. Если аккорд разбросан, нужно сгруппировать его от ноты do вверх. Если ноты до нет, то от ноты ре, ми и т. д. Писать в партитуру нужно с таблиц 8а и 86. Чтобы легче было найти там нужные аккорды, имеется таблица всех
аккордов и случайных сочетаний, над кото(ыми проставлены цифры. В этой таблице № 7 найти аккорд, если он перестроен как сказано выше, нетрудно; номер его поможет отыскать этот в таблицах № 8а и Qb.
Отыскав аккорд и стоящие под ним на следующей линейке б нот, следует слева, первые из них писать: верхнюю - первому альту и йижнюю-второму альту; средние две ноты принадлежат валторнам, первой и второй; третья -первому альту и нижняя-второму альту; средние две ноты принадлежат валторнам-первой и второй; третья пара, второму и третьему тенорам. Например, нужно написать аккорд до, ми соль. Втаблице №7 отьаскивается этот аккорд, находящийся под № 57. Отыскав этот номер в таблицах № 8а и бб, находят и нужный аккорд до, ми, соль. Первому альту писать ре, второму си; первой валторне см, второй соль; второму тенору до и третьему соль. Наглядней это покажет пример № 3.
Если надо поставить аккорд со случайными знаками, следует ставить знаки на те ноты, фЬрма которых будет совпадать с формой ноты со случайным знаком. НаТ1ример, в аккорде ми, соль Дмэз, си (таблица № 8, аккорд 59), первому альту писать не ре, а ре бенопъ и третьему тенору не соль, а диэз. В этом.же случае, если первому альту в ключе уже поставлен на ноту/) бемоль, а третьему тенору бемоль на ноту соль, то вместо диэзов следует ставить бекары. I
- 2 -
Какими знаками писать, т.-е. половинными, четвертями или другими, укажет или перекладь(ваемая пьеса, или собственный вкус.
Все, что было сказано в связи с переложением аккомпанемента без транспонировки, касается-переложения и с транспонировкой, но при транспонировке надо писать,не ту группу нот, которая написана под аккордом, а которая будет указана ключом стороной В одним из длийных острых yrhoB. На стороне В ключа поставлены шесть Цифр. Цифру 1 следует ставить на аккорд тогда, когда нужно этот йккорд поднять на секунду или опустить на септиму. Какую цифру ставить на аккорд при транспонировке на разные интервалы-укажет таблица № 4.
Для переложения баса служит таблица № 5, указывающая, какую ноту писать басу, когда в пьесе для него написана нота до. Зная это-нетрудно сказать, какую ноту ему писать, йогда будет другая нота. Если пьеса транспонируется, тогда писать басу ноты, указываемые цифрами (таблица № 4).
Предмет изобретения.
Приспособление для аранжировки музь1кальных произведений на оркестр, отличающееся применением движку с указ.ателями I, II, 1, 2, 3, 4, 5, б. С, В Для таблицы № 1 тональностей и таблиц № 8а и 86-разбивки аккордов по отдельным инструментам.
Л. П.
/It г у f
фиг 2
N-7.,
i I IS гг К га м 1Я Я « .
фиг 5
т а 4S я stestr к и г з е я г и м а «
Авторы
Даты
1932-04-30—Публикация
1930-07-31—Подача