Настоящее изобретение относится к Области электроприводов переменного тока, далуакающих широкий диапазон регулирования мощных .иополЕителыных механизмов ic вентиляторным характером изменения момента сопротивления, например, в системах электродвижения Судов, IB установках мощных вентиляторов, HacoicoB и т. :п.
В известных установках тодобнаго типа применяют1ся в асновном системы генератор - двигатель тостояиного тока. Применение исполнительных двигателей переменнОГО тОка для обеспечения широкого диапазона плавного изменения скорости вращения воЗ)МОЖ1Но только с помощью автономных преобразователей частоты (вращающихся или статических), рассчитанных на полную мощность исполнительного двигателя, что требует значительного увеличения олощади и количесггва оборудования и в ряде случаев, ino условиям размещения, неприемлемо, например, в судовых условиях.
Наиболее близким к предлагаемому по существенным признакам Я1вляется судовой электропривод с исполнительным двигателем, питаемым от вращаемых с юостоянной скоростью сдвоенных генераторов переменного тока, статорная о бмотка лервого из которых включена в звезду и соединена синфазно-последовательно со статарной об1моткой второго.
причем общие :кан(цы обмоток генераторов подсоединены к сети неизменного напряжения и частоты.
Предложенный злект1р01Привод более савершенный, так как дает возможность повысить коэффициент мощности устройства и уменьшить его габариты.
Это обеспечивается тем, что в электроприводе применены исполнительный двигатель переменного тока двойного питания и преобразователь частоты, вход которого 1под1ключен к сети, выход - К обмотке ротора двигателя, а его статорная обмошка подключен а к (последовательно соединенным обмотка-м сдвоенных
генераторов.
На чертеже приведена принципиальная однолинейная схема электропривода при.менительно к гребной электрической установке, например, для пассаж1ирских судов.
iB этой схеме в качестве гребного электродвигателя предлагается использовать машину двойного питания с управлением частотой и напряжением преобразователя, зависимым от акольжения, т. е. асинхронизированным синхронным двигателем (АСД).
Сдвоенные генераторные агрегаты, каждый из которых СОСТОИТ первичного двигателя У и 2 и двух генераторов 3 т 4, 5 i 6, включаются по каналу неизменного напряжения
электростаации, а по каналу изменяемого напряжения через переключатели 10 и // на шины 12 -элактродвижания.
Агрегаты работают с иостоянной скоростью вращения, обеспечивая этим неизменную частоту :на шинах -5 ,и 12. Напряжение на шинах 9 |по1лдерживает1ся неизменным во всем диапазоне нагрузок с помощью систем 13 и 14 самовозбуждения генераторов 3 и 5.
На1П ряжен.ие ма щинах 12 может регулироваться от нуля до двойного нормального зиачения путем изменения величины и полярности тока возбуждения генераторов 4 я 6, осуществляемым с поста 15 управления.
Статор 16 АСД включается на шины 12 через реверсивный переключатель 17. Питание ;ротора ,/8 осуществляется от преобразователя }9, шодключаемого через автомат 20 к шинам 9.
Управление скоростью вращения ЛСД осуществляется одновременным воздействием на об.мот1ки возбуждения «генераторов 4 и 6 и на преобразователь ,19 с поста 15.
Частота на выходе преобразователя изменяется от нуля до номинального значения при одновременном регулирова1нии напряжения «а выходе ,прео;бразователя по олределеннаму 3aiKOHy, обеспечиваемому Соответствующим регулированием величины на1пряжвния на статоре АСД.
Реверс АСД осуществляется переключением реверсивного переключателя 17 ,в обесточенном состояниИ (|при онятам наиряжении на ши-нах 12).
iFIyoK АСД осущбст1вляется в обратной (последовательности.
1При отключении генераторов от 12 статоры генераторов 4 « 6 замыкаются накоротко при помощи переключателей 10 и 11, а их обмотки возбуждения включаются при помощи переключателей 21 и 22 на ои1стемы 23 и 24 самовозбуждения. .Генераторы 4 и 6, таки-м образом, подключаются к щ,ина1м 9 параллелыно генераторам 3 И 5.
Снижение мощности преобразователя, включенного в роторную |цепь двигателя, обеспечивается регулированием ;на1пряжения питания по определенному за1кону.
Если, ншример, пр;и вентиляторном характере момента сопротивления изменять величину напряж€1ния Ui питания по линейному закону, т. е. в относительных единицах t/i l-5 (где S - скольжение), то максимальное значение напряжения f/2 роторной цепи, изменяющееся в этом случае по закону 1/2-3(1-5), будет в четыре раза меньше, чем в случае регулирования при неизменном напряжении
питания.
.Это означает, что установленная мощность преобразоваггеля частоты, рассчитываемая на максимальное (значение тока и напряжения роторной (цепи, может быть снижена также в четыре рааа.
|Преимуществами из0(бретения жвляются: уменьшение мощности преобразователя частоты, повышение экономичности в связи с возможностью поддержания высокого коэ(ффициента мощности, (простота управления, использование (ПОЛНОЙ (мощнаст1и первичных двигателей при реверсе исполнительного двигателя, увеличение устойчи(вости системы генерирования и обеспечение 1беоперебойной параллельной ра(боты генераторных агрегатов независимо от работы исполнительного двигателя.
Предмет изобретения
Электропривод, преимущественно для пассажи(рских (Судов, с йополнительным электродвигателем, (питаемым От вращаемых с постоянной скоростью одвоевных генераторов (переменного ггока, статорная обмотка первого ИЗ которых «ключена в звезду и соединена си.нфаэнонпоследювательно со статорной обмоткой второго, еричем общ(ие концы обмоток генераторов подсоединены к сени иеизменлаго напряжения и частоты, отличающийся тем, что, с (целью повышения коэффициента мощности и уменьшения габарита, применены исполнительный дВ(игатель переменного тока двойного питания и преобразователь частоты, вход
которого подключен к сети, (выход -;к обмотке ротора двигателя, а его статор(ная обмотка подклк чена к последовательно соединенным обмоткам сдвоенных генераторов.
Даты
1970-01-01—Публикация