Известны силовые установки газотур-бовозов, состоящие из турбины, .генератора газа, редуктора, двухвальной коробки перемены передач и системы управления.
Описываемая силовая установка отличается от известных тем, что в качестве турбины использована реверсивная двухдисковая турбина, ротор которой через редуктор кинематически связан с промежуточным валом коробки перемены передач € механическим синхронизатором и муфтой, а система управления выполнена в виде рычажно-кулачкового механизма, обеспечивающего включение механического синхронизатора и муфты и одновременно связывающего последнюю с приводом главного, запорного и реверсивного клапанов турбины. Это уменьшает инерционные нагрузк1и и крутильные колебания в элементах -передачи.
На фиг. 1 изображена принципиальная схема описываемой силовой установки; на фиг.2- конструктивное выполнение некоторых элементов схемы на фиг. 1.
На роторе 1 реверсивной тяговой турбины жестко закреплены диск 2 с лопатками прямого вращения и диск 3 с лопатками обратного вращения. Двухступенчатый редуктор состоит из планетарного механизма 4 и зубчатой пары колес 5 и 6. Две ступени скоростей коробки перемены передач обеспечиваются зубчатой парой колес 7 и 8 для первой ступени и зубчатой парой колес 9 и 10 для второй ступени. Зубчатые колеса 8 и 10 установлены на валах, опирающихся на подшипники 11, смонтированные в корпусе коробки перемены передач. На выходном валу 12 на шлицевом подвижном соединении установлена -муфта 13, с помощью Которой вал 12 может соединяться или с зубчатым колесом 8 первой ступени,
или с зубчатым колесом 10 второй ступени.
Ступицы колес 14 и 15 имеют внутренние шлицы, сопрягаемые с наружными шлицами муфты 13, и снабжены тормозными коническими поверхностями 16, сопрягаемылш в период синхронизации с коническими поверхностями тормозного барабана 17 механического синхронизатора. Через Т-образные вырезы 18 тормозного барабана проходят свободно несколько радиальных пальцев 19, жестко связывающих между собой муфту 13 с переставным кольцом 20. В паз кольца 20 входит вилка 21 с подшипниками 22 на концах. Вилка 21 cнaiбжeнa направляющей втулкой 23, скользящей по валику 24 а также хвостовиком 25,
подвижно сопряженным со штоком 26 переключения скоростей между двумя упорами 27 на щтоке 26. Шток 26 перемещается в подшипниках -28 в осевом направлении с поршнем 29 пневмоцилиндра 30. Сжатый воздух
делительный золотник 31, шток 32 которого шарнирно соединен с угловым рычагом 33 и поворотным рычагом 34, который поворачивает шток 26 на определенный угол, но не препятствует продольным перемещениям штока, :благодаря подвижному шлицевому соединению штока 26 с рычагом 34. На штоке 26 жестко закреплен барабан 35 с кулачками 36 переключения с первой ступени на вторую и кулачками 37 для переключения со второй ступени на первую, взаимодействующими с толкателем 38. Кулачок 39, работающий при включении второй ступени скорост1И с толкателем 40, служит для перестановки реверсивного клапана турбины. Толкатель Зв через рычаг 41 перемещает главный запорный клапан 42, который или перекрывает доступ газа в турбину и сообщает генератор газа через патрубок 43 и атмосферный патрубок 44 с атмобферой, или закрывает атмосферный патрубок 44 и пропускает газ в сопловый аппарат турбины.
iK системе управления также относятся пружина 45, управляющая клапаном 42, соленоид 46, рычага 47 и 48, щарнирная тяга 49, кулиса 60 и кулисная тяга 51, приводящая в действие реверсивный клапан 52, открывающий сопловой аппарат 53 диска 2 прямого вращения :и закрывающий одновременно сопловый аппарат 54 диска .3 обратного вращения.
Рукоятка 55 для реверсирования хода газотурбовоза через угловой рычаг 56 и шарнирное звено 57 переставляет кулисную тягу 51 в верхнее положение в кулисе 50. Кулисный механизм позволяет изменить направление перемещения реверсивного сдвоенного клапана 52 с .прямого на обратное при одном лишь кулачке 39 на барабане 35 и обеспечить процесс синхрониза-ции при переключении с первой на вторую ступень скорости, а также передний и задний ход транспортной машины.
Предмет изобретения
Силовая установка газотурбовоза, состоящая из турбины, генератора газа, двухвальной коробки перемены передач, редуктора и системы управления, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения «нер-ционных нагрузок и крутильных колебаний в элементах передачи,
в качестве турбины использована реверсивная двухдисковая центростремительная турбина, ротор которой через редуктор кинематически связан с прОлмежуточным валом «оро-бки перемены передач с механическим синхронизатором 1И муфтой, а система управления выполнена в виде рычажно-кулачкового механизма, обеспечивающего включение механического синхронизатора и муфты и одновременно связывающего последнюю с приводом главного,
запорного и реверсивного клапанов турбины.
25
иг IL-, ,х - злцр
f.
33)
3Z ,3/
.2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОЛЕСНАЯ БРОНЕМАШИНА | 2005 |
|
RU2314478C2 |
ТРЕХСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1962 |
|
SU147461A1 |
СИЛОВОЙ БЛОК ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ | 2002 |
|
RU2261815C2 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА ДЛЯ ПУТЕВОЙ МАШИНЫ | 2012 |
|
RU2500939C1 |
ГАЗОТУРБОВОЗ И СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ГАЗОТУРБОВОЗА | 2008 |
|
RU2363604C1 |
Трансмиссия транспортного средства | 1986 |
|
SU1414670A1 |
Коробка переключения передач | 2016 |
|
RU2643330C1 |
ГАЗОТУРБОВОЗ | 2008 |
|
RU2376484C1 |
АППАРАТ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВЕННОГОДЫХАНИЯ | 1968 |
|
SU211330A1 |
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПРИВОД СО СТРУЙНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ ДЛЯ ШАРОВЫХ КРАНОВ И РУЧНОЙ ДУБЛЕР | 2001 |
|
RU2213890C2 |
Даты
1970-01-01—Публикация