Устройство для регулирования температуры охлаждающей жидкости двигателя внутреннего сгорания Советский патент 1980 года по МПК F01P11/20 F02N17/04 

Описание патента на изобретение SU771353A2

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания. : По авторскому свидетельству № 614244 известны устройства для регулирования температуры охлаждающей жидкости двигателя внутреннего сгорания содержащие подогреватели в виде водогрейного котла на жидком топливе и теплообменников с электронагревательными элементами, включенные в систему охлаж дения даигателя, блоки электропитания, аварийного слива воды и измерения темггературы из датчиков, два из которых установлены в цепях включения и выклк чеиия электронагревательных элементов и срабатьгаают соответственно по достижении максимальной и минимальной температур подогрева, а третий - в цепи переключения с одного подогревателя на другой, причем водогрейный котел снабжен топливоотсосным клапаном с исполнительным механизмом управления, по/ь ключенным к цепи переключения с помощью блока регулирования, снабженного тепловым реле. Данное устройство может включать в действие или водогрейный котеп или теплообменник с электронагревательными элементами; что не обеспечивает быстрый первоначальный, зависящий от температуры окружающего воздуха, разогрет двигателя. Кроме того, в этом устройстве не предусмотрено отключение водогрейного котла во время axj розжига при выходе из строя свечей зажигания, что может привести к взрьту котла. Целью изобретения Является сокращение времени разогрева двигателя. В предлагаемом устройстве это достигается тем, что в цепь переключения подогревателей включен дополнительный блок регулировгания, исполнительные элементы которого через выключатель связаны с цепью электронагревательных эл&ментов. 37 На чертеже представлена принципиальная электрическая скема предлагаемого устройства. Устройство содержит водогрейный котел 1, насосный агрегат 2 с топливным насосом, вентилятором и эпектродвигателем, электроприводной водяной насос 3, электронагревательные элементы 4, Источник питания выполнен в виде преобразователя 5 сетевого напряжения и аккумуляторных батарей 6, Для автоматического поддержания температурного режи ма двигателя в цепь включен блок измерения, который состоит из температурных контактных датчиков 7, 8 и 9, установленных в водяном патрубке (на чертеже не показан) головки блока цилиндров и отрегулированных на размыкание контактов при температурах охлаждаюшей жидкости свыше плюс 50, 70 и 40 С соответственно номерам датчиков. В цепи установлены эпементы светово 10 и звуковой 11 сигнализации, предохранители 12, реле 13 - 27 и датчик 28 температуры отработавших газов камеры сгорания водогрейного котла. Реле снабжены контактами 29 - 53. Кроме того, в цепи установлены температурный выклю чатель 54 свечей зажигания искровой 55 и накаливания 56, которая снабжена контрольной спиралью, и выключатель 57, Топливный насос подключен к электро двигателю насосного агрегата 2 через электромагнитную муфту включения 58. Датчик 9 и реле 16 и 17 блока регулирования электронагревательных элементов 4, датчик 28 и реле 21, 22, 26 и 2 7 блока регулирования водогрейного ко ла 1 образуют дополнительный блок регу лирования, подключенный своими исполнительными элементами через выключатель 59, установленный параллельно контакту ЗО, и контакты 34, 51 и 33 к иепи электронагревательных элементов. Устройство может вводиться в действие как при прогретом двигателе, так и для его первоначального предпускового разогрева. При подключении к силовой сети напряжение подается на все элементы устройства, за исключением элементов водо грейного котла 1, так как депь к ним разомкнута контактами 51. При температ ре охлаждающей жидкос ти ниже 50° С контакты датчиков 7 и 8 замкнуты. При подаче напряжения срабатывает реле 16, контакты 29 которого замыкаются, приведя в действие реле 1 34 оно, размыкая контакт 51, отключает цепь водогрейного котла. При этом срабатывает реле 15 и блокирует контактом 43 контакт 31, а реле 13 своим контактом 45 включает в действие реле 14, которое контактом 50 приводит в дейст вие электродвигатель водяного насоса 3. Одновременно начинают работать электронагревательные элементы 4. По достижеНИИ температуры охлаждающей жидкости свыше 50 С срабатьтает температурный датчик 7 и размыкается контакт 31, но ток продолжает поступать через контакт 43и нагрев продолжается. По достижении температуры свыше 70° С срабатывает датчик 8 и контакт 33, размыкаясь, отключает электронагревательные элементы от сети. Схема обесточивается и переходит в исходное состояние. При снижении температуры ниже 50 С цикл повторяется. В случае отсутствия или отключения электрической энергии при падении температуры ниже 40 С срабатывает датчик 9 и замыкает контакт ЗО в цепи водогрейного котла 1, при этом контакты 32 и 34 замыкаются. Реле 16 обесточивается и своим контактом 29 выключает реле 17. Обесточенное реле 17 замыкает контакт 51, а реле 14 размыкает контакт 50. Напряжение от аккумуляторных батарей 6 приводит в действие реле 24, кото-, рое своим контактом 35 подключает реле 23 к сети, а оно включает контактами 52 и 53 электродвигатели насосного агрегата 2 и водяного насоса 3 соответст венно. Вентилятор насосного агрегата производит продувку котла 1. Реле 22, срабатывая, своим контактом 36 блокирует контакт 32.Через 1О-15 c, срабатывает реле 25 и своим контактом 44подключает свечи 55 и 56. Свеча накаливания 56 начинает нагреваться, при этом нагревается и контрольная спираль датчика 28. По достижении заданной температуры датчик 28 замыкает контакт 38 и подключает реле 18 и 26. Реле 26 блокирует своим контактом 42 контакт 40 и отключает реле 27 своим контактом 41.Одновременно включается контакт 39 и подключает реле 19, которое его блокирует своим контактом 37. Происходит подключение топливного насоса посредством электромагнитной муфты 59 к электродвигателю насосного агрегата 2. Про исходит подача топлива и водогрейный котел 1 начинает работать.

