МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА ИМПУЛЬСНОГОВАРИАТОРА Советский патент 1971 года по МПК F16D41/00 

Описание патента на изобретение SU293147A1

Изобретение относится к механизмам свободного хода общетехнического назначения п может быть применено, в частности, в импульсных вариаторах.

Известен зубчатый механизм свободного хода песоосного импульсного вариатора, в котором для уменьшения подрессоренных масс каждое зубчатое колесо главного механизма вариатора на наружной поверхности снабжено Кольцевой нроточкой.

Па торцовых поверхностях этой проточки, обращенных друг к другу, выполнены радиально расноложенные храновые зубья.

В кольцевой проточке размещена головка щатуна, в цилиндрической расточке которой, параллельной оси вращения зубчатого колеса, помещены вставленные один в другой два стакана. На наружных торцах стакана имеются храповые зубья, аналогичные зубьям на колесе. Стаканы подпружинены н поэтому постоянно п-рижпмаются своими зубьями к зубьям колеса и зафиксированы во избежа ше поворота относительно колеса.

Онисанный известный механизм свободного хода работает по принципу зацепления. В этом его главное преимущество перед известными фрикционными механизмакгн свободного хода, например, роликового типа, так как с помощью зубчатого механизма, так же какн в зубчатой передаче, вариатор может нередавать практически неограпнчеппые крутящне моменты.

Недостатки описанного известного зубчатого механизма состоят в том, что он, взаимодействуя с четырехзвенником приводного механизма, характеризуется значительно большим временем холостого хода, чем рабочего. Это означает нрименительно к указанному известному механизму, что зубья на торцах стаканов скользят по зубьям колеса. Так как стаканы находятся под действием пружины, посюянно прижимающей их зубья к зубьям колеса, то при холостом ходе указанного механизма возникает значительный шум, и механизм интенсивно изнашивается.

Цель изобретения состоит в уменьшении уровня шума и износа зубьер, а также в повыщенни долговечности механизма.

Поставленная цель достигается тем, что устройство периодического движения выполнено в виде установленного в расточке головкп шатуна стакана с прямоугольным вырезом и колодок с пазами на наклонных поверхностях. В вырезе стакана установлен клин с паправляющимп, входящими в назы колодок, на торцовых поверхностях которых нанесены храновые зубья, взаимодействующие с зубьями на торцовых поверхностях колес, а в теле колодок выполнены перпендикулярно осн колеса гнезда с установленным в каждом

из них подпружиненным пальцем. В стакане имеется также продольный паз, в котором жестко установлена планка с выступающими за пределы концами, обеспечивающими иаправление головки щатуна по наружной поверхности проточки колеса.

На чертеже показан вариант конструкции описываемого механизма. В механизме детали, связанные с ведущим звеном - щатуном /, размещены в цилиндрической нроточке, параллельной оси вращения ведомого звена - храпового колеса 2 в головке шатуна 1, обращенной к ведомому звену. В эту цилиндрическую расточку поворотно вставлен стакан 3, к которому прикреплен винтами 4 сегмент 5. Функционально детали 3 и 5 представляют собой одну деталь. Применение сегмента 5 объясняется условиями сборки механизма. Далее нод стаканом 3 понимается деталь, образованная стакано.м 3 ,и сегментом 5. В стакане 3 имеется прямоугольный вырез, ось которого параллельна оси вращения колеса 2. и наз, аналогичный щноночному назу в валу; ось паза также параллельна оси вращения колеса 2.

В пазу стакана 3, закреплена винтами нланка 6, выступающая обоими концами за торцы стакана 3.

В прямоугольном окне стакана 3 подвижпо установлен клин 7, снабженный на рабочих паверхностях двумя парами направляющих пазов, в каждом пз которых перемещаются зубчатые колодки 8 и 9. Колодки на торцовых поверхностях, обращенных к соответствующим поверхностям колеса 2, снабжены храновыми радиальными зубьями.

На рабочих торцовых поверхностях деталей 10 и 11 ведомого колеса 2, обращенных друг к другу, выполнены зубья, соответствуюЩИе зубья на торцах колодок 5 и 9. Для правильной ориентации зубьев на колодках относительно зубьев на колесе каждая колодка снабжена центрирующим пояском, в.ходящим в соответствующее углубление, образованное колесом 2 и его деталями 12 и 13.

В каждой колодке имеется по два несквозных сверления, в каждое из которых вставлены пружина 14 ,и свободно неремещаемый палец /5. В рабочем состоянии пружи1на сжата. Таким образом, пружины с одной стороны прижимают колодку к нанравляющему по.яску на колесе 2, а с другой - прижимают пальцы 15 к нанравляющим поверхностям деталей 12 и 13 колеса 2. Каждая направляющая в деталях 12 и 13 снабжена конической поверхностью, которой она сопрягается с торцовой фаской на пластине 6.

Цилиндрическая головка щатуна /, в которой размещены ведущие детали механизма, имеет выступающий поясок, которым она сонрикасается с поверхпостью колеса 2.

