МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА ИМПУЛЬСНОГО ВАРИАТОРА Советский патент 1971 года по МПК F16D41/22 

Описание патента на изобретение SU293148A1

Настоящее изобретение относится к механизмам свободного .хода обпдетехнического назначения и преимущественно предназначено для применения в импульсных вариаторах.

Известен мехаииз.м свободного хода импульсного вариатора с насосным расположением ведущего ,и ведомого валов, в котором для у.меньщения подрессоренных .масс каждое зубчатое колесо главпого механиз.ма вариатора, на наружной поверхности снабжено кольцевой проточкой, а на его торцовых повер.кностях, обращенных друг к другу, выполнены радиально расположенные храповые зубья. В проточке -размещен конец шатуна, в цилиндрической расточке которого, па-раллельной оси вращения зубчатого колеса, помещены вставленные один в другой два стакана. На наружных торцах стаканов имеются храпавые зубья, аналогичные зубьям на колесе. Между стаканами и.меется пружина, постоянно прижимающая их зубья к зубьям на колесе. Стаканы зафиксированы от поворота относительно колеса. Такой механизм работает по принципу зацепления. В этом его главное преимущество перед фрикционными механизмами свободного хода, например, роликового типа, так как с помощью этого механизма, также как в зубчатой передаче, вариатор может передавать практически неограниченные крутящие моменты.

Недостаток известного механизма, состоящего из системы четырехзвенников, заключается в том, что из iBcex четырехзвенников в каждый данный момент только один соверщает рабочий ход, тогда как остальные в это время соверщают холостой ход. Таким образом, холостой ход четырехзвенников занимает гораздо большее время, чем рабочий. Механизм свободного хода во время холостого хода чет1)1рехзвеинпка также находится в холостом режиме, при этом зубья на торцах стаканов скользят по зубьям на колесе. Так как стаканы находятся иод действием пружины, постоянно прижимающей их зубья к зубьям колеса, то при холостом ходе указанный механизм издает характерный щум, а износ зубьев соответственно повыщается.

Целью изобретения - уменьщепие износа зубьев и уровня шума. Это достигается тем, что устройство периодического движения выполнено в виде взаимно подпружиненных стакана и колодки, иа торцовых повер.хностях которых нанесены храповые зубья, взаи.модействующие с зубьями на торцовых поверхностях колес, причем стакан и колодка шарнирно связаны с помощью пальцев, установленных в них по радиуса.м к оси колеса и перпендикулярно оси расточки шатуиа и соединеиновленнымн перпендикулярно к оси пальцев и наклонно к оси расточки шатуна.

На чертеже изображен предлагаемый механизм.

Конец шатуна 1 со всеми относящим ися к нему деталями помещается в кольцевой проточке ведомого колеса 2 между дисками 3 и4, на боковых поверхностях которых, обранхенных друг к другу, нарезаны радиально расположенные храновые зубья.

Конец шатуна имеет цнлиндрическую расточку, параллельную оси врашеиия колеса 2, в которую поворотно вставлен стакан 5. На торце стакана, обращенном к диску 3 колеса, вынолнены храповые зубья, взаимодействующие с храповыми зубьями на диске 3. В стакане имеются также цилиндрическое отверстие, ось которого перпендикулярна оси вращения колеса, и несквозное окно, сообщающее полость этого цилиндрического отверстия с другим торцом стакана. В цилиндрическое отверстие стакана 5 вставлен поворотно палец 6, соединенный с помощью винтов 7 и распорной планки 8 с пальцем 9, который помещен поворотно в цилиндрическом отверстии колодки 10. Ось этого отверстия также перпендикулярна оси вращения колеса 2.

Ось, соединяющая центры пальцев 6 и 9, образует острый угол с осью стакана 5. Колодка 10 .имеет храповые зубья, взаимодействующие с зубьями на диске 4 колеса 2; в ней также сделаны два несквозных отверстия, перпендикулярных оси вращения колеса 2, в которые вставлены пружины 11 и пальцы 12. После сборки механизма сжатые прулсины 11 прижимают колодку 10 к направляющему пояску колеса 2, а пальцы 12-к направляющей /5 колеса 2.

Стакан также имеет направляющие пояски, которыми он скользит по пояскам на колесе 2 ,и направляющей 14. Кольцевые направляющие 13 И 14 имеют конические поверхности, но которым скользит своими фасками конец щатуна 1 и которыми оии фиксируют конец шатуна в осевом направлении, обеспечивая его скольжение своим цилиндрическим пояском по цилиндрической поверхности проточки колеса 2. Гибкая пластина 15, прикрепленная к планке 8 и колодке W, фиксирует положение колодки.

При работе механизма цилиндрическая головка коица шатуна имеет возможность качательного движения относительно своей оси и движения по окружности в криволинейных направляющих вокруг центра колеса 2.

В импульсных, например, в зубчато-рычажных вариаторах с помощью механизма свободного хода колебательное движение шатуна превращается в приблизительно равномерное вращение ведомого колеса. В описываемой конструкции для передачи движения от щатуна 16 на колесо 2 только в одном направлении служат храповые зубья на дисках 3 я 4 колеса 2 и на стакане 5 и колодке 10 ведущего шатуна 16. Храповые зубья

на ведущих деталях должны быть сцеплены с зубьями на ведомых при рабочем ходе данного четырехзвенника и расцеплены при холостом ходе. Рабочий ход иачинается тогда, когда вектор окружной скорости конца щатуна / относительно.колеса 2 совпадает с направлением, в котором храповые зубья передают полезное усилие. Холостой ход имеет место при несовпадении этих направлений.

