Известны электрические машины с циркуляцией воздуха по радиальным и аксиальным надназовым каналам, выполненным в магнитонроводе статора, статорная обмотка в назах которого закреплена при помощи клиньев.
Поскольку надпазовые каналы расположены в зоне с максимальными потерями, их роль в охлаждении маиднны является решающей, а поскольку но электромагнитным соображениям их сечение должно быть минимально возможным - необходимо максимально уменьшить аэродинамическое сопротивление всех элементов данной цепи, нрежде всего прохождения воздуха из радиальных каналов в надназовые. Данный переход представляет поворот струи воздуха на 90°, т. е. последовательное движение струи воздуха в тангенциальном, затем в аксиальном направлениях.
Известно, что подобные повороты обуславливают значительные потери статического нанора и требуют проведения ряда конструктивных изменений, направленных на уменьшение потерь напора. Паиболее эффективным конструктивным решением является выполнение плавных поворотов, т. е. скругление острых углов в местах поворота. В технике, в том числе и в электрических машинах, используется множество конструктивных решений, направленных на выполнение илавных поворотов потоков воздуха. Например в пазовых
клиньях крупных электрических машин с классической радиальной системой вентиляции клинья в области радиальных каналов выполняются со скосом.
Однако в электрической машине с указанной выше системой вентиляции клин подобной конструкции не может дать значительного положительного эффекта, облегчая поворот воздуха из радиального канала в тангенциальном направлении, он не способствует последующему повороту воздуха в надпазовый канал.
Предложенная машина отличается от ичвестной тем, что с целью снижения сопротивления потоку охлаждающего воздуха клинья в своей средней части снабл ены выступом с высотой, равной высоте надиазового канала, в котором симметрично его иоперечной осн выполнены С-образные вентиляционные каналы.
Па чертеже изображены предложенный клин и машина с симметричной аксиальной системой веитиляции, продольный разрез.
Клин состоит из основания 1 и выступающего над ним элемента 2, в котором выполнены симметричные С-образные вентиляционные каналы 3, обеспечивающие плавный переход струи воздуха. После охладителя 4 воздух проходит к центру мащины по радиальным каналам 5, выиолненным между средними и крайними пакетами сердечника, затем проходит по аксиальным 6 и надпазовым 7 каналам крайних пакетов, после чего отводится вентиляторами 8. В местах прохода воздуха из радиальных каналов в надпазовые расположены клинья 9 предложенной конструкции. То обстоятельство, что выступ клина заполняет полностью надпазовый канал в среднем пакете и препятствует теплопередаче с поверхности пакета в иадпазовый канал, не является существенным, так как средний пакет выполняется относительно небольшой ширины, достаточной для эффективного его охлаждения через поверхности в радиальных каналах.
Клин предлагаемой конструкции может быть использован и при направлении потока
воздуха, обратном описанному, т. е. при н гиетательной системе вентиляции.
Предмет изобретения
Электрическая машина с циркуляцией воздуха по радиальным и аксиальным надпазовым каналам, выполненным в магнитонроводе статора, статорная обмотка в пазах которого закреплена при :помош,и клиньев, отличающаяся тем, что, с целью снижения сопротивления потоку охлаждающего воздуха, указанные клинья Б своей средней части снабжены выступом с высотой, равной высоте иадпазового канала, в котором симметрично его поперечной оси выполнены С-образные вентиляционные каналы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВПТБ | 1973 |
|
SU389596A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1971 |
|
SU414683A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2007 |
|
RU2350006C1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1992 |
|
RU2047257C1 |
Электрическая машина | 1975 |
|
SU888276A1 |
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2000 |
|
RU2220491C2 |
Электрическая машина | 1940 |
|
SU62072A1 |
СПОСОБ ГАЗОВОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 2003 |
|
RU2258295C2 |
Электрическая машина с газовым охлаждением | 1982 |
|
SU1056375A1 |
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2010 |
|
RU2438224C1 |
Даты
1970-01-01—Публикация