УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРИВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ ПРИЕМНИКОВ ТОКА Советский патент 1932 года по МПК H02J13/00 

Описание патента на изобретение SU28562A1

Предлагаемое согласно изобретению устройство предназначается для избирательного приведения в действие приемников электрического тока; устройство состоит из прибора управления - кнопочного пульта, снабженного комплектом реле (по четыре реле на каждый токоприемник), и приемного распределительного коммутатора; последний снабжен контактным диском (по три контакта на каждый токоприемник) с ползуном, вращающимся от мотора помощью червячной передачи, и комплектом реле (по одному реле на каждый токоприемник).

Прибор управления и приемный коммутатор связаны между собой одним десятижильным кабелем, по которому и осуществляется включение и выключение любого числа токоприемников, к которым отходят по два провода от соответствующего реле у приемного коммутатора. За один оборот ползуна по контактному диску может быть включено или выключено столько приборов, сколько было одновременно нажато кнопок на пульте; последнее обстоятельство дает возможность в экстренных случаях с достаточной быстротой управлять большим числом приемников, что в некоторых специальных областях техники может оказаться весьма необходимым.

На чертеже фиг. 1 изображает схему прибора управления; фиг. 2 - схему коммутатора; фиг. 3 - вид сбоку одного из реле прибора управления.

Приведение в действие одного из управляемых устройством токоприемников, например, токоприемника №2, который (фиг. 2) соединен с реле В2 проводами М и N, производится путем нажатия соответствующей кнопки Ка2 (фиг. 1) При этом замыкается цепь реле С устройства: провод II источника тока контакты 2, 1 кнопки Ка2, обмотка реле С2 контакты 1, 2 реле R2, провод I источника тока. Реле С2 приходит в действие и замыкает свои контакты 1 и 2, 3, 4 и 5, 6 и 7. Так как контакт 4 реле С2 соединен с проводом II, то ток от провода II через контакты 4 и 3 реле С2 по проводу 3 десятижильного кабеля пойдет в обмотку электромагнитного тормоза Т (фиг. 2), которая, с другой стороны, постоянно присоединена к проводу I. Электромагнит тормоза придет в действие и растормозит вал электродвигателя Э коммутатора. Когда вслед за этим кнопка Ka2 будет отпущена (т.-е. вновь окажутся замкнутыми ее контакты 3 и 4 и разомкнутыми контакты 1 и 2), провод II через контакты 3 и 4 реле С4 и последовательно друг с другом включенные контакты 3 и 4 всех кнопок типа Ka и Kb будет соединен с точкой L схемы (фиг. 1). При размыкании контактов 1 и 2 кнопки Ка2 реле С2 не прекращает своего действия, так как цепь его остается замкнутой через его собственные контакты 4 и 5: провод II, контакты 4 и 5 реле С1, обмотка реле С1, контакты 1 и 2 реле R2, провод I.

Благодаря тому, что точка L схемы через провод 4 кабеля соединена с якорем электродвигателя Э, соединенным с другой стороны с проводом I непосредственно, электродвигатель, Э придет во вращение и, будучи механически связан с ползуном Р коммутатора, приведет этот последний в движение по часовой стрелке. Ползун Р при своем движении замкнет цепь реле О (фиг. 1): провод I, кольцо коммутатора, ползун Р, контакт K, провод 5 кабеля, обмотка электромагнита реле О, точка L схемы, провод II. Реле О при этом замкнет свои контакты 1 и 2, 3 и 4 и разомкнет контакты 5 и 6. Так как контакты 1 и 2 реле О включены последовательно с обмоткой этого реле, то, при дальнейшем движении ползуна Р и оставлении им контакта K на коммутаторе, реле О действия своего не прекращает (провод I, контакты 1, 2, обмотки реле О, точка L, провод II). Когда ползун Р придет в соприкосновение с контактом a1 (фиг. 2), замкнется цепь обмотки b реле A1: провод I, ползун Р, провод 6 кабеля, контакты 7, 8 реле А2, обмотка b реле A1, контакты 3 и 4 реле О, провод II. Реле А1 сработает, якорь его западет за выступ защелки и останется в таком положении, независимо от наличия тока в обмотке b, впредь до замыкания цепи обмотки a, которая, воздействуя на второй якорь реле A1, освободит от защелки первый якорь.