57

По достижении температуры выхпопнык газов свыше 2ООС срабатывает датчик , 28 и подключает реле 20, которое размыкает контакт 46 н отключает свечи 55 и 56. Работа продолжается за счет факе па. После отключения свечей 55 и 56 реле 18 обесточивается, так как остьюае контрольная спираль и размыкает контакты 38, 39 и 40. Реле 26 остается подключенным за счет контакта 42 и топлив ный насос продолжает работать, так как реле 19 контактом 37 блокирует разомкнувшийся контакт 39,

По достижении температуры свыше датчик 7 размыкает контакт 32, но система продолжает работать за счет замкнутого контакта 36. По достижении температуры свыше 7О-С срабатывает датчик 8 и отключает цепь с помощью контакта 34. Цепь обесточивается и nppfходит в исходное состояние. Однако реле 24 имеет выдержку времени при размыкании, поэтому в течение 25-30 с реле 24 остается подключенным к цепи и электродвигатель агрегата 2 работает на продувку котла 1. Топливный в это время отключен. Далее цикл повторяется при по нижении температуры ниже бО С.

3 случае выхода из строя обеих свечей 55 и 56 реле 18 и 26 не срабатывают, топливный насос не подключается, однако электродвигатель агрегата 2 работает, происходит продувка котла. Контакт 41 остается замкнутым и срабатывает реле 27 (через 25-30 с после подключения к цепи), которое замыкает контакт 47 и подключает реле 21. При этом происходит блокировка контакта 4 7 контактом 48, а размыканием контакта 49 отключается цепь котла 1 и подается звуКОБОЙ и световой сигналы. Выключателем 5 7 полностью отключается цепь.

536

Лля сокра Г1енкя времеигг первоначального разогрева лвигатепя можно включить в действие оба подогревателя с помощью дополнительного блока регул фования. Для этого предусмотрен выключатель 59, который блокирует разомкнутый контакт 30 при работавших электронагревательных эггементак 4. При этом электродвигатель водяного насоса 3 работает от сети чере замкнутей контакт 50, а все остальные элементы котла 1 работают от напряжени аккумуляторных батарей 6 через выклк чатепь 5 9. По достижении температуры 70 ° С датчик 8 размыкает контакт 33 и выключает эггектрокагревателькые элементы, а контактом 34 цепь котпа 1. В дальнейшем целесообразно выключателем 59 отключить цепь водогрейного кот ла 1.

Применение описанного устройства на автомобильном транспорте позволит в мин Ш1Ьное врэ.гя осушествлять разогрев ДЕТсгателей и содержать их в постоянном эксплуаташвднном темперзтурнок( pejKiovfe, что даст вoз.шж;нocть запускать двигатели в любой момент с одновременной их постановкой под нагрузку . Прга генение узла отютючения системы прк отказе свечей способствует повышенню безопасности работы водогрейного котла прн автоматичес-кой работе подогревателя. Формула 1Г 3 о б р е т е н и я Устройство для рег2,лирования температуры Охлаждающей жидкости двигателя .внутреннего сгорания по авт. св. № 614244, отличающееся тем, что, с Целью сокращения времени разогрева двигателя, в цепь переключения подогревателей включен дополнитепьный блок регулирования, исполнительные элементы которого через выключатель связаны с цепью электронагревательных элементов.

Похожие патенты SU771353A2

название год авторы номер документа
Устройство для регулирования температуры охлаждающей жидкости двигателя внутреннего сгорания 1976
  • Гаркуша Иван Филиппович
SU614244A2
УСТРОЙСТВО для РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГОСГОРАНИЯ 1970
SU262545A1
Устройство для подогрева двигателя внутреннего сгорания 1981
  • Гаврилов Александр Константинович
  • Суриков Петр Михайлович
SU985395A1
Пусковое устройство для дизельного двигателя 1982
  • Кокотов Борис Семенович
  • Корец Леонид Михайлович
SU1032206A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПУСКОВОГО ПОДОГРЕВА 1991
  • Рощупкин Владимир Витальевич
  • Глебов Алексей Николаевич
RU2017989C1
Устройство для управления насосным агрегатом мелиоративных насосных станций 1984
  • Мамедов Юрий Мусаевич
SU1276745A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСНОГО АГРЕГАТА 1970
SU273324A1
Устройство для защиты отопителя транспортного средства 1980
  • Акимов Виктор Владимирович
  • Кокотов Борис Семенович
  • Корец Леонид Михайлович
SU954262A1
Устройство для обогрева салона транспортного средства 1978
  • Королев Эдуард Александрович
  • Федоров Виталий Алексеевич
SU664860A1
Устройство для аварийной защиты двигателя внутреннего сгорания 1981
  • Богачев Леонид Алексеевич
  • Гуревич Владимир Павлович
  • Новосельский Борис Наумович
  • Сиротин Борис Георгиевич
SU985340A2

Иллюстрации к изобретению SU 771 353 A2

Реферат патента 1980 года Устройство для регулирования температуры охлаждающей жидкости двигателя внутреннего сгорания

Формула изобретения SU 771 353 A2

SU 771 353 A2

Авторы

Колодяжный Сергей Дмитриевич

Гаркуша Иван Филиппович

Даты

1980-10-15Публикация

1976-07-12Подача