1 Изобретение относится к механизмам свободного хода общетехнического назначения и преимущественно может быть применено в импульсных вариаторах. Известен механизм свободного хода имнульсного вариатора с несоосным расположением ведущего и ведомого валов. На ведомом валу установлены колеса, снабженные кольцевыми проточками, на торцовых обращенных друг к другу поверхностях которых выполнены клиновидные кольцевые канавки. В проточке колеса установлена подвижно головка щатупа, в цилиндрической расточке которой, выполненной параллельно оси вращения ведомого колеса, помещен -стака-н. Стакан несет на торце клин, входящий в одну из канавок «а торце проточки ведомого колеса, и имеет отверстие, перпендикулярное оси стакана, в которое входит валик, снабженный в среднем сечении эксцентричной щейкой. На ней поворотно размещен второй клин, сопрягающийся с другой канавкой на торце проточки ведомого колеса. Этот механизм работает по принципу заклинивания и расклинивания клиньев в Соответствующих канавках колеса в зависимости от направления силы трения на поверхностях. Заклинивание произойдет в том случае, если угол между линией, проходящей через ось качания валика и ось его эксцентрика, и осью 2 стакана будет больще нуля, но меньще некоторого значения, определяемого из условия заклинивания. В процессе работы механизма износ поверхностей приводит к уменьщению угла заклинивания. В определенный момент угол будет равен нулю. В результате механизм выйдет из строя. Для увеличения срока работы механизма следует увеличить радиус эксцентриситета щейки валика. Конструктивно это может быть достигнуто только путем увеличения ее диаметра. В заклиненном состоянии на валик действует -изгибающая сила, значительно превыщающая полезное окружное усилие, передаваемое на колесо. Так, например, если угол клиньев равен 40°, а коэффициент трения на поверхностях заклинивания - 0,08-0,1, то изгибающая валик сила будет ориентировочно в 2-1,7 раза больще полезного окружного усилия «а колесе. Это ограничивает несущую способность механизма в целом и увеличивает его габариты. Цель изобретения .- увеличить передаваемые усилия и срок работы механизма. которых вставлен в предусмотренные в стакане и к.гине соосные цилиндрические гнезда. Продольные оси гнезд перпендикулярны оси колеса, причем прямая, соеди-няющая центры нормального сечения валиков, наклонна к оси расточки головки шатуна, а расстояния между продольными осями гнезд и валиков равны. На чертеже изображен предлагаемый механизм свободного хода. Функционально детали предлагаемого механизма разделить на относящиеся к ведомому и к ведущему звеньям. Ведомое звено содержит колесо /, к которому Нвповоротно прикреплены диски 2 н 3. На их торцовых поверхностях, обращенных друг к другу, выполнены кольцевые .ка«авкн, имеющие в радиальном сечении трапецеидальную форму. Ведущее звено содержит шатун 4, хонец которого, обращенный к колесу, имеет цилиндрическую расточку, пара.ллельную оси вращения ведомого колеса. В расточку поворотно помещен стакан 5, Несущий на торцовой поверхности клин, рабочие поверхности которого контактируют с соответствующими поверхностями диска 2. Стакан имеет цилиндрическую расточку, перпендикулярную оси стакана, в которую поворотно входит валик 6. Вдоль оси валика 6 имеется паз, аналогичный щпоночному, в который шлицем входит валик 7. Валик 7 прикреплен винтами 8 « Валику 6j а цилиндрической поверхностью сопрягается с клином .9. Рабочие поверхности клина 9 контактируют с соответствующими поверхнОСтями диска 3. Кроме того, в стакане имеется неглубокий паз, в который одним концом входит плоская пружина 10. Другой конец Пружины, упираясь в лыоку валика 6, стремится повернуть его. Создается некоторая начальная сила, с которой клин 9 прижИ|Мается к диску 3. Расстояние между дисками выбрано таким, чтобы угол р, образованный линией, проходящей через центры валиков 6 и 7, и осью стакана всегда был больше нуля, но меньще угла трения. Предлагаемый механизм начинает передавать движение с ведущего звена на ведомое при относительной скорости звеньев, направленной в сторону увеличения угла р. На рабочих поверхностях клиньев возникает сила тредия, имеющая противоположное направление. При этом выбранное значение угла р обеспечивает заклинивание «линьев в канавках дисков. При изменении нанравления относительной скорости меняется и нанравление Силы трения. В результате автоматически происходит расклинивание клиньев, и передача движения на ведомое колесо прекращается. Механизм с двумя соединенными валиками позволяет выбрать расстояние между центрами этих валиков достаточно больщим. При необходимости это расстояние может быть увеличено установкой между валиками дистанционной пластины. Предмет изобретения Фрикционный механизм свободного хода импульсного вариатора, содержащий ведомые колеса с кольцевыми проточками, головку шатуна с цилиндрической расточкой, ось которой параллельна оси колес, установленный в этой расточке стакан, снабженный На торце клином, и щарнирное соеди-нение стакана с клином, отличающийся тем, что, с целью повышения Передаваемых усилий и долговечности, шарнирное соединение стакана с клином выполнено в виде двух соосно расположенных и неподвижно соединенных мелсду собой валиков, каждый из Которых вставлен в предусмотренные в стакане и клине соосные цилиндрические гнезда, продольные оси которых ерпендикуляры оси колеса, нричем прямая, соединяющая центры нормального сечения валиков, наклонна х оси расточки головки шатуна, а расстояния мелоду Продольными осями гнезд и валшшв равны.
г-г
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА ИМПУЛЬСНОГО ВАРИАТОРА | 1971 |
|
SU293148A1 |
МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА ИМПУЛЬСНОГОВАРИАТОРА | 1971 |
|
SU293147A1 |
КЛИНОВАЯ МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА | 2001 |
|
RU2221941C2 |
ЭКСЦЕНТРИКОВАЯ ВЫСОКОМОМЕНТНАЯ ОБГОННАЯ МУФТА | 2002 |
|
RU2229630C2 |
ЗУБЧАТАЯ ОБГОННАЯ МУФТА | 2005 |
|
RU2298711C2 |
ИМПУЛЬСНАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2002 |
|
RU2240456C2 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2146010C1 |
ИМПУЛЬСНАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2002 |
|
RU2240455C2 |
Муфта | 1989 |
|
SU1803631A1 |
ПОЛЗУН КРИВОШИПНОГО ПРЕССА | 2001 |
|
RU2210505C2 |
Авторы
Даты
1970-01-01—Публикация