связи с качательным движением щатуна в четырехзвеннике.

Вместе с тем эта цилиндрическая головка движется в криволинейных направляющих, образованных коническими новерхностями направляющих в деталях 12 и 13 и цилиндрической поверхностью колеса 2, но которым скользит с одной стороны своими фасками пластина 6, а с другой стороны - наружный поясок цилиндрической головки щатуна /. Конические направляющие поверхности в деталях 12 и 13 сделаны для того, чтобы с помощью пластины 6, закренленной на стакане 3, зафиксировать последний в осевом направлепии.

Известно, что, например, в импульсном зубчато-рычажном варианте механизма свободного хода колебательное движение щатуна преобразуется в приблизительно равномерное вранхение водомого колеса.

В описываемой конструкции для передачи движения от щатуна 1 па колесо 2 только в одном направлении служат храповые зубья на деталях 10 и 11 ведомого колеса 2 и ведущих колодках 8 и 9. Храповые зубья на ведущих и ведомых деталях должны быть сцеплены при рабочем ходе дапного четырехзвенника и расцеплены при его холостом ходе.

Рабочий ход начинается тогда, когда вектор окружной скорости колодок 8 и 9 относительно колеса 2 совнадает с направлением, прп котором храповые зубья передают усил.ия. Холостой ход имеет место при несовпадении этих направлений.

Сцепление и расцепление храповых зубьев происходят под действием силы трения, возникающей между колодками 8 и 9 и колесом 2 за счет действия пружины 14.

Как известно, сила трения направлена в сторону, противоположную скорости скольжения. В данном случае скорость скольжения колодок по колесу - это окружная скорость колодок 5 и Я движущихся совместно с головкой щатуна / относительно колеса 2. Итак, в начале рабочего хода скорость скольжения совпадает с направлением, при которо.м зубья восирипимают 1юлез 10е усилие, а сила трения, приложенная к колодкам 5 и Я направлена в нротивоположную сторону. В результате этого колодки, двигаясь в направляющих клина 7, заценляются зубьями за зубья деталей 10 и 11 колеса 2 и полностью входят в зацепление, во-первых, за счет соответствующего наклона рабочего профиля храповых зубьев, ,и, во-вторых, под действием клина 7. После входа зубьев в зацепление при всем рабочем ходе скольжение колодок отсутствует.

В начале холостого хода направление скоростп скольжения колодок по колесу изменяется на противоположное, т. е. эта скорость теперь направлена так, что не совнадает с направлением, при котором зубья воспринимают рабочую нагрузку. Под дейстаием нерабочих граней зубьев и изменившейся по на

Похожие патенты SU293147A1

название год авторы номер документа
МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА ИМПУЛЬСНОГО ВАРИАТОРА 1971
  • А. Е. Кропп, С. И. Кудашкин, Н. П. Бражников П. В. Масленников
  • Ярославский Технологический Институт
SU293148A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЗОРА БАРАБАННО-КОЛОДОЧНОГО ТОРМОЗА 1992
  • Городецкий Ефим Маркович[Ua]
  • Гусев Александр Васильевич[Ua]
  • Корень Вилен Липович[Au]
  • Гусева Лидия Ивановна[Ua]
RU2039891C1
Зубчатый механизм свободного хода 1972
  • Кропп Абрам Ефремович
  • Янчевский Юрий Владимирович
  • Масленников Павел Васильевич
SU437858A1
ФРИКЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА ИМПУЛЬСНОГО ВАРИАТОРА 1970
  • А. Е. Кропп, С. И. Кудашкин, Н. Р. Бражников П. Масленников
SU282850A1
СТАНОК ДЛЯ ЗАБИВАНИЯ ГРЕБЕННЫХ ИГЛ В ИГЛОНАБОРНЫЁ ПЛАНКИ 1970
SU278483A1
Устройство для автоматической регулировки зазора 1967
  • Герман Ганс Хеник
  • Ганс Альберт Беллер
SU470123A3
Коробка передач 1983
  • Диричев Сергей Серафимович
SU1191656A1
Вариатор скорости механизма подачи горной машины 1980
  • Степанов Евгений Аркадьевич
  • Картавый Николай Григорьевич
  • Голик Владимир Борисович
  • Доброборский Георгий Александрович
  • Бардовский Анатолий Данилович
  • Жуков Александр Александрович
SU926277A1
Револьверная головка 1988
  • Гайворонский Сергей Александрович
  • Рубан Александр Сергеевич
SU1593785A1
Ударный гайковерт 1982
  • Широков Иван Леонтьевич
  • Широков Владимир Иванович
  • Широков Виктор Иванович
SU1147557A2

Иллюстрации к изобретению SU 293 147 A1

Реферат патента 1971 года МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА ИМПУЛЬСНОГОВАРИАТОРА

Формула изобретения SU 293 147 A1

SU 293 147 A1

Авторы

А. Е. Кропп, С. И. Кудашкин, Н. Р. Бражников П. В. Масленников

Ярославский Технологический Институт

Даты

1971-01-01Публикация