Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к подогреву двигателей внутреннего сгорания.
Известны устройства для регулирования температуры охлаждающей жидкости двигателей внутреннего сгорания в условиях низких температур, содержащие подогреватели жидкости, включенные в систему охлаждеиия двигателя, блоки электропитания, измерения температуры и аварийного слива воды.
Предложенное устройство отличается от известных тем, что подогреватели выполнены в виде водогрейного котла на жидком топливе и теплообменников с электронагревательными элементами, установленными в системе охлаждения двигателя. Блок измерения содержит три датчика, два из которых установлены в цепях включения и выключения электронагревательных элементов и срабатывают соответственно нри достижении максимальной и минимальной температур подогрева, а третий- в иепи переключения с одного подогревателя на другой. Такое выполнение устройства позволяет автоматически регулировать температурный режим двигателя.
На чертеже дана принципиальная схема предложенного устройства.
приводящим в действие водяной и масляный насосы, и электронагревательных элементов 3. Подогреватели питаются как от блока электропитания 4, так и от аккумуляторных батарей 5. Для автоматического поддерлсания температурного режима двигателя в цепь включен блок измерения, который состоит из температурных контактных датчиков 6-8, установленных в водяном патрубке головки блока цилиндров и отрегулированных на размыкание контактов при температурах охлаждающей жидкости свыще плюс 50, 70 и 40° С, соответственно номерам датчиков. Для включения систем подогрева, переключения с одного подогревателя на другой и нодачи световой 9 и звуковой 10 сигнализаций служат реле 11-15 и контакты 16-23. В схеме предусмотрена система 24 аварийиого слива воды с выключателями 25 и 26.
Предлагаемое устройство вводится в действие при прогретом двигателе. При подключеиии к силовой сети через контакты 16 реле 11 подается напряжение на все элементы устройства за исключением элементов котла подогрева, так как цепь к ним будет разомкнута контактами 17 и 18.
При температуре охлаждающей жидкости ниже +50° С контакты датчиков 6 к 7 замкнутся, в результате чего сработают реле 12
электродвигатель 2, приводящий в действие водяной и масляный насосы нодогревателя, и контактами 21 реле 14 - электронагревательные элементы 3.
При повышении температуры охлаждающей жидкости свыше +70° С контакты датчиков 7 разомкнутся, в результате чего реле 13 отключит электродвигатель 2 насосов и электронагревательные элементы 3. При понижении температуры ниже -Ь50°С процесс повторяется.
В случае появления неисправностей в системе электронагревательных элементов или отсутствия электроэнергии температура охлаждающей жидкости падает. При падении температуры ниже -f40°C срабатывают датчик 5 и реле 15, которые включают котел 1 подогрева следующим образом: контакты датчика 8 замыкаются и включают в действие реле 15, которое контактами 22 обесточивает реле 11, вследствие чего контакты 23 подключают в сеть аккумуляторные батареи 5. При этом напряжение от аккумуляторных батарей подается на элементы котла подогрева, который вступает в действие. При достижении заданной температуры охлаждающей жидкости (-Ь70°С) датчик 7 выключит котел подогрева. В дальнейшем процесс повторяется при понижении температуры охлаждающей жидкости ниже -f-50°C. В случае полного выхода из строя подогревателей при заправке системы охлаждения водой срабатывает система 24, в результате чего осуществляется слив воды. При отсутствии электроэнергии и на длительных стоянках температурный режим двигателя поддерживается автоматически путем периодического включения котла подогрева. При этом реле 11 обесточивается, и питание элементов осуществляется только лищь от аккумуляторных батарей 5.
При разогреве холодного двигателя реле 15 и система 24 слива воды выключается с помощью выключателей 25 vi 26 с последующим их включением при повышении температуры
охлаждающей лшдкосии свыше -f-50°C.
Предмет изобретения
1. Устройство для регзлирования температуры охлаждающей жидкости двигателя внутреннего сгорания в условиях низких температур, содержащее подогреватели жидкости, включенные в систему охлаждения двигателя,
блоки электропитания, измерения температуры и аварийного слива воды, отличающееся тем, что, с целью автоматического поддержания температурного режима, подогреватели выполнены в виде водогрейного котла на жидком топливе и теплообменников с электронагревательными элементами, установленными в системе охлаждения двигателя.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что блок измерения содержит три датчика, два
из которых установлены в цепях включения и выключения электронагревательных элементов и срабатывают соответственно при достижении максимальной и минимальной температур подогрева, а третий - в цепи переключения с одного подогревателя на другой.
Даты
1970-01-01—Публикация