Затем ползун P последовательно приходит в соприкосновение с контактами b1, и d1 и a2; замыкание контактов b1 и d1 никаких включений за собой не влечет, а при соединении ползуна с контактом a2 замыкается цепь обмотки b реле А2: ползун Р, контакт a2, провод 7 кабеля, контакты 1 и 2 реле А1, контакты 7 и 8 реле А3, обмотка b реле А2, контакты 3 и 4 реле O2, провод II. Реле А3 на чертеже не приведено, однако, вследствие совершенно аналогичного присоединения всех реле типа А друг относительно друга, при рассмотрении описываемой цепи прохождение тока можно проследить, пользуясь контактами 7 и 8 реле A13. Реле А2 сработает и, подобно тому, как это было описано для реле А1, якорь его западет за защелку. Одновременно будут разомкнуты контакты 7 и 8 реле A2, включенные в цепь обмотки b реле А1, и эта последняя останется без тока (выключение реле А1 не произойдет благодаря защелке).

Кроме того, вследствие замыкания между собою контактов 3, 4, 5 и 6, ко всем этим контактам через контакт 5 будет присоединен провод II.

При своем дальнейшем движении ползун Р придет в соприкосновение с контактом b2 и, благодаря тому, что реле С2 все время остается включенным в цепь источника тока, замкнет цепь обмотки b реле B2 (фиг. 2): провод I, ползун F, контакт b2, обмотка b реле B2, общий провод, провод 10 кабеля, контакты 2. и 1 реле С2, контакты 3 и 5 реле А2, провод II.

Реле В2 сработает и, замкнув свои контакты 1 и 2, присоединит провод М токоприемника №2 к проводу I источника тока, другой провод II которого постоянно присоединен через провод 2 кабеля к проводу N токоприемника.

Таким образом, лишь нажатием одной из кнопок Ka (и последующим ее отпусканием) может быть приведен в действие любой из токоприемников, управляемых устройством.

Одновременно с контактами 1 и 2 реле B2 замкнет свои контакты 3 и 4, включенные в цепь реле О2, вследствие чего при движении вслед за этим ползуна Р от контакта b2 к контакту d2 цепь реле O2 будет замкнута: провод I, ползун Р, контакт d2, контакты 3 и 4 реле В2, обмотка, реле О2, провод 10 кабеля, провод II источника тока. Реле О2 сработает и замкнет цепь реле R2 (фиг. 3), провод II, контакты 1 и 2 реле O2, провод 8 кабеля, контакты 6 и 7 реле C2, обмотка реле R2, провод I источника тока. Якорь реле R2 при этом повернется по часовой стрелке (фиг. 3) и, ударив нижней своей частью по плечу m рычага mn, разомкнет контакты 1 и 2, включенные, как уже упоминалось выше, в цепь реле С2. Кроме того, поворотно укрепленная на верхней части якоря собачка подвинется вправо и захватит следующий по порядку зубец храпового колеса,жестко скрепленного с шайбой, на периферии которой расположены поочередно металлические и изоляционные прокладки. Около шайбы установлены два контакта 3 и 4, опирающиеся либо на металлическую часть, либо на изоляционную часть шайбы, в зависимости от положения этой последней. Во все время действия устройства, описанного выше, контакты эти между собой соединены не были, так как под ними была расположена изоляционная прокладка.