Сцепление и расцепление храповых зубьев происходит силой трения, возникающей между колодкой 10 и колесом 2 под действием пружины 11. Сила трения всегда направлена в сторону, противоположную скорости скольжения; в даииом случае скорость скольжения

стакана 5 и колодки 10 по колесу - это их

окружная скорость в движении совместно с

концом щатуна / относительно колеса 2.

Итак, в начале рабочего хода скорость

скольжения совпадает с направлением, в котором зубья Воспринимают полезное усилне, а сила трения, приложенная к колодке 10, направлена в противоположную сторону, в результате чего колодка 10 поворачивается

относительно пальца 6 и своими зубьями входит в соприкосновение с зубьями диска ,4. При этом для правильного входа зубьев колодки необ.ходима гибкая фиксирующая пластина /5. После соприкосновения зубьев колодка увлекается дальще уже не только силой трения, но и зацеплением. При этом происходит полное в.хождение зубьев колодки в зацепление с зубьями диска 4 и перемещение стакана 5 в сторону диска 3, а затем и зацепление его зубьев с зубья ми диска 3. Дальнейщее движение колодки 10 и стакана 5 приводит к заклиниванию ведущих деталей 5 и 10 относительно ведомых и 4. Это и означает начало рабочего хода. В начале холостого

хода направление скорости скольжения колодок по колесу изменяется на противоположное, т. е. эта скорость теперь направлена так, что не совпадает с направлением, IB котором зубья воспринимают рабочую нагрузку.

Под действием нерабочих граней зубьев и изменившейся по направлению силы трения стакан 5 и колодка 10 выходят из зацепления и между ведомыми и ведущими деталями устанавливается зазор, который удерживается

на всем протяжении холостого хода силой трения. При этом колодка 10 повернута относительно пальца 6 и своим торцом ирижата к торцу стакана 5. Па всем протяжении холостого хода имеет место скольжение колодки

по колесу.

Таким образом, в описываемом механизме включение и выключение происходят только силами трения, причем на холостом ходу .механизма зубья ведуЕцего и ведомого элементов имеют гарантированный зазор.

Предмет изобретения

ями на торцовых поверхностях и установленный в кольцевой проточке шатун, в отверстии головки которого нараллельной оси вращения зубчатого колеса помещено устройство периодического движения, отличающийся тем, что, с целью уменьшения износа зубьев и уровня шума, устройство периодического движения выиолнеио в виде взаимно иодиружиненных стакапа и колодки, на торцовых поверхностях которых нанесены храповые зубья, взаимодействующие с зубьями на торцовых иоверхностях колес, причем стакан .и колодка шарнирно связаны с помощью пальцев, установленных в :них по радиусам к оси колеса п иериендикулярно оси расточки шатуна и соединенных между собой раснорными илаиками, установленными перпендикулярно к оси пальцен л наклонно к оси расточки шатуна.

Похожие патенты SU293148A1

название год авторы номер документа
МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА ИМПУЛЬСНОГОВАРИАТОРА 1971
  • А. Е. Кропп, С. И. Кудашкин, Н. Р. Бражников П. В. Масленников
  • Ярославский Технологический Институт
SU293147A1
ФРИКЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА ИМПУЛЬСНОГО ВАРИАТОРА 1970
  • А. Е. Кропп, С. И. Кудашкин, Н. Р. Бражников П. Масленников
SU282850A1
Зубчатый механизм свободного хода 1972
  • Кропп Абрам Ефремович
  • Янчевский Юрий Владимирович
  • Масленников Павел Васильевич
SU437858A1
Импульсный вариатор 1985
  • Янчевский Юрий Владимирович
  • Лапин Константин Витальевич
  • Шапошников Андрей Витальевич
SU1310564A1
Вариатор скорости механизма подачи горной машины 1980
  • Степанов Евгений Аркадьевич
  • Картавый Николай Григорьевич
  • Голик Владимир Борисович
  • Доброборский Георгий Александрович
  • Бардовский Анатолий Данилович
  • Жуков Александр Александрович
SU926277A1
Лебедка 1979
  • Кропп Абрам Ефроимович
SU821394A1
ИМПУЛЬСНЫЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР 1991
  • Михайлов Александр Анатольевич
RU2011075C1
Механический вариатор скорости вращения 1985
  • Александров Марат Валентинович
  • Давыдов Олег Владимирович
SU1414990A1
Электроотбойный безредукторный молоток 1948
  • Батуев Н.М.
SU89874A1
Инерционный импульсный вариатор 1980
  • Искеев Сергей Константинович
SU945531A1

Иллюстрации к изобретению SU 293 148 A1

Реферат патента 1971 года МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА ИМПУЛЬСНОГО ВАРИАТОРА

Формула изобретения SU 293 148 A1

SU 293 148 A1

Авторы

А. Е. Кропп, С. И. Кудашкин, Н. П. Бражников П. В. Масленников

Ярославский Технологический Институт

Даты

1971-01-01Публикация