Благодаря размыканию контактов 1 и 2 реле R2 будет разомкнута цепь реле С2, которое, в свою очередь, выключится и разомкнет контакты 3 и 4. Так как через контакты 3 и 4 реле С2 замыкалась, во первых, цепь электромагнита тормоза (по проводу 3 кабеля) и, во вторых, цепь реле О и электродвигателя, приводящего в движение ползун Р коммутатора (через контакты 3 и 4 всех кнопок типа Ka и Kb и провод 4 кабеля), то при размыкании этих контактов реле С2 будет выключено реле О, прекратится вращение электродвигателя Э, и тормоз Т, не удерживаемый, более своим электромагнитом, затормозит вращающийся по инерции вал, связанный механически с ползуном Р.

Кроме того, при выключении реле С2 будут также разомкнуты его контакты 6 и 7, включенные в цепь реле R2. Это последнее останется без тока, и якорь его под действием пружины (фиг. 3) повернется обратно (против вращения часовой стрелки), одновременно с чем собачка, захватившая, как было указано выше, следующий по порядку зуб храповика, повернет храповик, а вместе с ним и контактную шайбу таким образом, что контакты 3 и 4 окажутся соединенными между собой через металлическую часть на периферии шайбы. Контакты 3 и 4 реле R2 замкнут цепь сигнальной лампы 2, горение которой укажет на то, что токоприемник №2 приведен в действие. Цепь сигнальной лампы следующая: провод I, контакты 3 и 4 реле R2, лампа 2, провод II.

Одновременно с выключением реле О через контакты его 5 и 6 провод I источника тока соединяется с одним из концов обмотки а реле A1, другой конец которой соединен с проводом II источника тока через контакт 5 и 6 реле А1 (следует иметь в виду, что в этот момент якоря обоих реле А1 и А2 удерживаются в верхнем - включенном положении благодаря защелкам). Реле А1 притянет свой второй якорь и освободит от защелки якорь, замыкающий контакты 5 и 6, вследствие чего цепь обмотки а реле А1 вновь будет разомкнута и замкнется цепь обмотки а реле А2: провод I, контакты 5 и 6 реле О, контакты 9 и 10 реле А1, обмотка а реле A2, контакты 5 и 6 реле А2, провод II.

Реле А2 сработает так же, как это было описано для реле А1, но через его контакты 9 и 10 ток от реле О уже не пойдет, так как во всех остальных реле типа А якоря находятся в состоянии покоя, и контакты 5 и 6 в цепях соответствующих обмоток а - разомкнуты.

Таким образом, после всех упомянутых выше переключений остается включенным реле В2 (якорь его удерживается защелкой) и горит сигнальная лампа, указывающая работу токоприемника №2.

Если бы кроме кнопки Ka2 одновременно с нею была нажата, например, кнопка Ka10, то после выключения реле С2 (цепь которого была разомкнута в контактах реле R2) размыкание контактов 3 и 4 реле С2 уже не привело бы к отсоединению точки L схемы от провода II источника тока, так как этот провод остался бы соединенным с точкой L через контакты 3 и 4 реле С10. Следовательно, в этом случае ни электродвигатель, ни реле О не были бы выключены, и ползун Р, замкнув контакт а5 коммутатора, включил бы в цепь электрического тока, через провод 6 кабеля, через замкнутые контакты 1 и 2 реле А2 и через замкнутые контакты 7 и 8 еще не включенного реле А4, обмотку b реле А3. Следует иметь в виду, что если бы реле О не выключилось, то защелки соответствующих реле A1, А2 не освободили бы якорей, и контакты 1 и 2 всех этих реле были бы замкнуты. Далее ползун Р включил бы одно за другим реле А4, А5 и т.д., пока вслед за включением реле A10 через контакт b10 коммутатора не был бы включен токоприемник №10; после включения токоприемника №10 сработало бы реле O2 и включила бы реле R10, а это последнее разомкнуло бы цепь тормоза, электродвигателя и реле О подобно тому, как это было описано для реле R2.

После выключения электродвигателя тормоза и реле О освободились бы один за другим включенные под защелку якоря всех десяти реле типа A и на панели горели бы две сигнальные лампы 2 и 10, что свидетельствовало бы о приведении в действие двух токоприемников №2 и №10. Таким образом, за один поворот ползуна по коммутатору ток может быть дан во все без исключения токоприемники.

Выключение токоприемника №2 осуществляется путем нажатия кнопки Kb2, в результате чего замыкается цепь реле Д2: провод II, контакты 2 и 1 кнопки Kb2, обмотка реле Д2, контакты 1 и 2 реле R2, провод I. Реле Д2 приходит в действие и замыкает цепь электромагнита тормоза, который растормаживает вал электродвигателя Э: провод II, контакты 4 и 3 реле Д2, провод 3 кабеля, обмотка электромагнита тормоза Т, провод I. При последующем отпускании кнопки Kb2 замыкается цепь электродвигателя Э: провод II, контакты 4 и 3 реле Д2, последовательно включенные контакты 3 и 4 всех кнопок Kb и Ka, точка L схемы, провод 4 кабеля, якорь электродвигателя Э, провод I. При вращении электродвигателя провод I через контакт K коммутатора и провод 5 кабеля присоединяется к обмотке реле О, другой конец которой соединен с проводом II (через точку L), вследствие чего реле О срабатывает.

Далее ползун Р коммутатора приходит в соприкосновение с контактом а1, благодаря чему провод I через провод 6 кабеля и через контакты 7 и 8 реле А2 присоединяется к обмотке b реле A1, которая с другой стороны присоединена через контакты 3 и 4 приведенного в действие реле О с проводом II. Реле A1 срабатывает, и якорь его, как уже описано прежде, захватывается выступом защелки.

Вслед за контактами b1 и d1 (никаких соединений при посредстве их не осуществляется) ползун перекрывает контакт а2 и присоединяет провод I через провод 7 кабеля, через контакты 1 и 2 включенного реле А1 и контакты 7 и 8 не включенного реле А3 к обмотке b реле А2, совершенно аналогично описанному выше. Реле А2 приходит в действие, и якорь его заскакивает за выступ защелки, размыкая одновременно цепь обмотки b реле А1. При замыкании ползуном контакта b2 замыкается цепь обмотки а реле В2: провод I, контакт b2, обмотка а реле В2, провод 9 кабеля, контакты 2 и 1 реле Д2, контакты 4 и 5 реле А2, провод II. Реле В2 срабатывает и, освободив от защелки якорь, замыкающий контакты 1, 2 и 3, 4, тем самым разомкнет цепь токоприемника №2. Одновременно с этим будут замкнуты контакты 5 и 6 в цепи реле R4: провод II, контакты 5 и 6 реле В2, провод 8, контакты 6 и 7 реле Д2, обмотка реле R2, провод I. Реле R2 поворачивает свой якорь до тех пор, пока его контакты 1 и 2, включенные в цепь реле Д2, не будут разомкнуты, и собачка, укрепленная на якоре, не захватит следующий по порядку зубец колеса, сидящего на одной оси с контактным диском. Реле Д2 после размыкания контактов 1 и 2 разомкнет свои контакты 6 и 7, чем, в свою очередь, разомкнет цепь реле R2, которое при этом (т.-е. при выключении) повернет зубчатое колесо на один захваченный ранее зубец и разомкнет цепь сигнальной лампы в контактах 3 и 4. Кроме того, в контактах 3 и 4 реле Д2 разомкнется цепь якоря электродвигателя Э, тормоза Т и реле О. Последнее замыкает контакты 5 и 6 в цепи обмотки а реле А1; якорь реле A1, как и у всех реле типа А, в этот момент удерживается защелкой. Благодаря замыканию цепи обмотки а реле A1, оно приходит в первоначальное положение и замыкает контакты 9 и 10 в цепи реле А2.

Если бы кроме кнопки Kb2 были нажаты какие-либо другие кнопки Ka или Kb, например, кнопка Kb12, то после выключения реле Д2 цепи электродвигателя, тормоза и реле О не разомкнулись бы (были бы замкнуты контакты 3 и 4 реле Д12), реле А1 и А2 остались бы во включенном положении, и ползун P при своем дальнейшем перемещении включил бы постепенно реле А3, А4 и т.д. до тех пор, пока после включения реле A12 не включился бы токоприемник №12.

После этого все части устройства приняли бы постепенно первоначальное положение, как то было указано при описании действия устройства в момент включения токоприемника №2.

Таким образом, при помощи предлагаемого устройства нажатием тех или иных кнопок можно включить и выключить любое число токоприемников.

Похожие патенты SU28562A1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИГНАЛИЗАЦИИ 1932
  • Нагорский В.М.
SU29764A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ СТРЕЛОК И СИГНАЛОВ 1931
  • Когонзон Г.М.
  • Линков Я.И.
SU32535A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДСЧЕТА НЕРАВНОЦЕННЫХ СОЕДИНЕНИЙ В ТЕЛЕФОННЫХ УСТАНОВКАХ 1926
  • М. Матиас
SU7548A1
АВТОМАТИЧЕСКАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СТАНЦИЯ 1927
  • Матов Г.П.
SU18463A1
АСИНХРОННЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИЙ БУКВОПЕЧАТАЮЩИЙ ТЕЛЕГРАФНЫЙ АППАРАТ 1925
  • Бродин В.В.
  • Шаргородский С.Е.
SU4826A1
Устройство для автоматического пуска и торможения электровозов 1932
  • Файн Л.С.
SU39213A1
ОГРАНИЧИТЕЛЬ ХОДА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ДВИГАТЕЛЯ В МОСТОВЫХ КРАНАХ 1926
  • Тривас С.Т.
SU5614A1
Устройство для определения уровня стояния нефти, воды и забоя буровых скважин 1935
  • Гули-Заде С.
SU49955A1
Тиристорный реверсивный пускатель 1984
  • Березинский Леонид Павлович
  • Григорьев Эдуард Николаевич
  • Митрофанов Анатолий Иванович
SU1287247A1
Автоматический аппарат для производства бухгалтерских, статистических и т.п. подсчетов 1924
  • Потапов М.И.
  • Уманский Б.М.
SU1774A1

Иллюстрации к изобретению SU 28 562 A1

Формула изобретения SU 28 562 A1

Устройство для избирательного приведения в действие приемников тока с использованием многожильного кабеля, соединяющего прибор управления с приемным распределительным коммутатором, отличающееся применением: а) прибора управления, состоящего из кнопочного пульта Ка1, Ка2 … Kb1, Kb2, … с двумя кнопками Ka, Kb на каждый из управляемых токоприемников №1, №2, панели сигнальных ламп с одной лампой на каждый токоприемник, загорающейся при включении соответствующего токоприемника и гаснущей при его выключении, и комплекта реле А1, А2, С1, С2, Д1, Д2, R1, R2 по четыре реле А, С, Д, R на каждый токоприемник; б) приемного распределительного коммутатора, состоящего из контактного диска с тремя контактами на каждый токоприемник, с контактным рычагом Р, приводимым во вращение мотором, и комплектом реле В1, B2 … по одному реле В на каждый токоприемник, каковые детали прибора управления и приемного коммутатора включены так, чтобы при нажатии одной из кнопок Ка, Kb приходило в действие соответствующее реле С, замыкающее цепь электродвигателя, перемещающего рычаг Р, который замыкал бы цепь реле О, предназначенного включать в цепь тока реле А прибора управления, при определенном положении какового рычага Р, соответствующем нажатой кнопке Ка, Kb, замыкалась бы цепь соответствующего реле В, замыкающего цепь избираемого токоприемника и цепь реле O2, предназначенного замыкать цепь одного из реле R, которое, в свою очередь, замыкало бы цепь одной из сигнальных ламп.

SU 28 562 A1

Авторы

Миновский П.Ф.

Даты

1932-12-31Публикация

1930-07-26Подача